Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов

Зеленые и красные в семействе Volvo

Станислав Протасов

Первые тракторы Volvo появились в 1942-м, когда компания была уже достаточно крупной и известной в мире и поставляла легковые, грузовые автомобили и автобусы на все континенты. С началом военных действий в Европе шведское правительство запретило выпуск «предметов роскоши», к которым отнесли и частные легковые автомобили, но стало поощрять производство «полезной» продукции, например тракторов для крестьянских хозяйств – в войну обострилась проблема снабжения страны продуктами питания. Единственное требование к производству тракторов – они должны были работать на газе и не расходовать дефицитный бензин.

Т800 Bison был очень эффективной машиной и стал классикой

У Volvo не было в планах работать на рынке этой техники, однако производство другой продукции было запрещено, и заводы компании простаивали. И вот эта, казалось бы, временная мера дала начало необычайно успешному направлению деятельности компании: в течение последующих более чем 30 лет со сборочных линий заводов Volvo сошло более четверти миллиона тракторов. Тракторы стали не только новым классом машин, выпускаемых Volvo, они явились основой огромного по объему и по значимости направления ее деятельности. На их базе впоследствии было создано множество сельскохозяйственных, строительных, землеройных, горнодобывающих и лесозаготовительных машин.

Производство тракторов и других сельскохозяйственных машин, а позднее и строительного и лесозаготовительного оборудования оказалось успешным и высокодоходным с самого начала. Чтобы рационализировать производство нового трактора, было решено начать сотрудничество с компанией Bolinder-Munktell (BM), прекрасно налаженным предприятием из г. Эскильстуна, производящим тракторы с 1913 г. В результате сотрудничества была разработана первая версия трактора модели Т4 – вариант военных лет Т41, оборудованный газогенератором, производящим газ для двигателя. Шасси создавали «с нуля», 4-цилиндровый двигатель был модификацией 6-цилиндрового двигателя грузовика и на газовом топливе развивал мощность 48 л.с. Сразу же разработали модификацию для Вооруженных сил Швеции – Т42, двигатель которого мог работать на бензине, керосине или на смеси бензина и спирта.

В 1946 г. модельный ряд пополнил небольшой сельскохозяйственный трактор, который и определил успех продукции Volvo на рынке этой техники. Новая модель была значительно меньше, чем Т4, и предназначалась для малых и средних ферм взамен машин на конной тяге, которых было еще немало в небогатых шведских хозяйствах. Это необычайно удачная модель оставалась в производстве практически в неизменном виде до 1959 года!

К 1948 г. Volvo стала заметной компанией – производителем тракторов. Естественно, что следующим шагом в развитии этого направления деятельности Volvo стало развитие сети сервиса этих машин, которая занималась бы также и продажей рабочих навесных орудий все более расширяющегося и совершенствующегося ассортимента. Например, для очистки участков от больших валунов, которых немало на полях Швеции, трактор Т2 оборудовали гидравлическим подъемником. Потребителям предлагалась комфортабельная кабина, установка для опрыскивания деревьев и оборудование ковшового погрузчика, устанавливаемое спереди. Вместо металлических колес в стандартную комплектацию вошли колеса с резиновыми шинами, благодаря чему тракторы получили возможность передвигаться по дорогам общего пользования. Для улучшения проходимости по бездорожью и увеличения массы шины задних колес были снабжены стальными кольцами.

В 1949 г. выпущена мод. Т3 в нескольких вариантах с разными двигателями, работавшими на керосине, бензине, колесами большего размера и наличием регулировки ширины колеи. Типоразмер Т3 был больше, чем Т2. Двигатель развивал мощность чуть более 30 л.с. Т3 был первым трактором Volvo, оборудованным полугусеничной ходовой частью, благодаря которой он стал эффективной лесозаготовительной машиной.

Тракторы Volvo собирали на тех же производственных площадях на заводе в Гётеборге, что и легковые автомобили. В конце 1940-х годов объем производства тракторов значительно увеличился, расширился модельный ряд и ассортимент навесных орудий. Сборке легковых автомобилей по-прежнему отводилась второстепенная роль. В 1950-м Volvo приобрела компанию Bolinder-Munktell, которая давно сотрудничала с Volvo. В начале 1950-х производство тракторов было переведено из Гётеборга на завод Bolinder-Munktell (ВМ) в Эскильстуну.

Little Teddy был создан на базе трактора Т400 Buster, а фронтальный погрузчик для лесозаготовительных работ LM840 – на базе Т800

Это позволило Volvo развивать «тракторное» направление не в ущерб бурно развивающемуся производству легковых автомобилей в Гётеборге. Долгое время по соображениям маркетинговой стратегии выпускали практически одинаковые модели тракторов с одинаковыми цифровыми индексами, но под двумя торговыми марками – ВМ и Volvo. До 1958 г. тракторы Volvo имели фирменную красную окраску, тракторы ВМ – темно-зеленую. С 1959-го тракторы обеих торговых марок окрашивают в красный цвет. Постепенно различия в комплектации тракторов обеих марок исчезли, а модельный ряд расширили сельскохозяйственными машинами, выпускаемыми в основном под маркой ВМ.

В 1952 г. Volvo все еще выпускала надежные тракторы с двигателями, работавшими на дешевых фракциях нефти, которые, однако, уступали в экономичности более совершенным дизельным двигателям машин, поступающих в Швецию из США, Великобритании и Германии. В 1952-м Volvo наконец выпустила первые тракторы с дизелями и широко их разрекламировала как первые шведские дизельные тракторы. Трехцилиндровые дизели с непосредственным впрыском мощностью 40…50 л.с. представляли собой половину двигателя грузовика. В течение нескольких десятилетий эти машины были популярны, большое количество их было продано шведским крестьянам.

В 1953 г. выпущены модели крупного типоразмера ВМ55/ Т55 с дизельными двигателями, быстро ставшие популярными в сельском хозяйстве. Некоторые варианты даже оснащали самосвальным прицепом для использования на стройплощадках, предвосхищая на десятилетие или больше появление сочлененных самосвалов.

Наиболее популярной машиной, выпущенной в 1955 г., был легендарный дизельный трактор ВМ Victor – это тот самый случай, когда нужный продукт появился в нужное время. Малые и средние сельские хозяйства уже были готовы отказаться от использования лошадей и заменить их более эффективными «железными конями» – тракторами. Кроме того, бензин сильно подорожал, и экономные крестьяне с удовольствием покупали машины с дизелями. Трактор Victor выпускали в «зеленой» версии и несколько позже в «красной», получившей наименование Т230. Эта модель стала самым продаваемым трактором в Швеции, и до сих пор подержанные экземпляры этой модели пользуются большим спросом у дачников.

Постепенно формировался модельный ряд тракторов ВМ/ Volvo, охватывая все востребованные на рынке типоразмеры. В 1959 г. ВМ выпустила новые с.-х. тракторы Т350 Boxer и Т470 Bison – модели поистине эпохальные в истории Volvo. На их базе было впоследствии создано множество машин, сделавших Volvo мировым лидером в производстве строительной техники. Главным новшеством мод. Boxer была гидравлическая система Terra-Trol с гидронасосом производительностью 40 л/мин и рабочим гидрооборудованием грузоподъемностью 1 500 кг. Система обеспечивала автоматический контроль глубины вспашки. Начиная с моделей Boxer и Bison для всех тракторов Volvo была принята красная окраска, в темно-зеленый цвет машины больше не окрашивали. Boxer и Bison были универсальными машинами: на базе этих с.-х. моделей строилось множество строительных машин – сочлененных самосвалов и фронтальных погрузчиков, которые согласно маркетинговой стратегии компании окрашивали в желтый цвет. Зачастую независимые фирмы использовали модели Bison и Boxer как базу для создания спецтехники – лесозаготовительных машин, самосвальных автопоездов и др.

В 1967 г. трактор-бестселлер Т350 Boxer заменили моделью Т600

В 1961 г. в Эскильстуне был представлен трактор исключительно популярного легкого класса – мод. Т400 Buster с пятиступенчатой коробкой передач. Первой была выпущена версия Buster Bensin (как видно из названия — с бензиновым двигателем). Однако Buster Bensin никогда не использовался как обыкновенный трактор – эта модель была создана специально для Вооруженных сил Швеции, в которых традиционно недолюбливали дизели, особенно на легких тракторах. Годом позже запущена в производство мод. Buster Diesel, занявшая важное место в производственной программе компании, а еще несколько позже – усовершенствованная модификация Т430, наименьшая в модельном ряду, которую выпускали и в «красной» с.-х. версии, и в «желтой», предназначенной для коммунальных и промышленных работ. И снова расчет оказался верным – модель привлекла новых покупателей, сохранив старых.

В 1966–1970 гг. Volvo и ВМ выпустили ряд новых моделей тракторов. Появилась одна из наиболее важных в истории Volvo моделей – Т800, заменившая Bison, чрезвычайно мощная машина с 6-цилиндровым дизелем, на базе которой создавали различные спецмашины до середины 1980-х годов. В 1970-е годы рынку уже требовались мощные с более комфортными условиями машины, которые могли выполнять большой объем работ при затрате малой доли труда людей, но более высокой квалификации. Так появилась тяжелая модель Т650 – совершенно новая по конструкции машина с мощным двигателем, работавшим мягко и плавно, с большим тяговым усилием. Это обеспечивало более устойчивую работу с навесными орудиями. Она была гораздо комфортнее ранее выпускавшихся тракторов благодаря новой кабине в стандартной комплектации (до этого тракторы Volvo экспортировались без кабин). Типоразмер Т650 был идеален для большинства сельских хозяйств, хотя некоторые покупатели считали, что у него недостаточно мощности для такой машины универсального назначения, и поэтому устанавливали на двигатель турбонагнетатели других производителей. Такие узлы не очень подходили к двигателю, и через пару лет ВМ разработала новую модель – трактор Т700 с дизелем, снабженным турбокомпрессором.

Однако на рынке ощущалась потребность и в мини-тракторе, и в 1970 г. компания выпустила машины меньшего типоразмера для небольших сельских хозяйств и для коммунальных служб. Модель Mini была не совсем продуктом Volvo, ее разработала американская фирма Roper Corporation. Модель комплектовали одно- и двухцилиндровыми двигателями, большим количеством навесных орудий и опций, от обогреваемой кабины до снежного отвала, агрегата для сбора мусора и отходов и т. д. Обстоятельства сложились так, что на рынке мини-тракторов Volvo не сумела удержаться – дилеры оказались не готовы работать с мини-техникой.

В 1973 г. компания Bolinder-Munktell сменила название на Volvo BM AB и торговую марку Volvo BM. В 1975-м впервые за много лет Volvo ВМ выпустила трактор среднего типоразмера Т500, заполнивший «пробел» между легким трактором Т430 Buster и мощным Т650. Т500 был эргономичной машиной с новой шумоизолированной кабиной. Небольшая компания Volvo ВМ не могла самостоятельно разработать двигатель такого типоразмера, поэтому Т500 был оборудован двигателем Perkins. Трактор имел привод на два колеса. Модель стала относительно популярной. Через пару лет ее уже предлагали в наддувном и безнаддувном вариантах с неполным и полным приводом.

Модель малого класса 305 из семейства тракторов Volvo BM (1985 г.)

В 1975 г. открылся новый тракторосборочный завод в г. Хельби неподалеку от Эскильстуны. Это было крупнейшее к тому времени капиталовложение за всю 143-летнюю историю компании и один из ее крупнейших заводов. После 32 лет выпуска серьезную конкуренцию тракторам составили колесные погрузчики, и завод был построен в расчете на возможную смену профиля производства.

Производство тракторов и спецтехники Volvo испытывало некоторые трудности, и, чтобы сохранить компанию Volvo ВМ, было решено реорганизовать это направление деятельности. В 1979–1980 гг. было организовано совместное предприятие с финской компанией Valmet Oy для создания нового семейства тракторов Nordic и в долговременной перспективе – для перевода всего тракторного производства в Финляндию. В 1982-м реорганизацию почти завершили. Первые тракторы нового поколения оборудовали 3- и 4-цилиндровыми двигателями с турбонаддувом. Предлагались версии с полным и неполным приводами. Прекрасное распределение масс и хорошее тяговое усилие обеспечивалось благодаря расположению топливного бака в середине шасси, внизу между двигателем и коробкой передач. Торговой маркой новой серии стала Volvo ВМ Valmet, но только до 1986 г., когда марка Volvo ВМ должна была перейти исключительно к строительной технике Volvo. Модель Volvo ВМ Valmet 905, более мощная, чем первые две модели семейства Nordic, имела полный привод, что делало ее идеальной машиной для малых и средних сельских хозяйств.

К 1985 г. Volvo ВМ почти прекратила выпуск с.-х. техники и перешла на производство строительных машин. В этом году выпущены две последние самые малые модели семейства тракторов Nordic, оборудованные 2,7-литровым дизелем с турбонаддувом (обе модели изготавливали в Финляндии, Volvo в основном участвовала в создании дизайна). Были выпущены два больших трактора семейства Nordic, оборудованных двигателями с турбонаддувом. Производство и совершенствование больших тракторов Nordic продолжалось до 1987 г. В последний год логотип Volvo BM исчез с тракторов, осталось наименование Valmet, хотя собирали их и на заводах Volvo. Так через 40 с лишним лет завершилась история тракторов Volvo.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Бренд История Volvo
Станислав Протасов Основные Средства 07'2004 10 декабря 2004

Комментарии (0)