Ранние тяжеловозы

А. Краснов

Ранее мы уже писали о мощных самосвалах и скреперах послевоенных лет. Эти материалы заинтересовали многих, поэтому редакция журнала «Основные Средства» решила продолжить тему. В материалах по истории транспортных средств мы планируем рассказывать читателям не просто о грузовиках, а о самых интересных экземплярах, вполне заслуживающих место на страницах журнала.

К таким темам можно отнести рассказ об американском 10-метровом карьерном самосвале DART-60. Он выпущен в 1953 году сначала как экспериментальный образец – слишком много было непривычного в его конструкции. Испытания прошли успешно, но стоимость автомобиля оказалась слишком высокой, и изготовили всего несколько экземпляров.

Грузовик оснащали двумя 8-цилиндровыми дизелями известной фирмы Buda общим объемом 40 л и общей мощностью 700 л.с. Двигатели располагались рядом между передними осями. Каждый двигатель охлаждался собственным радиатором, поэтому привычной облицовки спереди нет: два квадрата отдельных решеток радиаторов и три фары, одна из которых нашла себе место как раз между решетками. Там же расположилась фирменная надпись «DART».

Грузоподъемность самосвала составляла «всего» 60 т. Из конструктивных особенностей заслуживает внимания трехосное шасси на сдвоенных колесах на каждой оси и на каждой из сторон (включая переднюю ось). Чисто американский прием, который мы встретим еще не раз. Передняя подвеска также необычна для того времени – пневматическая с баллонами высокого давления. Задняя подвеска более традиционная – рессорная, однако необходимо уточнить, что каждый лист пакета был толщиной 50 мм. Вот такой «грузовичок» выпустила фирма DART после Второй мировой войны.

В 1958 году автомобильная фирма Autocar, входящая в состав компании White Motor Company, выпустила карьерный самосвал грузоподъемностью 55 т. Этот трехосный автомобиль традиционной компоновки оснащали локомотивным двигателем мощностью 600 л.с. В отличие от DART у этого грузовика кабина не была смещена вправо, а занимала «осевое» положение. Особой гордостью конструкторов стало применение новейшей трансмиссии Fuller R-1550 Roadranger, благодаря которой автоматически переключались 9 скоростей, причем этот процесс происходил в зависимости от условий движения, то есть водитель в переключении передач не участвовал вовсе. А еще имелись две скорости заднего хода.

Чуть раньше известная фирма FWD (Four Wheel Drive – полный привод) начала производство сначала небольших самосвалов грузоподъемностью от 12 до 60 т, затем еще более крупных, но продолжения эта инициатива не имела, и до карьерных самосвалов FWD не доросла.

В 1960-е годы основная борьба за первенство в постройке сверхбольшегрузных карьерных самосвалов развернулась между двумя фирмами: Peerless MFG и General Motors. Первая (как раз перед ее продажей фирме Marion) выпустила на широкий суд необычного вида и конструкции самосвал грузоподъемностью 308 т. Автомобиль назывался V-CON. Необыкновенно плоский кузов опирался на тележку из восьми колес, между которыми располагался 12-цилиндровый V-образный дизель фирмы Alco мощностью 2800 л.с.

За двигателем находился генератор переменного тока с выпрямителем, который позволял питать восемь двигателей постоянного тока, скомпонованных в ступицах всех колес. Теперь настало время объяснить, как же они располагались. У грузовика было всего два привычных нам ряда колес, то есть по четыре, если смотреть строго спереди или сзади. Каждая пара колес соединялась между собой полуметровой осью, на конце которой располагался тяговый электродвигатель. Эта полуось была заточена в корпус с вертикальной осью, с помощью которой производился поворот всей тележки, а синхронно – колес одной теоретической оси, благодаря чему поворачивал и грузовик. С помощью системы поперечных параллелограммов самосвал мог поднимать колеса только одного борта, оставляя кузов с грузом в горизонтальном положении. Широкая двухместная кабина расположена слева, как на большинстве самосвалов. Этот необычный самосвал проходил эксплуатационные испытания на руднике неподалеку от г. Тусона (штат Аризона), а затем его пустили на лом – слишком сложной оказалась его конструкция.

1970 год принес новости от фирмы Unit Rig & Equipment Co. Здесь выпустили 200-тонный карьерный самосвал Lectra Haul M-200 с электромеханической трансмиссией, агрегатированной с локомотивным 8-цилиндровым дизелем мощностью 1650 л.с. Как правило, на большегрузных карьерных самосвалах используется именно этот тип трансмиссии, так как ее ходимость в 2,5…5 раз больше, чем механической коробки передач.

Построен был не один грузовик, а целое семейство. Самый тяжелый оснащали 12-цилиндровым двигателем мощностью 2400 л.с. За дизелями, как правило, расположены генераторы, вырабатывающие электроэнергию для тяговых двигателей ведущих колес. В нашем случае ведущими являются задние колеса. Хотелось бы обратить внимание на дизайн кабины и капота этого самосвала и напомнить, что речь идет об автомобиле 1970 года выпуска. Так ли уж они изменились к нашему времени? Вот почему эту отрасль автомобильной промышленности называют самой консервативной.

Интересно, что на козырьке кузова просечена надпись «Lectra Haul», и человек снизу читает ее на фоне голубого неба. Этот прием впоследствии использовали многие фирмы.

В 1974 году увидел свет трехосный крупнейший в мире самосвал. Его полное название звучит так: GMC Terex Titan 33-19. Грузоподъемность – 317 т. В нем нет особых конструктивных изысков, но поражают масштабы. Основой автомобиля является мощная рама из двух лонжеронов, на которой установлены V-образный 16-цилиндровый 3000-сильный локомотивный дизель, два охлаждающих радиатора, 10-полюсный генератор переменного тока, четыре тяговых электродвигателя, приводящих в движение две задние оси со сдвоенными шинами. О масштабе говорит тот факт, что только комплект шин весил 231 т и стоил более 14 000 долларов. Площадь каждого из радиаторов составляла 3,4 м2, а диаметр вентилятора – 1727 мм.

Задняя ось для удобства маневрирования поворачивалась, но всего лишь на 5°, однако и этого вполне хватило, чтобы радиус поворота ненамного отличался от двухосных «собратьев». Испытания гиганта проводились в Канаде, недалеко от г. Спарвуд.

В те же годы американская фирма Wabco изготовила трехосный карьерный самосвал Haulpack 3200. Его грузоподъемность составляла 200 т, а испытания проводились на железорудных открытых разработках в Австралии. Габаритные размеры автомобиля составляли 15 390х6880х5050 мм. Высота дана в загруженном состоянии. Конструктивно ничего принципиально нового в грузовике нет, применена та же электромеханическая система. В качестве силового агрегата использован тепловозный дизель мощностью 2000 л.с., приводящий генератор переменного тока, который в свою очередь питает тяговые электродвигатели, встроенные в ступицы колес. Максимальная скорость самосвала составляла 43 км/ч.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ История Самосвал
А. Краснов Основные Средства 01'2006 11 мая 2006

Комментарии (0)

Компании
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru
ООО "Автомеханический завод" 8 800 700 2690 www.amznn.ru