Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
 1
Зимняя эксплуатация автокрана
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
 1
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.1)
Конструкции тягово-сцепных устройств
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением

Другой мир

А. Краснов

Для нас, европейцев, и даже для мобильных американцев Австралия на полных правах может считаться другим миром. Не плохим, не хорошим – просто другим. Как, например, нам понять, что целый континент (правда, самый маленький) имеет всего пять(!) крупных городов, а почти все его пространство занимают непроходимые заросли, но в основном – высохшие тысячегектарные земельные угодья. И едва ли не все население проживает на побережье.

Представим себе континент, где по несколько лет не бывает дождей, но если уж наступит этот «благодатный» миг, то он может длиться месяцами. При этом десятки километров прекраснейших хайвеев покидают свои места или просто исчезают, а малые ручейки превращаются в огромные реки, правда, ненадолго. Добавьте к этому очень оригинальные флору и фауну, представителей которых можно встретить только здесь. Легко догадаться, что и австралийские транспортные средства это нечто особенное.

Разумеется, весь австралийский транспорт тема слишком обширная, поэтому мы только постараемся дать общее представление об автобусах. Примечательно, что это детище индустрии оказалось столь же подвержено «кровосмешению», как и люди. Не будем забывать, что почти две трети населения являются потомками англичан, высадивших на самом маленьком материке после голландцев в конце XVII века. Позднее в Австралию двинули в большинстве своем те, кто не хотел бы встретиться с законом у себя на родине.

Что касается автомобилизации, то ее относительно бурное развитие началось после Первой мировой войны, особенно в середине 20-х – начале 30-х годов. Как и во всем остальном автомобильном мире тех лет, любая мастерская с двумя-тремя рабочими уже громко именовалась «автомобильным заводом», а если там работало с десяток механиков, то это уже было солидное предприятие.

В Австралии, как и во всем мире, в этой области промышленности были свои долгожители и «мотыльки». К первым можно отнести такие фирмы, как Watt Bros., Syd Wood (кстати, автобусы на шасси Reo и Ford изготовлены его мастерами), Symons & Fowler, John Dawson и некоторые другие, которые продержались на австралийском рынке более 50-ти лет, ухитряясь посылать автобусы еще и на экспорт. Это были действительно фанатики своего дела. Поскольку моторной индустрии, как таковой, на континенте в ту пору не было, приходилось импортировать либо грузовые, либо настоящие автобусные шасси, и уже на них создавать уникальные экземпляры автобусов. Естественно, что вначале двух одинаковых образцов изготовить не удавалось, но со временем пришел собственный опыт, специалисты проходили обучение как «вдалеке» – за океаном, так и в «близкой» Англии.

В результате изучения этих двух школ, а в некоторых случаях даже их объединения, Австралия получила свой, очень характерный по внешности автобус – нечто среднее между «американцем» и «англичанином». И, надо сказать, подобный симбиоз, начавшийся в 40 – 50-е годы, продолжает наращивать темпы и сегодня, поражая специалистов как техническими, так и дизайнерскими решениями. Естественно, мы не рассматриваем те автобусы, которые попадали в Австралию из разных стран полностью в сборе.

Здесь можно встретить огромное количество стареньких (но настоящих) английских автобусов, канадские MCI, американские GMC, японские и корейские, в общем, машины практически всех марок. Но упоминаем мы о них только для того, чтобы лучше увидеть отличия «истинно австралийских» машин. Во-первых, в упоминавшихся странах действует масса ограничений по габаритам, а в Австралии длина лишь согласуется с Автобусной ассоциацией, так что многие современные одиночные автобусы имеют длину до 14,5 м(!).

Второе отличие состоит в том, что широко распространен кузов полунесущей конструкции. Рама в зоне багажного отделения (от передней до задней оси) может быть поднята на любую разумную высоту, при этом место водителя и вход максимально опущены, примерно также низко, но сзади, расположен и двигатель. Основная нагрузка (пассажиры и мелкий багаж) располагается на раме, а багажный отсек легкой конструкции из стальных труб подвешивается к ней снизу. Таким принципом уже много лет пользуются такие фирмы, как Domino Hedges, Custom Coaches, Denning, AP, PMC, Volgren, Austral, Ansair и некоторые другие, которые выпускают так называемые «высокопалубники». При этом автобусы могут быть как двух-, так и трехосными.

Интересно, что уже в 30-е и 40-е годы некоторые фирмы экспериментировали с кузовами, представляя их, как автобусы будущего. В частности, Jim Watt в 1947 г. представила такую разработку на шасси Ford для транспортной фирмы Greyhound Coaches. В то время стоимость автобуса составляла 2 450 фунтов стерлингов.

Здесь нужно сказать, что речь идет, главным образом, о междугородных автобусах, пользующихся на континенте особой любовью и популярностью. Хотя в средней австралийской семье имеется несколько автомобилей, езда на дальние расстояния все-таки выгоднее на автобусе, при этом она менее утомительна. Например, между Сиднеем и Мельбурном чуть меньше 900 км. Понятно, что лучше их преодолеть с пивом в приятной беседе с попутчиком или знакомым, нежели в постоянном напряжении за рулем собственного автомобиля. Тем более что автобусы, как правило, очень комфортны (5 или 6(!) звездочек), а скорость даже на самых высококлассных дорогах ограничена 100 – 110 км/ч.

На всех подобных автобусах стоят мощнейшие климатические установки, обеспечивающие постоянную оптимальную температуру в салоне вне зависимости от жары снаружи. Кроме того, детермальные стеклопакеты, реагируя на внешний свет и меняя освещенность, создают достаточный уют для переездов, иногда суточных.

Что же касается внешнего вида, то австралийские автобусы можно разделить на две основные группы. Одна слегка (именно слегка) напоминает американские автобусы с их обилием хрома и полированного алюминия при минимуме окрашенных частей. К второй можно отнести автобусы, построенные по старым технологиям, существующим уже не один десяток лет. Преимущество, как правило, отдается английским автобусам, там же зачастую и закупаются шасси.

Нельзя не вспомнить и о чисто австралийском дополнительном оборудовании, которое благодаря легкости навески и эффектному внешнему виду «заразило» практически весь грузовой и частично автобусный мир, а теперь подбирается уже и к легковому. Это так называемый «антикенгурин» и специальная сеточная защита лобового стекла. В Австралии эти устройства просто необходимы. Эвкалипты, на которых живут коалы, растут везде, кенгуру – национальное животное – может появиться на шоссе в любую секунду, довольно часты набеги саранчи, от которых помогают сетки – вот почему австралийские грузовики и автобусы так часто имеют эту навеску.

Ну, и напоследок следует отметить, что на континенте появляются новые автобусные фирмы, дизайн которых все выше поднимает флаг национального автобусостроения, а существующие фирмы создают уже настоящие шедевры.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ Автобус История
А. Краснов Основные Средства 03'2002 27 декабря 2004

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com