Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore

Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства

Начало Южному машиностроительному заводу было положено в июле 1944 г., когда распоряжением ГКО СССР было принято постановление о строительстве Днепропетровского автозавода. Первоначально предполагалось выпускать ГАЗ-51, и во многом по этой причине после начала строительства в октябре 1944 г. главным конструктором строящегося на южной окраине Днепропетровска автогиганта был назначен В.А. Грачёв, но в июле 1945 г. было решено взять за основу ЗИС-150, а производство расширить, учитывая планируемые объемы выпуска – до 300 тыс. грузовиков в год.

Интересно, что первую продукцию, два ЗИС-5, в декабре 1946 г. выпустил Завод вспомогательного оборудования, и с этой даты можно отсчитывать историю ДАЗа как автозавода. Через месяц КБ предприятия начало проектировать прицепы для ДАЗ-150 и ДАЗ-485, а в середине 1948 г. завод стал выпускать автокраны К-31 и собрал первый экземпляр ДАЗ-150. В 1949-м события шли по нарастающей: переход на производство автокранов К-32; начало испытаний амфибий ДАЗ-485; организация и последующий выпуск автосамосвалов ЗИС-585; начало опытной эксплуатации ДАЗ-150 разных модификаций; освоение опытных 5- и 3-тонных автопогрузчиков 4000М.

К моменту выхода постановления Совета Министров СССР от 9 мая 1951 г. о перепрофилировании автозавода на выпуск ракетной техники ДАЗ выпустил более 2000 машин всех типов и к сентябрю полностью свернул их производство. В последующие годы «почтовый ящик» среднего машиностроения был переименован в Южный машиностроительный завод, вошел в систему общемаша и стал «заводом-невидимкой».

Ранние модели завода ДАЗ
ДАЗ-150 опытный (1948 г.)
ДАЗ-150 «Укранинец» (1949-1951 гг.)
ДАЗ-150 тягач (1950-1951 гг.)
ДАЗ-485 (1951 г.)

Тракторная история засекреченного завода началась в декабре 1953 г., когда здесь начали собирать тракторы МТЗ-2. Сделано это было по следующим причинам: прикрытие ракетно-космического производства, загрузка мощностей вспомогательного и смежного производств, снижение нагрузки на расходные статьи бюджета и, наконец, насыщение внутреннего рынка колесными тракторами, у которых также был неплохой экспортный потенциал. МТЗ-2 – первый массовый отечественный колесный универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Он агрегатировался с 19 рабочими органами и прицепными орудиями.

Его производство на Южмаше велось до 1958 г., а всего совместно с Минским тракторным заводом было выпущено 148 800 ед. После этого предприятие перешло на выпуск тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М, производство которых вело до 1961 г. Вслед за этим было налажено производство скоростных моделей МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС, которые простояли на конвейере до 1972 г. В числе главных достоинств тракторов МТЗ ранних серий – полная взаимозаменяемость корпуса коробки передач, заднего моста, деталей конечной передачи, блокировки дифференциала, деталей полурамы, шестерен КП (1-й передачи и заднего хода и промежуточной заднего хода). Кроме этого разрешалась агрегатно-комплектная взаимозаменяемость ВОМ, насоса, распределителя гидросистемы и т. д. При этом унификация с минскими тракторами тягового класса 1,4 т была стопроцентной.

Ранние модели завода ЮМЗ
МТЗ-2 (1953-1958 гг.)
МТЗ-5М (1958-1961 гг.)
МТЗ-5МС (1958-1972 гг.)
МТЗ-5ЛС (1958-1972 гг.)

Первый трактор ЮМЗ-6 соб­ственной конструкции в Днепропетровске выпустили только в 1971 г. Поскольку основная доктрина секретности и прикрытия ракетно-космического производства на Южмаше сохранялась, выпускали и экспортировали тракторы под маркой «Беларусь», хотя внешне они отличались от минских «колесников».

Справедливость удалось восстановить только в конце 1970-х. Тракторы тогда обрели суббренд «ЮМЗ», некоторые модели продолжали идти с товарной маркой Belarus. К тому времени тракторы Южмаша считались лучшими. Им первым среди тракторов был присвоен Знак качества, их признали лучшей Машиной года, они имели самый высокий моторесурс, по­скольку основные агрегаты изготавливали оборонные предприятия с высокой культурой труда: дизель Д-65Н Рыбинского авиазавода, идентичный Д-50, муфта сцепления Ковровского завода стрелкового оружия и т. д. В среде инженеров за неприхотливость и простоту конструкции в противовес усложнявшимся из года в год минским «Беларусам» его прозвали аналогом «Форда Т».

Тракторы ЮМЗ серии 6
ЮМЗ-6Л (1971-1975-1979 гг.)
ЮМЗ-6М (1971-1975-1979 гг.)
ЮМЗ-6АЛ (1979-1985 гг.)
ЮМЗ-6АМ (1979-1986 гг.)
ЮМЗ-6КМ (с 1991 г.)
ЮМЗ-6АКМ40/2 (с 1993 г.)
ЮМЗ-6СТЛ, ЮМЗ-650 (1990-2001 гг.)
ЮМЗ-652 (1990-2001 гг.)
ЮМЗ-6АКЛ (с 1993 г.)
ЮМЗ-6АКЛ (с 1993 г.)

Универсально-пропашные тракторы серии ЮМЗ-6Л/ -6М для междурядной обработки пропашных культур, уборки урожая в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами, а также для перевозки грузов и привода стационарных машин продержались в производстве до 1979 г. Эта самая массовая серия ЮМЗ разошлась тиражом более миллиона экземпляров и по популярности конкурировала с моделями Минского завода. После модернизации, проведенной в 1977–1979 гг., тракторы получили новое оперение с полусеточной облицовкой радиатора. В 1983 г. завод переименовали в Южный машиностроительный завод им. Л.И. Брежнева, но на табличках упоминание города-производителя продолжало игнорироваться. К 1985 г., когда было начато производство ЮМЗ-611Л и ЮМЗ-611М, все модели серии ЮМЗ-6 (Л, М, АКЛ, АКМ, АЛ, АМ) получили сеточную облицовку перед­ней части и новую, более комфортабельную кабину, отличавшуюся от МТЗ толщиной стоек и геометрическими параметрами, поскольку в основе своей трактор прежде адаптировали для работы с землеройным оборудованием: траншеекопателями, навесными экскаваторными установками, погрузчиками и бульдозерной навеской.

В 1986 г. серию ЮМЗ-611 дополнили полноприводными модификациями ЮМЗ-611КЛН со стартером и ЮМЗ-611КЛМ с пусковым двигателем, однако в серию эти тракторы пошли только в 1991 г. Причина заключалась в том, что передние ведущие мосты, взятые от МТЗ-82, не подходили по ряду конструктивных ограничений, поэтому начали применять мосты от ЛТЗ-40АМ, выпуск которых освоили на самом ЮМЗ.

Начало 1990-х прошло практически под знаком модернизации 6-й серии: тракторы ЮМЗ-6СТЛ с 65-сильным турбодизелем, более совершенные ЮМЗ-615, ЮМЗ-650 (4х2) и ЮМЗ-652 (4х4) с модернизированной кабиной.

В свое время рыбинские двигателисты подготовили для днепропетровцев более мощный двигатель Д-75Л/М, но в серию он так и не пошел, зато к рубежу миллениума начался выпуск тракторов серий 800 и 8000 с 80-сильными дизелями РМ-80, Д-245.4, Д-243C-359, Deutz BFM1013-E, IVECO 8045/25.850.

Развитие модельного ряда тракторов ЮМЗ
ЮМЗ-8271 (с 1998 г.)
ЮМЗ-8280 (с 1998 г.)
ЮМЗ-8070 (с 2003 г.)
ЮМЗ-8080 (с 2003 г.)
ЗТМ-82Л (с 1994 г.)
ЗТМ-60 (с 1993 г.)
ЮМЗ-10280 (с 2000 г.)
ЗТМ-60ГД (с 1994 г.)

Поскольку одна из главных особенностей тракторов ЮМЗ заключалась в его адаптации к строительным нуждам, было разработано заднеприводное шасси СЭШ-6002 для монтажа экскаваторной колонны и высокопроизводительные 100-сильные тракторы ЮМЗ-10244 и модификации для работы с коммунальным и транспортно-погрузочным оборудованием.

Сборку тракторов ЮМЗ в начале 1990-х пытались организовать также в Омске и Подмосковье с использованием 70...75% российских комплектующих. В конце 1993 г. на казенном заводе Омск­трансмаш начато производство тракторов ЗТМ-60 (4х2) и ЗТМ-62 (4х4). Для работы в городе и закрытых помещениях были подготовлены версии ГД с газодизельным силовым агрегатом: в передней части монтировали два баллона по 117 л с компримированным нефтяным газом либо четыре 40-литровых баллона со сжатым природным газом. Предприятие выпускало также ЗТМ-80Л с 80-сильным дизелем Д-65, но к середине 2000 года производство ЗТМ в Омске снизилось и сейчас практически прекращено.

ЮМЗ-10240 (с 2003 г.)
ЮМЗ-10240 (с 2003 г.)

В 2001 г. была предпринята вторая попытка начать выпуск тракторов за пределами Украины. Тогда ЗАО «Волжский Трактор» начало серийный выпуск тракторов ЮМЗ-8070 и ЮМЗ-8071 на производственных площадях завода «Аверс» в райцентре Похвистнево (Самарская обл.). По расчетам специалистов, это позволило снизить цену на 20...25%: до 235 000 руб. Однако главная проблема заключалась в ограниченном числе производителей навесного спецоборудования. Городские эксплуатанты в отличие от аграриев более платежеспособны, и им, как правило, требуется строительно-коммунальное оборудование.

Список таких продуцентов для ЮМЗ ограничен: это «Интердон», «САРЭКС», Омск­трансмаш, златоустовский «Булат» («Златэкс»), ВАТ «Борэкс», Павлоградский механический завод и, пожалуй, всё. Проблем добавил вынужденный переход на выпуск тракторов под заказ – клиент к этому времени стал капризный и на волне строительного бума не мог рисковать ожиданиями.

Сейчас ДП «ВО «Пiвдений машинобудiвний завод iм. О.М. Макарова» продолжает совершен­ствовать линейку своей продукции, организовав выпуск абсолютно новых тракторов серии «Днiпро». Сюда входят пока три модели ЮМЗ-8085 (4х2) и две полноприводные модели: ЮМЗ-8285 и ЮМЗ-10280 тягового класса 2,0. Тем не менее популярность в России днепропетровских тракторов катастрофически падает, тогда как ближайшие конкуренты – МТЗ и ТТЗ, наоборот, увеличивают продажи, а минчане организуют производство уже в самой Украине.

Модель Годы выпуска Масса
снаряженная, кг
Габаритные
размеры, мм
Колея
спереди/сзади, мм
База, мм Клиренс,
мм
Двигатель Число передач
вперед/ назад
Опорный модельный ряд тракторов ЮМЗ 1970-х–1990-х годов
ЮМЗ-6Л/ -6М (4х2) 1971–1979 3095 4095х1884х2460 1260…1800/1300…1800 2450 450 Д-65Н/Д-65М (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6АЛ/ -6АМ (4х2) 1979–1985 3147 4165х1885х2485 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65Н/Д-65М (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6СТЛ (4х2) С 1990-го 3410 4165х1884х2660 1360…1860…/1400…1800 2450 450 Д-65НТ/Д-65МТ (4942 см3, 65/60 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6КЛН/ 6КЛМ (4х2) 1986 3410 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65Н/Д-65М (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6Л/ -6М (4х2) С 1975-го 3350 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65 (4942 см3, 60 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6АКЛ/ -6АКМ (4х2) С 1992-го 3485 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65Н1 (4942 см3, 60/62 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6ДЛ/ -6ДМ (4х2) С 1993-го 3895 4063х1884х2830 1360…1860/1400…1800   450 СМД-15Н-09 10/ 2
ЮМЗ-611 (4х2) 1985–1990 3890 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800   450 Д-65Н/ Д-65М 10/ 2
ЮМЗ-611КЛН/ 611КЛМ (4х2) С 1991-го 3630 4221х1884х2660 1360…1860/1400…1800   450 Д-65Н/ Д-65М 10/ 2
Модернизированный модельный ряд тракторов ЮМЗ и ЗТМ 1990-х гг.
ЮМЗ-615 (4х2) С 2003-го 2895 4063х1884х2772 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65М (4942 см3, 60,5 л.с.) 9/ 3
ЮМЗ-650 (4х2) 1991–2000 3410 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65МТ (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-652 (4х4) 1991–2000 3630 4221х1884х2830 1350…1800/1400…1800 2450 450 Д-65НД/ Д-65М (4942 см3, 65 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-6002/ СЭШ-6002 (4х2) 1996 3700 4100х1920х2850 1360…1860/1400…1800 2475 650 СМД-15Н (4940 см3, 60 л.с.) 12/ 3
ЗТМ-60Л/ -60ЛД/ -60М (4х2) С 1993-го 3400 4063х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65(4942 см3, 60 л.с.) 10/ 2
ЗТМ-60ГД (4х2) С 1994-го 3490 4200х1884х2730 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-242 (4752 см3, 60 л.с.) 10/ 2
ЗТМ-62 (4х4) С 1993-го 3660 4520х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2450 550 Д-245.5 (4752 см3, 60 л.с.) 10/ 2
ЗТМ-62Л/ -62М (4х4) С 1995-го 3660 4520х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2450 550 Д-65 (4942 см3, 62 л.с.) 10/ 2
ЗТМ-82Л/ -82М (4х4) С 1995-го 3500 4063х1884х2860 1360…1860/1400…1800 2400 550 РМ-80 Турбо/ Д-65МТ1 (4752 см3, 105 л.с.) 10/ 2
Современный модельный ряд тракторов ЮМЗ
ЮМЗ-8071 (4х2) С 1998-го 4070 4165х1884х2660 1360…1860/1400…1800 2450 450 Д-65НТ1 (4942 см3, 80 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-8220 (4х4) С 2003-го 4160 4165х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2475 450 Deutz BFM1013-E (4764 см3, 80,2 л.с.) 9/ 2
ЮМЗ-8240 (4х4) С 2003-го 4200 4165х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2475 450 Д-243С-359 (4752 см3, 80 л.с.) 9/ 2
ЮМЗ-8271 (4х4) С 1998-го 4464 4300х1884х2850 1360…1860/1400…1800 2450…2488 450 Д-65НТ1 (4942 см3, 80 л.с.) 9/ 2
ЮМЗ-8280 (4х4) С 1998-го 4235 4165х1884х2830 1360…1860/1400…1800 2450…2488 450 IVECO 8045.25.825 (4940 см3, 80 л.с.) 12/ 3
ЮМЗ-10244 (4х4) С 2003-го 4373 4165х1884х2830 1600…1800/1400…1800 2475 450 Д-245 (4752 см3, 100 л.с.) 9/ 1
ЮМЗ-8085 Днiпро (4х2) С 2003-го 4130 4134х1884х2570 1360…1860/1400…1800 2500 550 IVECO 8045.25.825 (4940 см3, 80 л.с.) 12/ 3
ЮМЗ-8285 Днiпро (4х4) С 2003-го 4370 4110х1884х2620 1360…1860/1400…1800 2500 550 РМ-80 Турбо (4942 см3, 80 л.с.) 10/ 2
ЮМЗ-10280 Днiпро (4х4) С 2000-го 4914 4183х2880х2620 1780/1400…1800…1930 2500 550 IVECO 8045.25.825 (4940 см3, 100 л.с.) 12/ 3

Примечание. Технические характеристики тракторов, выпускающихся на ЮМЗ, МТЗ-2 (1953-1958), МТЗ-5л/ -5м (1958-1961) и МТЗ-5ЛС/ -5МС (1958-1972) см в «ОС» № 8, 2006 г.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Бренд История Трактор
Юрий Петров, В. Гар Основные Средства 10'2006 23 августа 2016

Комментарии (2)

я с казакстана Умид
Как найти на юмз раздатку чтобы было пвм
27 декабря 2014 – 13:48 Ответить
Павло
Скільки коштує ЮМЗ 10280?
4 апреля 2011 – 21:22 Ответить