С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 1)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня

Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства

Начало Южному машиностроительному заводу было положено в июле 1944 г., когда распоряжением ГКО СССР было принято постановление о строительстве Днепропетровского автозавода. Первоначально предполагалось выпускать ГАЗ-51, и во многом по этой причине после начала строительства в октябре 1944 г. главным конструктором строящегося на южной окраине Днепропетровска автогиганта был назначен В.А. Грачёв, но в июле 1945 г. было решено взять за основу ЗИС-150, а производство расширить, учитывая планируемые объемы выпуска – до 300 тыс. грузовиков в год.

Интересно, что первую продукцию, два ЗИС-5, в декабре 1946 г. выпустил Завод вспомогательного оборудования, и с этой даты можно отсчитывать историю ДАЗа как автозавода. Через месяц КБ предприятия начало проектировать прицепы для ДАЗ-150 и ДАЗ-485, а в середине 1948 г. завод стал выпускать автокраны К-31 и собрал первый экземпляр ДАЗ-150. В 1949-м события шли по нарастающей: переход на производство автокранов К-32; начало испытаний амфибий ДАЗ-485; организация и последующий выпуск автосамосвалов ЗИС-585; начало опытной эксплуатации ДАЗ-150 разных модификаций; освоение опытных 5- и 3-тонных автопогрузчиков 4000М.

К моменту выхода постановления Совета Министров СССР от 9 мая 1951 г. о перепрофилировании автозавода на выпуск ракетной техники ДАЗ выпустил более 2000 машин всех типов и к сентябрю полностью свернул их производство. В последующие годы «почтовый ящик» среднего машиностроения был переименован в Южный машиностроительный завод, вошел в систему общемаша и стал «заводом-невидимкой».

Ранние модели завода ДАЗ
ДАЗ-150 опытный (1948 г.)
ДАЗ-150 «Укранинец» (1949-1951 гг.)
ДАЗ-150 тягач (1950-1951 гг.)
ДАЗ-485 (1951 г.)

Тракторная история засекреченного завода началась в декабре 1953 г., когда здесь начали собирать тракторы МТЗ-2. Сделано это было по следующим причинам: прикрытие ракетно-космического производства, загрузка мощностей вспомогательного и смежного производств, снижение нагрузки на расходные статьи бюджета и, наконец, насыщение внутреннего рынка колесными тракторами, у которых также был неплохой экспортный потенциал. МТЗ-2 – первый массовый отечественный колесный универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Он агрегатировался с 19 рабочими органами и прицепными орудиями.

Его производство на Южмаше велось до 1958 г., а всего совместно с Минским тракторным заводом было выпущено 148 800 ед. После этого предприятие перешло на выпуск тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М, производство которых вело до 1961 г. Вслед за этим было налажено производство скоростных моделей МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС, которые простояли на конвейере до 1972 г. В числе главных достоинств тракторов МТЗ ранних серий – полная взаимозаменяемость корпуса коробки передач, заднего моста, деталей конечной передачи, блокировки дифференциала, деталей полурамы, шестерен КП (1-й передачи и заднего хода и промежуточной заднего хода). Кроме этого разрешалась агрегатно-комплектная взаимозаменяемость ВОМ, насоса, распределителя гидросистемы и т. д. При этом унификация с минскими тракторами тягового класса 1,4 т была стопроцентной.

Ранние модели завода ЮМЗ
МТЗ-2 (1953-1958 гг.)
МТЗ-5М (1958-1961 гг.)
МТЗ-5МС (1958-1972 гг.)
МТЗ-5ЛС (1958-1972 гг.)

Первый трактор ЮМЗ-6 соб­ственной конструкции в Днепропетровске выпустили только в 1971 г. Поскольку основная доктрина секретности и прикрытия ракетно-космического производства на Южмаше сохранялась, выпускали и экспортировали тракторы под маркой «Беларусь», хотя внешне они отличались от минских «колесников».

Справедливость удалось восстановить только в конце 1970-х. Тракторы тогда обрели суббренд «ЮМЗ», некоторые модели продолжали идти с товарной маркой Belarus. К тому времени тракторы Южмаша считались лучшими. Им первым среди тракторов был присвоен Знак качества, их признали лучшей Машиной года, они имели самый высокий моторесурс, по­скольку основные агрегаты изготавливали оборонные предприятия с высокой культурой труда: дизель Д-65Н Рыбинского авиазавода, идентичный Д-50, муфта сцепления Ковровского завода стрелкового оружия и т. д. В среде инженеров за неприхотливость и простоту конструкции в противовес усложнявшимся из года в год минским «Беларусам» его прозвали аналогом «Форда Т».

Тракторы ЮМЗ серии 6
ЮМЗ-6Л (1971-1975-1979 гг.)
ЮМЗ-6М (1971-1975-1979 гг.)
ЮМЗ-6АЛ (1979-1985 гг.)
ЮМЗ-6АМ (1979-1986 гг.)
ЮМЗ-6КМ (с 1991 г.)
ЮМЗ-6АКМ40/2 (с 1993 г.)
ЮМЗ-6СТЛ, ЮМЗ-650 (1990-2001 гг.)
ЮМЗ-652 (1990-2001 гг.)
ЮМЗ-6АКЛ (с 1993 г.)
ЮМЗ-6АКЛ (с 1993 г.)

Универсально-пропашные тракторы серии ЮМЗ-6Л/ -6М для междурядной обработки пропашных культур, уборки урожая в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами, а также для перевозки грузов и привода стационарных машин продержались в производстве до 1979 г. Эта самая массовая серия ЮМЗ разошлась тиражом более миллиона экземпляров и по популярности конкурировала с моделями Минского завода. После модернизации, проведенной в 1977–1979 гг., тракторы получили новое оперение с полусеточной облицовкой радиатора. В 1983 г. завод переименовали в Южный машиностроительный завод им. Л.И. Брежнева, но на табличках упоминание города-производителя продолжало игнорироваться. К 1985 г., когда было начато производство ЮМЗ-611Л и ЮМЗ-611М, все модели серии ЮМЗ-6 (Л, М, АКЛ, АКМ, АЛ, АМ) получили сеточную облицовку перед­ней части и новую, более комфортабельную кабину, отличавшуюся от МТЗ толщиной стоек и геометрическими параметрами, поскольку в основе своей трактор прежде адаптировали для работы с землеройным оборудованием: траншеекопателями, навесными экскаваторными установками, погрузчиками и бульдозерной навеской.

В 1986 г. серию ЮМЗ-611 дополнили полноприводными модификациями ЮМЗ-611КЛН со стартером и ЮМЗ-611КЛМ с пусковым двигателем, однако в серию эти тракторы пошли только в 1991 г. Причина заключалась в том, что передние ведущие мосты, взятые от МТЗ-82, не подходили по ряду конструктивных ограничений, поэтому начали применять мосты от ЛТЗ-40АМ, выпуск которых освоили на самом ЮМЗ.

Начало 1990-х прошло практически под знаком модернизации 6-й серии: тракторы ЮМЗ-6СТЛ с 65-сильным турбодизелем, более совершенные ЮМЗ-615, ЮМЗ-650 (4х2) и ЮМЗ-652 (4х4) с модернизированной кабиной.

В свое время рыбинские двигателисты подготовили для днепропетровцев более мощный двигатель Д-75Л/М, но в серию он так и не пошел, зато к рубежу миллениума начался выпуск тракторов серий 800 и 8000 с 80-сильными дизелями РМ-80, Д-245.4, Д-243C-359, Deutz BFM1013-E, IVECO 8045/25.850.

Развитие модельного ряда тракторов ЮМЗ
ЮМЗ-8271 (с 1998 г.)
ЮМЗ-8280 (с 1998 г.)
ЮМЗ-8070 (с 2003 г.)
ЮМЗ-8080 (с 2003 г.)
ЗТМ-82Л (с 1994 г.)
ЗТМ-60 (с 1993 г.)
ЮМЗ-10280 (с 2000 г.)
ЗТМ-60ГД (с 1994 г.)

Поскольку одна из главных особенностей тракторов ЮМЗ заключалась в его адаптации к строительным нуждам, было разработано заднеприводное шасси СЭШ-6002 для монтажа экскаваторной колонны и высокопроизводительные 100-сильные тракторы ЮМЗ-10244 и модификации для работы с коммунальным и транспортно-погрузочным оборудованием.

Сборку тракторов ЮМЗ в начале 1990-х пытались организовать также в Омске и Подмосковье с использованием 70...75% российских комплектующих. В конце 1993 г. на казенном заводе Омск­трансмаш начато производство тракторов ЗТМ-60 (4х2) и ЗТМ-62 (4х4). Для работы в городе и закрытых помещениях были подготовлены версии ГД с газодизельным силовым агрегатом: в передней части монтировали два баллона по 117 л с компримированным нефтяным газом либо четыре 40-литровых баллона со сжатым природным газом. Предприятие выпускало также ЗТМ-80Л с 80-сильным дизелем Д-65, но к середине 2000 года производство ЗТМ в Омске снизилось и сейчас практически прекращено.

ЮМЗ-10240 (с 2003 г.)
ЮМЗ-10240 (с 2003 г.)

В 2001 г. была предпринята вторая попытка начать выпуск тракторов за пределами Украины. Тогда ЗАО «Волжский Трактор» начало серийный выпуск тракторов ЮМЗ-8070 и ЮМЗ-8071 на производственных площадях завода «Аверс» в райцентре Похвистнево (Самарская обл.). По расчетам специалистов, это позволило снизить цену на 20...25%: до 235 000 руб. Однако главная проблема заключалась в ограниченном числе производителей навесного спецоборудования. Городские эксплуатанты в отличие от аграриев более платежеспособны, и им, как правило, требуется строительно-коммунальное оборудование.

Список таких продуцентов для ЮМЗ ограничен: это «Интердон», «САРЭКС», Омск­трансмаш, златоустовский «Булат» («Златэкс»), ВАТ «Борэкс», Павлоградский механический завод и, пожалуй, всё. Проблем добавил вынужденный переход на выпуск тракторов под заказ – клиент к этому времени стал капризный и на волне строительного бума не мог рисковать ожиданиями.

Сейчас ДП «ВО «Пiвдений машинобудiвний завод iм. О.М. Макарова» продолжает совершен­ствовать линейку своей продукции, организовав выпуск абсолютно новых тракторов серии «Днiпро». Сюда входят пока три модели ЮМЗ-8085 (4х2) и две полноприводные модели: ЮМЗ-8285 и ЮМЗ-10280 тягового класса 2,0. Тем не менее популярность в России днепропетровских тракторов катастрофически падает, тогда как ближайшие конкуренты – МТЗ и ТТЗ, наоборот, увеличивают продажи, а минчане организуют производство уже в самой Украине.

Модель Годы выпуска Масса
снаряженная, кг
Габаритные
размеры, мм
Колея
спереди/сзади, мм
База, мм Клиренс,
мм
Двигатель Число передач
вперед/ назад
Опорный модельный ряд тракторов ЮМЗ 1970-х–1990-х годов
ЮМЗ-6Л/ -6М (4х2) 1971–1979 3095 4095х1884х2460 1260…1800/1300…1800 2450 450 Д-65Н/Д-65М (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6АЛ/ -6АМ (4х2) 1979–1985 3147 4165х1885х2485 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65Н/Д-65М (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6СТЛ (4х2) С 1990-го 3410 4165х1884х2660 1360…1860…/1400…1800 2450 450 Д-65НТ/Д-65МТ (4942 см3, 65/60 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6КЛН/ 6КЛМ (4х2) 1986 3410 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65Н/Д-65М (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6Л/ -6М (4х2) С 1975-го 3350 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65 (4942 см3, 60 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6АКЛ/ -6АКМ (4х2) С 1992-го 3485 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65Н1 (4942 см3, 60/62 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6ДЛ/ -6ДМ (4х2) С 1993-го 3895 4063х1884х2830 1360…1860/1400…1800   450 СМД-15Н-09 10/ 2
ЮМЗ-611 (4х2) 1985–1990 3890 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800   450 Д-65Н/ Д-65М 10/ 2
ЮМЗ-611КЛН/ 611КЛМ (4х2) С 1991-го 3630 4221х1884х2660 1360…1860/1400…1800   450 Д-65Н/ Д-65М 10/ 2
Модернизированный модельный ряд тракторов ЮМЗ и ЗТМ 1990-х гг.
ЮМЗ-615 (4х2) С 2003-го 2895 4063х1884х2772 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65М (4942 см3, 60,5 л.с.) 9/ 3
ЮМЗ-650 (4х2) 1991–2000 3410 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65МТ (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-652 (4х4) 1991–2000 3630 4221х1884х2830 1350…1800/1400…1800 2450 450 Д-65НД/ Д-65М (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6002/ СЭШ-6002 (4х2) 1996 3700 4100х1920х2850 1360…1860/1400…1800 2475 650 СМД-15Н (4940 см3, 60 л.с.) 12/ 3
ЗТМ-60Л/ -60ЛД/ -60М (4х2) С 1993-го 3400 4063х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65(4942 см3, 60 л.с.) 10/ 2
ЗТМ-60ГД (4х2) С 1994-го 3490 4200х1884х2730 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-242 (4752 см3, 60 л.с.) 10/ 2
ЗТМ-62 (4х4) С 1993-го 3660 4520х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2450 550 Д-245.5 (4752 см3, 60 л.с.) 10/ 2
ЗТМ-62Л/ -62М (4х4) С 1995-го 3660 4520х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2450 550 Д-65 (4942 см3, 62 л.с.) 10/ 2
ЗТМ-82Л/ -82М (4х4) С 1995-го 3500 4063х1884х2860 1360…1860/1400…1800 2400 550 РМ-80 Турбо/ Д-65МТ1 (4752 см3, 105 л.с.) 10/ 2
Современный модельный ряд тракторов ЮМЗ
ЮМЗ-8071 (4х2) С 1998-го 4070 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65НТ1 (4942 см3, 80 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-8220 (4х4) С 2003-го 4160 4165х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2475 450 Deutz BFM1013-E (4764 см3, 80,2 л.с.) 9/ 2
ЮМЗ-8240 (4х4) С 2003-го 4200 4165х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2475 450 Д-243С-359 (4752 см3, 80 л.с.) 9/ 2
ЮМЗ-8271 (4х4) С 1998-го 4464 4300х1884х2850 1360…1860/1400…1800 2450…2488 450 Д-65НТ1 (4942 см3, 80 л.с.) 9/ 2
ЮМЗ-8280 (4х4) С 1998-го 4235 4165х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2450…2488 450 IVECO 8045.25.825 (4940 см3, 80 л.с.) 12/ 3
ЮМЗ-10244 (4х4) С 2003-го 4373 4165х1884х2830 1600…1800/1400…1800 2475 450 Д-245 (4752 см3, 100 л.с.) 9/ 1
ЮМЗ-8085 Днiпро (4х2) С 2003-го 4130 4134х1884х2570 1360…1860/1400…1800 2500 550 IVECO 8045.25.825 (4940 см3, 80 л.с.) 12/ 3
ЮМЗ-8285 Днiпро (4х4) С 2003-го 4370 4110х1884х2620 1360…1860/1400…1800 2500 550 РМ-80 Турбо (4942 см3, 80 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-10280 Днiпро (4х4) С 2000-го 4914 4183х2880х2620 1780/1400…1800…1930 2500 550 IVECO 8045.25.825 (4940 см3, 100 л.с.) 12/ 3

Примечание. Технические характеристики тракторов, выпускающихся на ЮМЗ, МТЗ-2 (1953-1958), МТЗ-5л/ -5м (1958-1961) и МТЗ-5ЛС/ -5МС (1958-1972) см в «ОС» № 8, 2006 г.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Бренд История Трактор
Юрий Петров, В. Гар Основные Средства 10'2006 23 августа 2016

Комментарии (2)

я с казакстана Умид
Как найти на юмз раздатку чтобы было пвм
27 декабря 2014 – 13:48 Ответить
Павло
Скільки коштує ЮМЗ 10280?
4 апреля 2011 – 21:22 Ответить