Прародитель карьерных самосвалов

А. Краснов

Название Euclid (произносится – «юклид») впервые появилось в 1931 году на облицовке радиаторов тяжелых грузовиков. Так стала называться продукция фирмы Euclid Crane and Hoist Company, основанной с подачи владельцев Euclid Road Machinery. История этой фирмы настолько запутанная, что описать ее в простом повествовании невозможно. Компания зародилась еще в XIX веке и отчасти была связана с некоторыми автопроизводителями северноамериканского континента, а позже Европы и даже Японии. Все события и изменения в ее развитии происходили не одно за другим, а последовательно-параллельно. Именно в таком ключе и нам придется рассказывать о том, как появились тяжелые грузовики с названием Euclid.

Euclid Trac-Truk 1933 г.

Обе упомянутые компании основали и зарегистрировали пятеро братьев Армингтон в Кливленде, штат Огайо. Первые годы деятельности братья занимались ремонтом и продажей разного рода строительной и сельскохозяйственной техники. В 1930 году, проанализировав рынок, они решили направить все усилия в сферу производства тяжелой автомобильной техники.

Благодаря помощи друзей-конструкторов братья Армингтон разработали и собрали фактически первый в мире карьерный самосвал, т. е. грузовик для решения конкретных задач, а не универсальное шасси, чем в те годы занималось большинство производителей грузовиков во всем мире. Автомобиль выглядел нескладным, но его основные характеристики значительно отличались от существующих аналогичных машин. Кузов был непривычной ковшовой формы с задней разгрузкой, над кабиной водителя – подобие защитного козырька, колеса разного диаметра. Отличительной чертой грузовика была его проходимость. На задних, ведущих колесах были надеты специальные кольца с мощными грунтозацепами. Грузоподъемность первенца около 8 т, кабина водителя не была приспособлена к зимней эксплуатации, не имела дверей, а значит, и отопления.

Euclid 1930 г.

Именно этот грузовик стал предшественником огромного семейства современных карьерных монстров. Массированная атака на владельцев открытых грунтовых разработок и строительных объектов, где требовалась перевозка больших объемов песка, гравия, камней и т. д., началась годом позже, когда была зарегистрирована фирма. И раньше производили самосвалы с задней и с боковой разгрузкой, но таких, с карьерной направленностью, еще не было.

В 1933 году фирма приступила к мелкосерийному выпуску грузовика с названием Trac-Truk. Новый самосвал мало походил на предшественника. Он отвечал многим требованиям безопасности и комфорта того времени. Не очень удобные грунтозацепы на задних колесах были заменены сдвоенными шинами с крупным протектором, позаимствованным у тогдашних тракторов. Кузов имел своеобразный защитный козырек над кабиной. Для подъема кузова уже применялась гидравлика. Привод осуществлялся на задние колеса, и благодаря относительно небольшой базе и большому углу поворота передних колес маневренность самосвала была очень высокой. Грузоподъемность этой машины составляла 11 т. Ее оснастили полноценной кабиной с дверьми, стеклоочистителями и другими необходимыми для любого грузового автомобиля атрибутами.

Euclid R-35 1980 г.

В 1936 году компания разработала и запустила в производство совершенно новую модель – 15-тонный самосвал 1FB, избавленный от некоторых недоработок предыдущей модели. Он оказался настолько удачным, что практически без изменений его выпускали вплоть до 1954 года. Несколько раз модернизировали только дизель.

Помимо грузовиков фирма Euclid освоила выпуск погрузчиков, скреперов, другого специального оборудования и техники. В это же время был выпущен оригинальный 20-тонный самосвал, предназначенный специально для перевозки каменного угля. Одним словом, дела предпринимателей шли довольно успешно. Доселе невиданный по масштабам 60-тонный скрепер разработан в 1949 году. В 1951-м выпущен легендарный 45-тонный трехосный самосвал для перевозки породы на открытых разработках. Его оснащали двумя дизелями фирмы Cummins cуммарной мощностью 670 л.с. У этого самосвала, вернее шасси, было несколько модификаций, в том числе седельный тягач с кузовом для перевозки сыпучих грузов.

White-Euclid UC R210 1973 г.

Именно сейчас надо отступить от прямого повествования и вернуться назад во времени. Известная американская фирма White, выпускающая в основном магистральные тягачи, была основана в 1866 (!) году. Сначала она занималась изготовлением механических узлов для различных машин, даже для станков, а с 1876 года перешла на производство комплектующих для наземного транспорта. В 1900 году White начинает выпуск легковых автомобилей с паровыми двигателями. По окончании Первой мировой войны легковушки были забыты, и фирма занялась грузовыми автомобилями. В этой области она преуспела до такой степени, что начала поглощать обедневшие предприятия близкого профиля. Было приобретено несколько именитых фирм, в том числе Autocar. Помимо привычных грузовиков White выпускала и карьерные самосвалы высокой грузоподъемности – от 65 до 105 т. Так, грузоподъемность трехосного карьерного самосвала Autocar A.P. 40 1958 года составляла 80 т. Его оснащали несколькими видами дизельных двигателей мощностью от 500 до 600 л.с. и 9-ступенчатой коробкой передач.

Уже очень крупный конгломерат White Motor Corp., объединивший около десяти именитых фирм, поглотил и Euclid, испытывающий к тому времени определенные финансовые трудности. Некоторые очень интересные разработки стали носить двойное название – White/Euclid. Производственная программа вновь созданного юридического лица была очень широкой – от тракторов до мощнейших по тем временам скреперов и самосвалов. Под таким двойным названием было построено несколько предприятий в Великобритании (точнее, в Шотландии), Бельгии и Канаде.

Autocar A.P.

В 1973 году отделение White/Euclid сконструировало двухосный 8-колесный самосвал, на который в качестве двигателя установили газовую турбину мощностью 1850 л.с. Он брал «на борт» 191 т полезного груза и должен был пойти в серию, но сложившиеся неблагоприятные обстоятельства не позволили этого сделать.

Одновременно с White банкротством Euclid заинтересовалась корпорация General Motors, прикупив часть активов «тонущего корабля», благо разработок и идей у Euclid хватало. Эта крупнейшая корпорация также наладила производство на предприятиях Канады и Шотландии. В Европе они были известны под торговой маркой Terex. Грузоподъемность самосвалов этой компании была небольшая – всего 15...20 т, в качестве силовых агрегатов использовались двигатели Rolls-Royce.

С 1968-го по 1972 год корпорация General Motors и фирма White конкурировали между собой, но ситуация выглядела несколько гротескно: некоторые грузовики назывались White/Euclid, а некоторые – GM/Euclid. Такое положение неблагоприятно сказывалось на продажах продукции.

GM-Euclid LLD Eucnick 1958 г.

При этом фирма Euclid продолжала заниматься и собственными разработками, только в меньших масштабах. Так, по заданию Пентагона она разрабатывала армейские машины, но была и тяжелая гражданская техника. Например, в 1969 году фирма разработала самосвал грузоподъемностью 110 т.

Трехосное шасси LLD, упомянутое выше, с кузовом ковшового типа, установленным на полуприцепе, называлось GM-EUСNICK. Седельный тягач грузоподъемностью 120 т оснащали двухосным полуприцепом, а приводился в движение он двумя дизелями мощностью по 375 л.с. каждый.

Euclid также построила в 1974 году седельный тягач для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов. Нагрузка на седло равнялась 290 т. Примерно в это же время GM/Euclid выпускает оригинальный скрепер SS-40 длиной 52 м (!), грузоподъемностью 160 т. Эти тонны заполняют ковши скрепера всего за 2 минуты. Правда, в этом им помогает 2200-сильный двигатель тягача.

Euclid R-35 1977 г.

Иногда GM позволял себе «небольшие» эксперименты. В начале 1970-х, например, выпущен полноприводный двухосный самосвал Euc-RX со сдвоенными передними и задними колесами. Его грузоподъемность составляла 156 т.

В 1977 году германский концерн Daimler-Benz приобрел немало американских фирм самого разного профиля, производящих разнообразную технику, от тракторов до дорожных машин. В этот список приобретений попали и все предприятия Euclid. Именно с этого времени стали выпускать карьерные самосвалы разной грузоподъемности, но с одним дизайнерским стилем, который сохранился по сей день. Это грузовики серии R, которые уже были заложены в программе White/Euclid. Серия, доработанная в составе концерна Daimler-Benz, отличается хорошим внешним видом, очень качественно отработанным интерьером кабины водителя и фирменной, салатного цвета, заводской окраской.

Euclid S-18

Заводы Euclid не исчезли, они остались в США, кроме того, их стало больше в Канаде (заводы VME). Последние два десятка лет они плотно сотрудничали с Hitachi Heavy Eqipment. После объединения Daimler-Benz и Chrysler предприятия перешли в собственность компании DaimlerChrysler, а в начале 2004 года Euclid была полностью приобретена фирмой Hitachi Construction Truck Manufacturing. Ради этого Hitachi даже поменяла свое название.

Нельзя не отметить еще раз, что история Euclid сложна и многогранна. Она изобилует неожиданными поворотами и возвратами, сотрудничеством с разными фирмами и разрывом деловых отношений. За все время существования компания выпустила более 44 000 карьерных самосвалов, не считая скреперов и другой тяжелой техники. Конструкторы этого интересного коллектива разработали десятки уникальных машин, среди которых надо упомянуть GM-Terex Titan, но этот грузовик заслуживает отдельного рассказа.

компании по теме статьи
компании по теме статьи