Рождение трактора

А. Краснов

Трудно представить себе отрасль хозяйства или место на Земле, где не работал бы трактор. Эти машины трудятся и на Крайнем Севере, и в пустыне, и среди болот, и в лесах. Они используются и в сельском хозяйстве, и в строительстве, их можно встретить даже в цехах заводов и складских помещениях. А мини-собратья работают на крохотных приусадебных участках. Мир тракторов и по группам применения, и по мощностным параметрам, и по фирмам столь же богат, как мир автомобилей, а может быть даже богаче. В этом мире (тракторном) точно также происходят слияния, исчезают «прогоревшие» фирмы, возникают новые... Даже концепты появляются, а какой смелый дизайн у последних моделей – засмотришься!

 

Tractorius в переводе с латыни означает «процесс таскания (передвижения) за собой чего-либо в механическом контексте», т.е. трактор должен что-либо тащить за собой: может быть груз, может быть пассажирские вагоны, но не по рельсам. В выборе направления движения он должен быть совершенно свободен!

Описать в одной статье всю историю всех категорий этой сложной и многогранной машины не представляется возможным, поэтому в этой части мы остановимся на годах перед Первой мировой войной.

Итак, «окунаемся» в историю трактора. Естественно, она началась с появлением парового двигателя. Несомненно, самым первым трактором, имевшим собственную паровую машину и возившим с собой запас воды и топлива, был Cugnot, построенный для буксировки тяжелых артиллерийских орудий. Правда, запас хода у него составлял всего 20 минут, но это был настоящий трактор. Он удовлетворял всем требованиям, вытекающим из латинского названия. Однако после небольшой аварии в 1770 г. паровой котел взорвался, и от трактора ничего не осталось. Был изготовлен второй экземпляр, доживший до наших дней, который сейчас украшает один из французских музеев.

Case

После этого в тракторостроении наметилось некоторое затишье. Пожалуй, только одна французская семья Bollee занималась и тягачами, и пассажирскими дилижансами. Одна модель Marie-Anne чего стоит! Остальные изобретатели – итальянские, германские, английские и французские, «переключились» на создание только пассажирских паровых карет и дилижансов, и весьма успешно.

Затем появились трактора с прицепами, в которых перевозили пассажиров. В Европе это были Dietz, Thomson и некоторые другие. Thomson какое-то время работал в Индии транспортным инженером, а вернувшись в Англию, построил паровой двигатель мощностью 6 л.с., тягач и пассажирский прицеп, на двух этажах которого свободно могло разместиться 65 пассажиров (21 – на первом этаже, 44 – на втором). Такой «тракторный поезд» довольно долго совершал регулярные пассажирские рейсы. Для этого тягача-трактора было специально разработано несколько пассажирских прицепов, включая и четырехосные для 70 пассажиров. Вскоре тракторы такого типа стали называть «рутьер». Больше десятка рутьеров было закуплено русской армией. Было это в 1870 г.

На фотографии вверху запечатлен еще один английский рутьер, жаль, что изготовитель его так и остался неизвестен, но название его было «Тягач фермера». Фотография датируется также примерно 1870 г. Хорошо видны некоторые механизмы трактора. Например, червячная передача в рулевом механизме.

В 1880 г. Otto и Langen в Германии основали известную и поныне фирму Deutz АG.

Thomson

На Американском континенте в то время паровой двигатель работал либо на железной дороге, либо на фабриках или мануфактурах, либо на паровых судах. Американцы по неизвестной нам причине не торопились переносить его на безрельсовый транспорт. И только в 1892 г. в штате Южная Дакота появилась марка CASE, ныне известная во всем мире не только тракторами, но и строительными машинами. И пошло-поехало...

Как из рога изобилия посыпались имена создателей новых фирм и тракторов. Но, как правило, деятельность большинства из них заканчивалась на выпуске всего нескольких экземпляров. Дело в том, что за эту работу чаще всего брались фермеры с незначительной помощью сведущих специалистов. А трактор – это весьма сложная машина, материалоемкая и дорогая в производстве, а в то время – и в эксплуатации. А потому, даже затянув пояса, не многие могли выдержать трудности их производства. Фирмы закрывались, и многих имен сегодня не помнит уже никто. Некоторым в этом отношении посчастливилось. Вот, например, трактор американской фирмы Отто – один из пятнадцати изготовленных до 1900 г. экземпляров.

И в Европе продолжался рост количества, как тракторных фирм, так и компаний, выпускающих уже специальное оборудование. Так, почти любой большой трактор при помощи специальных приспособлений можно было установить стационарно, а с бокового маховика длинным ремнем снимать крутящий момент для привода станков и оборудования небольшой фабрики или заводика. Покупка трактора в те годы являлась для фермера гораздо более выгодным делом, чем сегодня, потому что позволяла быть одновременно и фермером, и маленьким или средним заводчиком.

Ivel

Появились трактора, разработанные и изготовленные специально для сельского хозяйства. Например, фирма Ivel с 1903 г. начала выпуск трехколесных тракторов для обработки грядочных полей. Ни одно из колес не задевало посевы, так как они шли по междурядьям. Это был качественный скачок в тракторостроении.

Приближалась война. Многие тракторные заводы в глубине своих конструкторских отделов уже начинали разработку специальных рутьеров для перевозки военной техники. Дэвид Робертс, директор фирмы Hornsby в 1906 г. получил патент на гусеницу, и на фирме начались эксперименты с новым движителем. В частности, один из гусеничных тракторов, «служивший» в английской армии в 1909 г., весил 23 т (!) и имел двигатель мощностью 70 л.с.(!)

Но помимо таких монстров в мире, конечно, работали и над маленькими сельскохозяйственными тракторами. Примером тому может служить действительно маленький, но мощный York 1906 г., мощность двигателей которого на выбор колебалась от 12 до 16 л.с. Этот трактор, конечно же, не обрабатывал стогектарные поля, но среднему фермеру с несколькими гектарами и небольшим достатком он был хорошим помощником, и что самое главное – очень надежным.

Horncby

Незадолго до Первой мировой войны стали появляться трактора, построенные по необычной схеме: спереди колеса, а сзади гусеницы. Одни утверждали, что такой подход позволяет улучшить управляемость, поскольку основной вес (двигатель, радиаторы и т.д.) приходится на колеса. Другие полагали, что улучшается проходимость. Оставим споры. Перед нами «француз» 1912 г. Lefebvre с четырехцилиндровым двигателем мощностью 35 л.с., многодисковым сцеплением и двухступенчатой коробкой передач. А вот подобный же трактор фирмы Holt для распашки целинных земель в особо трудных условиях.

Не отставала от более южных соседей и Скандинавия. Фирма Munktell с 1913 г. начала выпуск в Швеции колесных тракторов с двухцилиндровыми двигателями. Как видите, трактор уже приобретает «цивильные» черты. Появился ярко выраженный капот, кабина водителя, задние колеса имеют крылья. В общем, на заводах начали уделять внимание и водителю. Даже над окраской стали думать на предприятиях. Вот один пример – Advance-Rumely: приятный коричневый цвет, отработанные шрифты и товарный знак, ярко красные колеса и обивка кабины – просто загляденье.

Advance-Rumely

На последнем рисунке показан американский трактор Lawter 1913 г. Машина имела своеобразную конструктивную схему. Это был трактор как бы... наоборот. Ведущими колесами являлись большие передние, а направляющим служило одно заднее, при этом, опять же, не уничтожались посевы при их обработке. На рисунке изображен пахотный вариант с трехкорпусным плугом, причем он расположен очень необычно – в базе, хотя принцип «tractorius» полностью соблюден: ведь плуг находился позади ведущих колес!

Вот, пожалуй, и все о некоторых тракторах предвоенного времени. Именно о некоторых, так как, повторюсь, уже в то время, я думаю, их была уже не одна сотня, но страницы наши ограничены и были показаны лишь наиболее интересные экземпляры.