1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)

Минский тракторный (ч.2)

Визитная карточка страны

В. Гар, Юрий Петров

(Окончание. Начало см. «ОС» № 8, 2006 г.)

Первый опытный универсальный колесный трактор тягового класса 1,4 т – МТЗ-80 с дизелем Д-240 изготовлен в 1971-м. Еще через год на основании результатов испытаний Государственная комиссия рекомендовала МТЗ-80 и его полноприводную версию МТЗ-82 для серийного производства. В 1974 г. дан старт рекорду – началось серийное производство самого массового и самого продолжительного по выпуску трактора в мире.

«Восьмидесятая» серия стала визитной карточкой не только предприятия, но и страны. МТЗ-80 первым из советских тракторов успешно прошел сложные экзамены в Международном испытательном центре в штате Небраска (США). Простые, неприхотливые, надежные и весьма комфортные «Беларуси» к 1980-м стали основой для создания большого числа моделей. Сейчас МТЗ хорошо известен более чем в ста странах на всех континентах, и примерно 80% универсальных колесных тракторов стран СНГ изготовлено в Минске.

 

С предшествующей «50-й» серией МТЗ-80/ -82 роднил лишь остов. «Восьмидесятые» получили новое оперение, кабину, двигатель, 9-ступенчатую коробку передач (КП) с понижающим редуктором, дифференциал заднего моста с автоматической блокировкой, задний двухскоростной ВОМ, шины увеличенных размеров, пневмовывод для тормозов прицепов и др. Более современную просторную кабину начали устанавливать в 1980 г.: в ней были панорамное остекление, жесткий каркас безопасности, система подогрева и охлаждения воздуха, регулируемое по росту и массе водителя сиденье, новые электроочистители заднего и переднего стекол, усовершен-ствована рулевая колонка (теперь она регулировалась по высоте и откидывалась для удобства входа-выхода из кабины).

Belarus 800 (1977–1991 гг.)

В 1975-м годовой экспорт тракторов МТЗ превысил 18 тысяч. Тогда же и было организовано Производственное объединение «Минский тракторный завод», в состав которого кроме главного предприятия вошли Завод специального инструмента и технологической оснастки, Витебский завод тракторных запчастей, Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, Головное специализированное конструкторское бюро по универсально-пропашным тракторам. Через год конструкторский коллектив завода за создание МТЗ-80 наградили Государственной премией Белорусской ССР.

Модельный ряд предусматривал новые модификации: МТЗ-82Р для возделывания культур рисового севооборота, МТЗ-82Н с низким клиренсом для работы на склонах до 16°, МТЗ-82НР для высокостебельных культур, крутосклонный МТЗ-82К с гидравлической системой стабилизации остова на склонах до 20°, трехколесный хлопковый МТЗ-80Х, полугусеничные МТЗ-80ПГ и МТЗ-80ПГХ, а также совсем уж диковинный мотоблок МТЗ-0,5 с 5-сильным двигателем. В массовое производство, однако, многие из этих машин пошли только в 1982-м. Тогда были изготовлены первые 30 серийных рисоводческих МТЗ-82Р, в горных районах закончены испытания крутосклонного МТЗ-82К и выпущена первая партия из пятисот низкоклиренсных МТЗ-82Н. Эти машины были очень нужны, поскольку более половины пахотных земель находилось на холмистых равнинах, а большинство склоновых земель расположено в Черноземье, где выпадает до 600 мм осадков в год и где вертикальная пахота – от подножия к вершине – приводит к усиленной эрозии почв. Тракторы МТЗ-82Н и МТЗ-82К способны проводить контурную распашку склонов.

МТЗ-80ПГ (1976–1980 гг.)

Не обошлось без трудностей и при постановке на поток мини-техники. Зачинщиками нового направления в 1974 г. стали И. Стульба и Н. Шульба, сотрудники бюро товаров народного потребления ГСКБ. Спустя четыре года началась работа над созданием семейства малогабаритных с.-х. машин: мотоблоков мощностью 6, 8, 12 л.с. (МТЗ-06, МТЗ-08БС, МТЗ-12) и четырехколесных мини-тракторов МТЗ-082 мощностью 12 л.с. Форсировать события по созданию гаммы мини-техники помогло изданное в 1979 г. постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему развитию личных подсобных хозяйств». Переросшее из «группы мотоблока» в 1981-м специализированное КБ во главе с Антоном Кузнецовым только в 1982-м смогло изготовить 500 мотоблоков МТЗ-05, которые в один миг стали дефицитом. В планах было строительство цеха для выпуска 15 тыс. мотоблоков и мини-тракторов. Впоследствии их стал выпускать построенный в 1986 г. Сморгонский агрегатный завод, а Государственная премия Республики Беларусь за создание малогабаритной техники нашла своих героев только лишь в 1995-м.

2 000 000-й трактор МТЗ-82, сошедший с главного конвейера 24 марта 1984 г., побил рекорд выпуска среди тракторов, а завод жил в ожидании беспрецедентного события – выпуска юбилейного миллионного трактора «80-й» серии. Совершенствование серийной продукции шло постоянно. Появились модернизированные «80-е»: 100-сильные тракторы МТЗ-100 и полноприводный МТЗ-102. Новинки комплектовали новой КП с переключением передач под нагрузкой, в 1,5 раза увеличилась по сравнению с МТЗ-80 грузоподъемность гидронавесной системы, благодаря гидроусилителю усилие на ободе руля снизилось до 1,5 кг, появилась возможность регулировать глубину обработки почвы из кабины.

МТЗ-102 (с 1985 г.)

Такое повышение к.п.д. увеличивало производительность на 15...40% на разных работах. Впоследствии на базе этих моделей были созданы трехколесный МТЗ-100Х для хлопковод-ства, полугусеничные МТЗ-100ПГ и МТЗ-100ПГХ, МТЗ-102РВ. В серийное производство «сотка» пошла лишь в 1985 г., когда начался массовый выпуск тракторов МТЗ-142, МТЗ-142А и МТЗ-144 со 150-сильным турбодизелем Д-260Т, послуживших базой для создания в 1986-м модульного энергетического шасси МЭС-200 со 190-сильным турбодизелем. За его основу был взят полноприводный МТЗ-142 тягового класса 2,0, к которому сзади шарнирно крепился активный модуль с седельно-сцепным устройством и гидрофицированной навеской для прицепных орудий.

Надо сказать, что с конца 1970-х завод выпустил ряд моделей, мало известных на постсоветском пространстве. Речь идет о моделях Belarus 680, 520, 820 и полноприводной Belarus 682». В 1980-х началось производство моделей 510Е, 512Е, 520, 522, 520Е, 522Е, 560 и 562, ориентированных на экспорт.

Девяностые годы стали самыми трудными в жизни завода. К тому времени бренд тракторов сменил название на «Беларус» вместо прежних МТЗ и «Беларусь», что вполне соответствовало и написанию на латинице – Belarus. Мировой лидер производства тракторов с его техническим и интеллектуальным потенциалом оброс паразитными структурами и посредниками, съедавшими почти всю прибыль, и, по мнению зарубежных экспертов и политиков, его следовало ликвидировать. Однако и в таких условиях продолжалось совершен- ствование основной «80-й» серии. Помимо лесохозяйственных вариантов МТЗ-80Л, портальных МТЗ-80Т, трехопорных МТЗ-80ХА, -80ХМ, -80Х2М был начат выпуск коммунальных модификаций УК и МК. В 1990 г. на конвейер по-ставили лесохозяйственный Л-82 и трелевочный ТТР-401, а спустя десять лет начался выпуск нового модельного ряда, омологированного под новые стандарты: «Беларус-80В.1», «Беларус-82В.1», а также целого спектра оригинальных машин с использованием модульной системы элементов пропашных тракторов. Базовый же трактор на тот момент агрегатировался с более чем 350 видами навесного и прицепного оборудования!

В 1986–1996 гг. разрабатывалась конструкция и было поставлено на серийное производство большое число модификаций и новые модели: малогабаритные тракторы МТЗ-210, -220, -225, созданы универсальные шасси ШУ-356 и ШУ-456. В 1995-м, опередив Massey-Fergusson, завод выпустил 3-миллионный трактор МТЗ-920 и освоил производство новой высокоэкономичной и высокопроизводительной модели «Беларус-1221» мощностью 130 л.с. С 2000 г. появляются малогабаритные модели 085БС, 09ТС, мини-тракторы МТЗ-320 и МТЗ-321, а также универсальные тракторы серий 90, 600, 800, 1000, 1500, 2000. Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998–1999 гг. характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так и на крупнейших рынках мира. В 1999 г. МТЗ произвел 57,7% всех тракторов, изготовленных странами содружества. Сегодня завод полностью восстановил свои позиции на просторах СНГ. Если в 1999-м он поставлял тракторы только в три страны – Казахстан, Украину и Туркмению, то уже в 2005 г. был охвачен весь рынок содружества. За последние четыре года производство минских тракторов налажено на ЕлАЗе в Татарии и Украине (киевский ТОВ «Тракторний завод «Укравтозапчастина»).

Среди последних новинок завода – конкурент «Кировца» 250-сильный трактор МТЗ-2522 класса 5,0, установивший абсолютный рекорд в своем классе, вспахав 87 га за сутки, а также соперник волгоградских и алтайских тракторов «Беларус-2102» тягового класса 4,0 с резиноармированной или металлической с РМШ гусеницей.

Сегодня завод предлагает свыше 60 моделей разных машин. Базовые модели тракторов выпускают более чем в ста сборочных вариантах, учитывающих особенности и требования разных климатических зон и самых разнообразных условий эксплуатации.

 

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Бренд История Трактор МТЗ
Юрий Петров, В. Гар Основные Средства 09'2006 2 марта 2007

Комментарии (0)