6
Hardox. Разберемся спокойно
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Немецкие грузовики Henschel
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники
 4
Всё дело в базе
Обзор короткобазных кранов
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Электропривод карьерного экскаватора

Автомобили Второй мировой

А. Краснов

В начале 1941 года в Конгресс США был внесен законопроект помощи войскам, воюющим против нацистской Германии. Всего два месяца потребовалось сенаторам на утверждение нового закона, и с марта 1941-го Соединенные Штаты были готовы отправлять разнообразную технику и запчасти в страны, ведущие войну. Так начался ленд-лиз, по которому Советский Союз получал автомобильную технику в количестве около 430 тыс. и запчасти от 26 автомобильных фирм (по другим данным – около 50-ти) США, Канады и Англии. Из запасных частей можно было дополнительно собрать еще несколько тысяч автомобилей. Наши автозаводы только к середине войны наладили производство грузовых автомобилей, командирских «джипов» и ограниченное количество легковых.

Ракетная установка «катюша» на шасси ЗИС-6

Завод имени Сталина – ЗИС с началом войны решено было эвакуировать ближе к Уралу, а некоторые цехи – за Урал. Завод был рассредоточен в нескольких городах – Ульяновске, Челябинске, Шадринске и Троицке. В ноябре 1941-го началось строительство моторного завода в г. Миассе, но изготовление грузовиков в Москве не прекращалось. К середине войны в нечеловечески трудных условиях был построен миасский завод, и с его конвейера пошли долгожданные моторы, а позже и грузовики. Это было большим достижением автомобильной промышленности и страны.

Следует сказать, что базовая модель ЗИС-5 претерпела некоторые изменения. «Военная» версия сильно отличалась от «гражданской». Кабину изготавливали по другой технологии: вместо металлического листа на внешнюю обшивку использовали обыкновенные доски, зачастую отсутствовали бампер и левая фара, рулевое колесо было деревянным, штампованные фасонные передние крылья заменили плоскостными сварными – для их изготовления требовался лишь гибочный станок. Только гвоздей на кабину уходило около 120 (!) кг. Боковые борта кузова не открывались, откидывался только задний борт. Одним словом, автомобиль стал проще в изготовлении, экономился ценный металл. Эта машина получила индекс ЗИС-5В. Каждый второй автомобиль собирали в столице. Неоценима заслуга этой техники на Дороге жизни, без нее было бы невозможно перевезти столько хлеба ленинградцам в блокадный город.

ЗИС-5

Параллельно с ЗИС-5В в гораздо меньших количествах выпускали ЗИС-6, который использовали в основном как тягач артиллерийской техники и шасси для ракетных установок – легендарных «катюш», а поскольку шасси было трехосное, это позволяло применять его и для подвоза боеприпасов. Для генералитета и высших чинов правительства был изготовлен легковой автомобиль высшего класса ЗИС-101А, оборудованный для передвижения в ночное время. Как видно на снимке, фары оснащены светомаскировкой.

С конвейеров Горьковского автозавода также сходили автомобили, сыгравшие незаменимую роль в ходе Великой Отечественной войны. Это были грузовики ГАЗ-ММ, полугусеничные машины ГАЗ-60, санитарные ГАЗ-55, полноприводные легковушки ГАЗ-61 и внедорожники ГАЗ-64. Перед самой войной на базе узлов и агрегатов ГАЗ-64 был создан бронеавтомобиль БА-64, 50-сильный двигатель которого позволял развивать максимальную скорость до 80 км/ч и преодолевать подъемы в 30°. Нельзя не упомянуть и легендарную «эмочку» – построенная на базе фордовской модели, она все же отличалась от нее очень сильно. Особенно полюбилась военным модель ГАЗ-61. Автомобиль мог форсировать брод глубиной 720 мм и без труда преодолевать подъемы в 38°.

Bedford QL

В 1942 году «командирский» ГАЗ-64 модернизировали, и появился популярный до сих пор внедорожник ГАЗ-67. Его габаритные размеры 3350х1685х1700 мм, а перевозил он (с одним водителем) 400 кг полезного груза, или 4 человека и 100 кг груза со скоростью до 90 км/ч. В войну для его 50-сильного двигателя использовали любое топливо – бензин любого сорта и даже керосиновую смесь. В раздаточной коробке имелся механизм отключения переднего моста. После модернизации автомобиль стал называться ГАЗ-67Б, а выпускали его до 1953 года.

Изготавливали в Горьком и грузовики, хотя и в небольших количествах. Трехосный ГАЗ-ААА грузоподъемностью 2 т перевозил личный состав, боеприпасы и другие грузы на передовую. В Горьком производили также легкие танки, снаряды для «катюш», минометы и самоходные артиллерийские установки. Завод не раз подвергался сильнейшим бомбардировкам, но выстоял и ни на минуту не прекращал выпуск военной продукции.

Chevrolet C8A

Из поставок по ленд-лизу очень популярен на фронте был военный командирский автомобиль Willys MB, многофункциональный и неприхотливый в обслуживании. Поступали автомобили, внешне схожие с Willys, например Ford GPW. В общей сложности в наших войсках использовалось 50 501 такая машина. На них не было заводских эмблем, поэтому их на американский манер называли «джипами» (сокр. от general purpose, что в переводе означает «многоцелевой»). И это только одна из версий появления слова jeep. Так вот, многие военные за всю войну даже не видели отечественный ГАЗ-67Б (в те годы их изготовили всего около 5 тысяч), а Willys стал настоящим героем.

По ленд-лизу американцы поставили нам около 152 тысяч легендарных американских грузовиков Studebaker US с колесной формулой 6х4 и 6х6 и огромное количество запчастей к ним. Даже инструкция по эксплуатации поступала на русском языке. Этот очень выносливый транспортный грузовой автомобиль мог буксировать артиллерийскую технику, перевозить личный состав и боеприпасы. Ближе к концу войны его задействовали в артиллерийских войсках как носитель ракетных установок «катюша».

ГАЗ-ААА

И много лет после войны Studebaker US помогал России в восстановлении народного хозяйства. Собственно, это была единственная модель грузовика, попавшая к нам во время войны в таком количестве. Целое семейство военных автомобилей Dodge WC включало в себя командирский автомобиль, санитарный, пассажирский и др. Больше всего нашим бойцам запомнился грузовичок грузоподъемностью 750 кг, благодаря чему его прозвали «три четверти». Унифицированные шасси, двигатели и остальные узлы и агрегаты облегчали ремонт этого семейства, иногда из нескольких подбитых автомобилей собирали один, но почти как новый.

Из Канады в совсем незначительных количествах к нам попадали автомобили Chevrolet C8A, которые использовались, как правило, в артиллерийских подразделениях в качестве тягачей тяжелых орудий, но в основном поступали в другие союзнические войска. Англия присылала нам в очень малых количествах автомобили Bedford, но это были единичные поставки и погоды они не делали.


 

Для справки. В то время когда большинство европейских государств боролись за выживание, продуманная экономическая политика США позволила за годы войны сосредоточить в этой стране 90% мирового капитала. В общем объеме поставок для армии и гражданских нужд доля поставок по ленд-лизу составляла по грузовым и легковым автомобилям 66,1%. Эта оценка дана только по количественным показателям без учета качественных характеристик машин, их грузоподъемности, мощности двигателя, проходимости. Потери по автомобилям в течение войны составили 351,8 тыс. ед. В 1972 г. в Вашингтоне состоялось подписание соглашения об урегулировании расчетов по ленд-лизу. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить 722 млн. USD, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн. USD, после чего дальнейшие выплаты прекратились. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 г. и сумма – 674 млн. USD.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ История
А. Краснов Основные Средства 06'2005 8 сентября 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com