Тяжёлый многоцелевой транспортёр-тягач МТ-Т

Александр Протасов, к.т.н.

На смену тяжелому артиллерийскому тягачу АТ-Т, выпускавшемуся в течение 30 лет – с 1950-го по 1979 год и ставшему базой для семейства инженерных машин, в 1976-м пришел тяжелый многоцелевой транспортер-тягач МТ-Т. Его разработало харьковское КБ имени А.А. Морозова, а выпускал с 1976-го по 1991 год харьковский машиностроительный Завод имени Малышева. Тягач МТ-Т и сегодня находится на вооружении Российской армии, его основное предназначение – буксировка артиллерийских систем и специальных колесных прицепов массой до 25 т, перевозка на платформе людей и транспортировка грузов и оборудования массой до 12 т по бездорожью, а в специальном исполнении – в условиях Крайнего Севера и Антарктиды. На его базе создано новое поколение инженерных машин – путепрокладчик БАТ-2, котлованная машина МДК-3, бульдозер БГ-1, кран КГС-25, пожарная машина УПГ-92 и др.

По своим характеристикам тягач МТ-Т, в конструкции которого использованы шасси и трансмиссия танка Т-64, значительно превосходит предшественника. Изменение компоновки – вынос кабины вперед – позволило не только увеличить площадь грузовой платформы, но и значительно улучшить обзор, что особенно полезно при оснащении тягача бульдозерным отвалом или рабочим органом путепрокладчика, а также улучшить доступ к двигателю. Новая 5-местная двухдверная кабина (у АТ-Т – 4-местная) оборудована отопителем, использующим тепло системы охлаждения двигателя, фильтро-вентиляционной установкой, тремя стеклоочистителями и шторками на передних окнах. Кабина закреплена на корпусе болтами с амортизаторами.

Грузоподъемность платформы тягача МТ-Т намного выше, чем у предшественника: 12 000 кг против всего 5000 кг. Внутренние размеры сварной металлической грузовой платформы составляют 4325х2920х360 мм, площадь пола – 12,6 м2, а погрузочная высота – 1354 мм. Платформа накрыта тентом с 10 окнами и оснащена поворотным трапом в заднем борту и четырьмя продольно расположенными вдоль бортов рядами сидений.

Бульдозер БГ-1

Корпус тягача закрытый снизу металлический сварной коробчатого поперечного сечения. В днище есть люки для слива масла из агрегатов трансмиссии и лебедки. В передней части корпуса продольно установлен многотопливный 12-цилиндровый V-образный дизель В-46-4 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и наддувом. Его мощность – 522 кВт (710 л.с.) при 2000 мин-1 – позволяет идти по шоссе с полной нагрузкой с довольно высокой скоростью – до 65 км/ч, тогда как двигатель тягача АТ-Т мощностью 415 л.с. обеспечивал максимальную скорость 35 км/ч.

Применительно к использованию для армии двигатель отличается хорошей надежностью и неплохой топливной экономичностью. Так, гарантированный ресурс двигателя до капитального ремонта, как и у танка, составляет 500 машино-ч, средний удельный расход топлива – 248 г/кВт·ч '. Такая незначительная с мирной точки зрения наработка объясняется прежде всего тем, что боевая техника работает в условиях чрезвычайной запыленности. В систему питания тягача входит семь топливных баков общей вместимостью 1870 л.

Котлованная машина МДК-3

В качестве основного вида топлива применяют дизельное, но двигатель может работать также на авиационном топливе (керосине), что, безусловно, в боевых условиях дает преимущество. При смене вида топлива переводят переключатель на ТНВД на соответствующую метку. Предусмотрена возможность пуска двигателя сжатым воздухом (основная), электрическим стартером мощностью 11 кВт (15 л.с.) или буксиром. Двигатель оснащен системой подогрева охлаждающей жидкости и масла.

Механическая трансмиссия состоит из цилиндрического и конического с реверсом редукторов, двух бортовых коробок передач (левой и правой) и двух бортовых передач. Цилиндрический редуктор относится к одноступенчатым и обеспечивает передачу мощности от двигателя к коническому редуктору, а также к редуктору привода лебедки, генератору, компрессору и насосам масляной системы трансмиссии. Конический редуктор тоже относится к одноступенчатым с планетарно-фрикционным реверсом, обеспечивающим одну прямую и одну обратную передачи. Коробки передач – трехступенчатые планетарно-фрикционные с шестью фрикционами и четырьмя планетарными рядами и гидравлическим управлением; они обеспечивают семь передач вперед и одну – назад. Одноступенчатые планетарные бортовые редукторы расположены в одном блоке с коробками передач.

Пожарная машина УПГ-92

Гусеничный движитель тягача по каждому борту – 7-катковый. Он состоит из мелкозвенной гусеничной цепи цевочного зацепления с параллельным резинометаллическим шарниром, семи сдвоенных опорных катков, четырех одинарных поддерживающих катков, сдвоенного направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и сдвоенного ведущего колеса переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состоит из 87 траков, в каждом из которых по два звена, а между ними размещен башмак с направляющим гребнем. Опорные и поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию в виде резиновых колец или резиновых втулок. Ресурс гусеничной цепи значительный – 6000 км, что намного больше ресурса цепи с открытым шарниром. Ширина трака – 540 мм.

Подвеска независимая торсионная, с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача и тремя (на борт) телескопическими гидравлическими двустороннего действия амортизаторами, установленными на узлах первого, второго и седьмого опорных катков. Она обеспечивает тягачу возможность передвигаться по грунтовым дорогам с неплохой средней скоростью 34...40 км/ч (с прицепом – 30...36 км/ч).

Путепрокладчик БАТ-2

Электрооборудование экранировано и выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания применены генератор постоянного тока типа СГ-10-1С мощностью 10 кВт (13,6 л.с.) и четыре стартерные 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6СТ-140Р с параллельно-последовательным соединением.

Проходимость тягача на местности достаточно хорошая для его типа. С полной нагрузкой он преодолевает на сухом твердом грунте подъем в 25° (с прицепом – 16°), ров шириной 2,4 м, препятствие высотой до 0,85 м, брод с твердым дном глубиной 1,3 м и может передвигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт невелико – не более 0,075 МПа (0,75 кгс/см2). Дорожный просвет составляет 425 мм, что позволяет машине идти по разбитым грунтовым дорогам с глубокой колеей, не садясь днищем на грунт. Запас хода по топливу большой – 500 км.

Тягач оснащен лебедкой с тяговым усилием на крюке 245 кН (25 тс), рабочая длина троса которой 100 м, а диаметр 28 мм. Лебедка предназначена для самовытаскивания и вытаскивания застрявших, опрокинутых или затонувших машин равной с тягачом массы. В ее конструкцию входят шестеренчатый редуктор для приведения в действие барабана с тросом, тросоукладчик, тяговые ролики, которые разгружают уложенный на барабане трос от усилия вытаскивания машины, защищающий лебедку от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке редуктора лебедки.

МТ-Т буксирует тяжелое орудие

Лебедка находится в кормовой части корпуса тягача под настилом платформы и приводится в действие от двигателя. Ее также применяют при наведении автомобильных разборных мостов.

Пневмооборудование предназначено для приведения в действие системы воздушного пуска двигателя тягача, пневматического торможения прицепа, аварийного подъема бульдозерного отвала и обмыва передних стекол кабины. Сюда входят компрессор АК-150СВ, три ресивера вместимостью по 5 л, исполнительные механизмы и аппаратура. Двухцилиндровый трехступенчатый компрессор воздушного охлаждения с механическим приводом создает давление 15 МПа (15 кгс/см2).

Тягач оборудован средствами внешней и внутренней связи: приемопередающей телефонной ультракоротковолновой с частотной модуляцией радиостанцией типа Р-123М и переговорным устройством Р-124 на трех абонентов. Радиостанция с 4-метровой антенной обеспечивает дальность связи до 20 км при работе на стоянке и при движении со скоростью не более 40 км/ч.

Кран КГС-25

Массогабаритные показатели тягача сравнительно высокие: 37 000 кг полная масса и 8711х3277х3085 мм по основанию антенны. Машина сохраняет свои эксплуатационные свойства при температуре окружающей среды ±45 °С, относительной влажности воздуха 98% при температуре ±25 °С, средней запыленности воздуха до 2 г/кг и высоте над уровнем моря (со снижением мощности двигателя и других показателей) до 3000 м.

Тягач отличается надежностью в работе, неприхотлив в эксплуатации и заслуженно пользуется доверием наших военных.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ История
Александр Протасов, к.т.н. Основные Средства 02'2006 17 мая 2006

Комментарии (3)

ThePancer
Авиационный компрессор АК-150св-150 атм.
24 октября 2012 – 02:03 Ответить
Катуков Михаил
Прежде, чем писать комментарии, поучитесь грамоте, Антон.
6 сентября 2011 – 07:14 Ответить
миков антон
я на таком служил вещ!!!!!!!
7 января 2011 – 03:50 Ответить
Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com