О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
 1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков

Минский тракторный (ч.1)

Становление лидера отрасли

В. Гар, Юрий Петров

Официальной датой рождения Минского тракторного завода считается 26 мая 1946 г., когда было подписано постановление Совмина № 1142. Проектируемое предприятие должно было освоить выпуск сельскохозяйственных тракторов КД-35 («Кировец» дизельный), производство которых передавалось сюда из Липецка. Суточная расчетная мощность завода составляла тогда 50 с.-х. тракторов, и в процессе возведения новых корпусов производство планировалось наращивать в несколько этапов.

В послевоенном разрушенном Минске был острый дефицит крытых помещений, и между наркоматами шла битва за каждое уцелевшее после бомбежек здание. Строители жили в палаточном лагере, а первые тракторы были выпущены фактически под открытым небом, в наспех приспособленных мастерских, поскольку весь 1947 г. продолжался монтаж оборудования корпуса сборочного цеха.

Несложный даже по тем временам КД-35 выпускали в Минске всего два года: с 1946-го по 1948 г. было собрано около 2500 тракторов, после чего завод перешел на выпуск пусковых карбюраторных двигателей ПД-10, а с начала 1950 г. начал изготавливать дизели Д-35, которые отправляли в Липецк.

 

К выпуску тракторов завод вернулся лишь в 1950-х. 15 августа 1951 г. из сборочного цеха вышел первый в мире трелевочный газогенераторный трактор КТ-12, разработанный на Кировском заводе, но его серийное производство началось лишь в 1953 г. В дальнейшем, после модернизации, трактор получил индекс КТ-12А. Использование газогенератора оправдывало себя лишь на заготовке древесины при трелевке нераскряжеванного леса от места валки к верхнему складу, где больше всего древесных отходов, служащих топливом для газогенератора. На КТ-12А в передней части был установлен автомобильный 36-сильный двигатель УралЗИС-352Т, изготовленный на базе карбюраторного ЗИС-5М. Он отличался более высокой степенью сжатия, конструкцией впускного и выпускного коллекторов, что обу-словлено его приспособленностью для работы на генераторном газе, получаемом от сжигания древесных чурок. Газогенератор Т2Г с «циклоном» и фильтром тонкой очистки газа располагался за кабиной. Траки гусениц были литые из стали с плавающими незакрепленными пальцами.

ТДТ-40 (1956 г.)

Сформированный на МТЗ кон-структорский отдел в период с 1948-го по 1953 г. самостоятельно спроектировал два типа первых в Советском Союзе тракторов средней мощности на пневматических шинах низкого давления. Первый трактор – МТЗ-1 предназначался для обработки высокостебельных культур, имел высокий (до 640 мм) агротехнический просвет и сближенную ошиновку передних колес. Второй – универсальный трактор МТЗ-2 с регулируемой колеей передних колес предназначался для пропашных работ. 14 октября 1953 г. начался серийный выпуск МТЗ-2, ставшего родоначальником большого семейства тракторов «Беларусь». Обе модели были оборудованы ходоуменьшителем, блокировкой дифференциала и навесной системой НС-37.

В ознаменование 50-летия выпуска первого советского трактора в течение месяца на выпускаемые МТЗ-2 наклеивали специальные стикеры, а в 1971 г., в честь 25-летнего юбилея с момента основания Минского тракторного завода, первенец МТЗ-2 был водружен на постамент перед центральной проходной завода. Кроме Минского тракторного, выпускавшего МТЗ-2 до 1958 г., его производство с 1954 г. велось также на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

Параллельно с началом производства колесных тракторов на заводе в 1954 г. разработана конструкция трелевочного трактора ТДТ-40 для вывозки хлыстов с лесосеки. С мая 1956 г. началось его серийное производство. ТДТ-40 также широко использовали на лесосплаве, для различных транспортных работ в условиях бездорожья. Одновременно с этим начался выпуск трелевочных тракторов ТДТ-60, производство которых в том же месяце передали на Алтайский завод (ныне «Алттрак»), и были построены опытные образцы дизеля Д-50.

Т-50В (1959 г.)

До 1957 г. колесные тракторы МТЗ комплектовали вихрекамерным дизелем Д-36, а с 1958 г. начали устанавливать Д-40К с пусковым двигателем ПД-10М. После первой значительной модернизации трактор стали выпускать под маркой МТЗ-5 (его первые образцы были готовы уже в январе 1956 г.), а после установки на нем раздельно-агрегатной гидравлической навесной системы – МТЗ-5К. Новая 10-ступенчатая коробка передач позволяла отказаться от демультипликатора. На 40-сильном двигателе вместо фильтра тонкой очистки АСФО установлена реактивная центрифуга; была увеличена до 50 л вместимость трансмиссии и до 22,5 л вместимость гидравлической системы, установлены широкие передние колеса 5,50-16”. МТЗ-5 стал первым отечественным трактором, выпускавшимся в большом числе модификаций: МТЗ-5Л (с 1958 г.), модификация МТЗ-5ЛС с электростартером, модернизированный в 1961-м МТЗ-5М и его версия МТЗ-5МС с электростартером. Завод выпускал и тракторы МТЗ-5ЛС на полугусеничном ходу (гусеничная лента, надеваемая на заднее колесо с «ленивцем» спереди) и МТЗ-5К на арочных шинах для работы на переувлажненных почвах. В ряд модификаций МТЗ-5 с 1958 г. входили и полноприводные МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС и МТЗ-7МС с передним ведущим мостом, в котором использованы узлы ГАЗ-63. Такое решение было вынужденным – высокий кожух моста с картером под дифференциал снижал агротехнический просвет, и впоследствии был разработан собственный ведущий мост.

КТ-12 (1951–1954 гг.)

В истории минских тракторостроителей не было и года, чтобы не произошло какое-либо знаменательное событие. В 1958-м завод выпустил 100-тысячный трактор, на всемирной выставке в Брюсселе трелевщику ТДТ-60 присудили Гран-при, а МТЗ-5 и МТЗ-7 удостоили почетных дипломов. Производство этих тракторов в Минске велось до 1962 г., тогда как Южный машиностроительный завод МТЗ-5 выпускал их еще целое десятилетие.

С 1961 г. вступил в строй Минский моторный завод, было налажено производство универсального колесного МТЗ-50 и чуть позже – полноприводного МТЗ-52. За разработку этих тракторов тягового класса 1,4, а также МТЗ-7 завод награжден Дипломом I степени ВДНХ. В январе 1962-го осуществлен безостановочный переход к серийному производству трактора переходной модификации МТЗ-50ПЛ с дизелем Д-40. Базовый трактор МТЗ-50 комплектовали 54-сильным дизелем Д-50, который также устанавливали на все модификации этой модели.

В декабре 1964 г. началось производство сразу нескольких моделей тракторов: хлопководческого МТЗ-50Х с трехопорной ходовой частью, полноприводного МТЗ-52, который спустя два года на Лейпцигской Международной ярмарке получил Золотую медаль, и гусеничных машин – виноградникового Т-54В и свекловодческого Т-54С. Минский тракторный завод становится центром и фактически отраслевым КБ по разработке колесных тракторов. Богатый научно-кадровый потенциал вкупе с широкомасштабными НИОКР позволил сократить цикл разработки новых тракторов до двух лет, и этот показатель удерживается до сих пор. В 1965 г. выпущены опытные скоростные тракторы МТЗ-60 (4х2) и МТЗ-62 (4х4) с дизелем Д-60 и кабиной с панорамным трехсекционным остеклением, которое применяли также на опытных моделях МТЗ-50 и МТЗ-52.

МТЗ-2 (1953–1958 гг.)

Спустя четыре года серию «полтинников» подвергли рестайлингу, и модельный ряд стал выглядеть так: базовый МТЗ-50А, трехколесный МТЗ-50Х1, крутосклонный МТЗ-50АК, полноприводный МТЗ-52А, крутосклонный МТЗ-52АК, низкоклиренсный МТЗ-52АН. Завод выпускал и специализированные версии: хлопковый МТЗ-50Х2 и МТЗ-50У со сближенными, как у МТЗ-1, передними колесами, портальный МТЗ-50К, полугусеничные МТЗ-50АПГ и МТЗ-50ПГХ.

С началом выпуска тракторов МТЗ-50, -52 совпало интенсивное развитие экспорта как по объему, так и по географии поставок. В конце 1960-х марка «Беларусь» становится головным брендом и для некоторых других отечест-венных тракторов, поставляемых Трактороэкспортом за рубеж. Производство набирало обороты, и с конвейера в 1960-х ежегодно сходило примерно 90 000 тракторов. В 1972 г. завод выпустил миллионный трактор, которым стал МТЗ-52А. Его подарили Герою Социалистического Труда трактористке Минской области Надежде Ивановне Куницкой. Машина проработала в колхозе без капитального ремонта 10 лет, а затем именной трактор оставили труженице в личное пользование.

Свою первую правительственную награду завод получил 25 июля 1966 г. МТЗ был награжден орденом Ленина «За достигнутые успехи в работе, создание новых конструкций машин и внедрение передовой технологии».

МТЗ-50К (1962–1969 гг.)

13 октября 1970 г. завод отрапортовал о выполнении производственного задания VIII пятилетки, а 3 декабря тракторам МТЗ-50 и МТЗ-52Л присвоили государственный «Знак качества». Буквально вслед за этим, в конце января, коллектив завода был награжден орденом Октябрьской Революции. Формулировка «За большие успехи в выпуске тракторов, в использовании производственных мощностей и создании конструкций высокопроизводительных тракторов» подразумевала заочный кредит доверия коллективу предприятия.

В том же 1971-м завод со-брал опытный образец трактора МТЗ-80 с дизелем Д-240, который серийно начнут выпускать еще через три года. В последующем именно «80-я» серия станет визитной карточкой завода. Это самый массовый трактор в мире выпускают и сейчас в разных модификациях, в том числе полно-приводный МТЗ-82. Само же поколение МТЗ-50, -52 продержалось в производстве до 1974 г.

(Окончание следует)

 

 

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Бренд История Трактор МТЗ
Юрий Петров, В. Гар Основные Средства 08'2006 26 февраля 2007

Комментарии (0)