Концепт-траки: чистая идея

А. Краснов

Концептуальные автомобили вообще, и грузовики в частности, могут решать одну из трех задач: отработка технических решений, оценка стилистических решений и реакции на них потенциальных покупателей или продвижение будущей модели на рынок путем ознакомления с прототипом. Понятно, что машины первой категории почти никогда не «светятся» на выставках и салонах. Большинство «концептов» относится ко второй и третьей группам. Но есть еще четвертая группа – чистый полет фантазии, демонстрация возможностей изготовителя концепт-трака. Вот о них и расскажем.

С течением времени появляются все новые концептуальные машины, грузовики эти становятся все красивее, и одновременно усложняются технически. И даже относительно простые отечественные грузовики уже далеко ушли от известных конструкций. Да, представьте, мы добрались и до отечественных концепт-траков.

Примером может служить автомобиль «Перестройка», построенный на МАЗе. Премьера его состоялась на 75-м Парижском автосалоне, где на 200 тысячах квадратных метрах разместилось 1 064 автомобиля из 27 стран. И вот среди всего этого изобилия, на краю основной площадки, за стендом IVECO, собралась большая толпа, окружившая странный грузовик, приехавший из далекой и непонятной России, ибо под этим именем в ту пору понимали весь Советский Союз.

Автомобиль, действительно, был необычен. Вроде бы грузовик, а спереди похож на автобус, да еще какой! Передняя тележка со скрытыми колесами навевала ассоциации с нижней частью автобуса или трамвая, а задняя была похожа на просто трамвайную. Кабина с высокой крышей как бы начинала тело грузовика с активного радиуса, а вплотную к кабине начинался... тент. А как же он поворачивал? Вопрос!!!

Бельгийский журналист Фил Ван Дорен познакомился с этой машиной и назвал ее «таинственной звездой салона». Действительно, автомобиль вызвал всеобщий интерес.

Внутри передней тележки находится двигатель с подвеской, они-то и выполняют роль «рулевых». Машина имела независимую пневматическую подвеску всех колес и оригинальную схему рулевого управления. Такое решение обеспечивало автопоезду превосходную управляемость: даже при максимальной скорости – 120 км/ч – он был способен уверенно проходить крутые повороты. В кабине можно было стоять во весь рост.

Примечательно, что почти все автомобильные журналисты в своих статьях пытались фантазировать на тему этого грузовика в самых разных плоскостях.

Следующим в нашей галерее будет автомобиль НАМИ-0295 «Русь». Установленный на нем рядный шестицилиндровый дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением подаваемого в двигатель воздуха развивал мощность 450 л.с. Он имел нейтрализатор отработавших газов, встроенный в систему выпуска, что соответствует современным требованиям. Этот автомобиль оборудован также пневматической подвеской, постоянным приводом на все колеса, дисковыми передними и задними тормозами, автоматическим механизмом отслеживания нагрузки на сцепное устройство и коробкой передач с электронно-пневматическим переключением.

Своеобразен и дизайн грузовика. Ровный пол в кабине, откидывающиеся ступеньки при сдвижной водительской двери. При этом следует отметить довольно цельный образ и сложную окраску. А вот исполнение интерьера здорово «подкачало». Болты разной масти, неаккуратно завинченные и «мозолящие» глаза; рычаг переключения передач, вероятно, хотели сделать, как у итальянских мастеров, а получилось чисто по-русски.

«Тайфун» – следующая по порядку концептуальная машина, выполнена на шасси «Руси», но в трехосном варианте. Она также имеет одиночную формулу, но разнесенные задние оси, благодаря чему груз распределяется по платформе гораздо равномернее. Максимальная скорость составляет 147 км/ч. При сравнении со своими «одноклассниками» он показал наилучшие результаты благодаря продуманной аэродинамике кабины и кузова.

Внешность автомобиля слегка изменена, появился передний спойлер, обеспечивающий обтекание передка правильным воздушным потоком.

В последнее время появились дальнобойные грузовики, предназначенные не сколько для выполнения дальних рейсов, сколько к экономии топлива при скорости 100 км/ч и выше. Эти автомобили, как правило, имеют такое же сечение кузова, как головная часть. На нашем примере автомобиль Mitsubishi, модель МТ-90 Х. Благодаря особенностям конструкции, в первую очередь дизайна, автомобиль получил такие технические данные, которые простому грузовику и не снились. Например, его коэффициент аэродинамического сопротивления составляет всего 0,38! Помимо снижения этого коэффициента уменьшается аэродинамический шум, как снаружи, так и внутри.

Благодаря такой организации внутреннего пространства водитель может стоять во весь рост как в кабине, так и в грузовом отсеке, которые сообщаются между собой. Общая тенденция – увеличение высоты расположения кабины и соответственно рабочего места водителя, что улучшает обзорность.

Еще один представитель Страны восходящего солнца – Super Great Х. По этому автомобилю, к сожалению, информации у нас нет, поэтому ограничимся лишь фотографией. Все остальное можно «прочитать» снаружи. В принципе такие автомобили мы уже видели.

И, напоследок (в этой статье), один из самых одиозных грузовиков-концептов – Mercedes EXT-92.

Этот грузовик, в принципе напоминающий многие другие, имеет коэффициент аэродинамического сопротивления 0,35. Внешний вид автомобиля также напоминает нам современный концепт. На выставке была показана в большей степени модель, чем действующий образец: отсутствовал двигатель и некоторые системы. Внимания заслуживает компоновка интерьера – центральное расположение водительского сиденья, а остальное чисто мерседесовское... Впрочем, наш журнал уже писал об этой машине.