Грузовики тоже бывают красивыми

А. Краснов

Эти автомобили появляются довольно редко и, как правило, вызывают большой интерес, как автомобилистов, так и специалистов. Речь идет о концептуальных разработках – «концепт-траках», или просто «концептах». Появление на рынке грузовых автомобилей или автобусов совершенно новой модели само по себе целое событие, обсуждаемое не один год, а уж появление концепта и подавно.

Rumpler RuV31

Концептом можно назвать автомобиль, в основе которого лежат не просто нестандартные компоновочные или дизайнерские решения, применяются очень дорогие материалы из авиационных и даже космических технологий; на нем проверяются технические и стилистические идеи, которые возможно будут использованы в ближайшее время или не использованы никогда, но которые могут определить направления развития этого вида транспорта как на ближайшее будущее, так и на далекую перспективу. Как правило, каждый концептуальный экземпляр в десятки раз превосходит по цене обычный, равный по классу грузовик. И это обрекает его на одиночество.

В начале века практически любой экипаж, выпущенный какой-нибудь небольшой мастерской или крошечным «свечным заводиком», можно безо всякой натяжки назвать концептуальным. Слишком уж много нововведений можно было встретить в их компоновке и конструкции (с некоторыми из них вы уже познакомились в нашей «Кунсткамере»). Но сознательное использование последних достижений науки и техники, нестандартный взгляд на компоновку и конструкцию грузовика (также как и автобуса, и легкового автомобиля), применение неавтомобильных технологий началось на рубеже 20 – 30-х годов. В Европе всевозможных автомобильных марок тогда было великое множество. К созданию концептуальных автомобильных проектов подключился и Новый Свет.

Futurliner, изготовленный для последнего «Парада Прогресса» в 1940 г.

Можно было бы вспомнить французский «Латиль» с передним приводом, германский «Гаггенау» с удивительной компоновкой и целый ряд других европейских и американских автомобилей, но они впоследствии выпускались серийно, поэтому концептами назвать их можно с большой натяжкой. Многие фирмы и мастерские выполняли штучные заказы транспортных и других компаний (от пивных до бензиновых), требовавших, чтобы их грузовики отличались от конкурентов не только надписями на бортах, но и оригинальным внешним видом. Так появились на свет «бутылки», «зажигалки» и даже «сосиски на колесах». Конечно же, это также не концепты!

Пожалуй, первым концепт-траком можно назвать очень интересный трехосный автомобиль талантливейшего и многостороннего германского конструктора Эдмунда Румплера. Одна компоновка этого грузовика-фургона чего стоила! Трехосное шасси с передним приводом и спереди же расположенным 12-цилиндровым двигателем Майбаха мощностью 150 л.с. было снабжено большими ведущими колесами и двумя парами маленьких колес сзади для уменьшения погрузочной высоты. Автомобиль имел индекс RuV 31, первые две буквы – это начало фамилии конструктора, V – это V-образный двигатель, а 31 – год изготовления (1931). Грузоподъемность машины составляла 5 т. Оригинальным был и ее внешний вид.

Command Car для Parade of Progress 1936 г.

Передок с облицовкой радиатора, напоминающей таковую у легковых автомобилей «Роллс-Ройс», особо выделенные крылья со спрятанными фарами и красиво очерченная, но все-таки характерная для тех лет боковая подштамповка – все это вместе выдавало талант и вкус конструктора. К сожалению, автомобиль не имел продолжения. Он так и остался единственным экземпляром и сгорел во время Второй мировой войны.

Следующий концепт-трак нашего обзора появился в США. Для более наглядного «роста уровня сложности» концепта мы рассматриваем их не по странам и континентам, а в хронологической последовательности.

В 1933 г. в Чикаго прошла Всемирная выставка, где General Motors под девизом Parade of Progress выставила все свои достижения в области науки, техники и производства. Миллионы посетителей отмечали высокий уровень экспозиции, и руководство «Джи Эм» приняло небывалое решение – сделать ее передвижной. Первая из них открылась во Флориде 11 февраля 1936 г. Для перевозки некоторых экспонатов и в качестве Cоmmand Car использовались автомобили-концепты, созданные на базе грузовиков. Один из них был изготовлен фирмой Fisher Body’s Fleetwood, а затем «растиражирован» до 9 шт.

Такие «Парады Прогресса» проводились трижды и проходили по городам США, Мексики, Канады и Кубы. Выставка разворачивалась в 251 городе, ее посетили в общей сложности 12,5 млн. человек, а автомобили прошли более миллиона миль. Для того времени пробег достойный!

Fageol Super Freighter, 1952 г.

Что же касается самого Сommand Car, то можно заметить, что дизайн этого гиганта напоминает внешность легкового автомобиля: такие же крылья, похоже расположена облицовка радиатора, только кабина водителя поднята вверх и сдвинута вперед. Этакий грузовик-автобус!

Похожую компоновку имеет и Futurliner той же фирмы, изготовленный к последней (третьей) передвижной выставке в 1940 г. Только в отделке кузова уже применены чисто американские (впоследствии) материалы: алюминий, листовая нержавеющая сталь и плексиглас для поднятой кабины водителя, вход в которую осуществлялся через дверь, расположенную на скругленном переднем правом углу кузова. И, конечно же, чисто американский прием – двойные передние шины. Любопытно, что и сегодня этот концепт полон сил и снимается в голливудских фильмах в качестве транспорта будущего.

Такие же сдвоенные шины спереди «носил» и «Спанглер» (см. № 19 нашего журнала за 1999 г.).

В 1952 г. появляется очень интересный грузовик с цельнометаллическим кузовом оригинальной конструкции и двигателем, работающим на пропане. Его изготовила Fageol Twin Coach Company и назвала Super Freighter (любят американцы везде вставлять «супер»). Кузов контейнерного типа изготовлен из гофрированной нержавейки, а кабина водителя в плане представляла собой радиусную кривую. Интересно, что грузовик уже имел боковые дефлекторы и, конечно же, передние сдвоенные колеса. Кузов был установлен на раму, по бокам и сзади которой крепились пропановые баллоны. На этом автомобиле фирма собиралась проверить жизнеспособность двигателей Fageol при работе на газе, определить некоторые аэродинамические показатели и проходимость грузовика по занесенным песком или снегом шоссе. Получилось вроде бы все удачно, но в производстве он оказался бы очень дорогим по сравнению с конкурентами, и на единственном экземпляре исследования закончились, тем более что фирма уже принадлежала DIVCO и такие проекты больше не субсидировались.

B. P. Autotanker, 1960 г.

Теперь вернемся в Европу... Хотя мы в начале статьи и говорили, что фирменное оформление грузовиков не может являться признаком концепта, но, как всегда, имеются исключения, которые лишь подтверждают правила.

B.P. Autotanker, принадлежащий «перу» Thompson-Leyland, является самым настоящим концепт-траком по всем показателям. Таких оригинальных решений мир еще не видел. Автомобиль был создан по автобусной технологии с применением алюминия для самого кузова и цистерны и пластика для передней панели и задней крышки моторного отсека. Двигатель Leyland расположен в задней части кузова и агрегатирован с автоматической коробкой передач. Сам автомобиль весил 9 т, но на борт брал 15 т топлива. Передние оси четырехосного шасси имели пневматическую подвеску, пневматическим же был и усилитель руля – довольно редкое сочетание.

Цистерна имела довольно интересную альтернативу зеркалам заднего вида. По крыше вдоль всего кузова проходил канал, заполненный системой зеркал и линз (по типу сложного телескопа), позволявший спроектировать изображение происходящего сзади на экран перед водителем. Премьера автомобиля состоялась в 1960 г.

А теперь снова в США... Опять же GM в 1964 г. на Нью-Йоркской всемирной выставке представила концептуальный седельный тягач Bison, снабженный в качестве силового агрегата двумя газовыми турбинами: одна мощностью 280 л.с., другая – 720-сильная, в сумме – 1 000 л.с.(!) Началась эра экспериментов с турбинами...

Обе турбины располагались за кабиной водителя над ведущими передними колесами. В случае необходимости можно было приводить с помощью электричества и колеса полуприцепа со встроенными электродвигателями. При дальних поездках тягач можно было жестко связать с полуприцепом, превращая автопоезд в «одиночку».

Ford Turbine Truck

Полуприцеп представлял собой модульную конструкцию, и при ширине 2 400 мм автомобиль мог иметь длину 3 050 мм, 6 100, 9 150 или 12 200 мм. Все зависело от потребностей транспортной компании и количества перевозимого груза. Обратите внимание на кабину водителя. Это уже не часть контейнера или сваренного из кусков железа «бункера». Над этой кабиной явно работали дизайнеры-профессионалы, и надо сказать, выглядит она для тех лет превосходно.

Примечательно, что водитель управлял автомобилем не при помощи рулевого колеса, а двумя джойстиками (сейчас вновь в концептах можно встретить эту идею). Следует заметить, что этот автомобиль иногда представляют под маркой Bedford.

Годом позже (в 1965 г.) на Франкфуртской автомобильной выставке был показан грузовой автомобиль-одиночка германской фирмы Bussing, чем-то по своей компоновке напоминающий американца. Кабина также располагалась перед передними управляемыми колесами, только двигатель размещался уже в базе, а ведущей была задняя ось. Создатели этой машины были абсолютно уверены, что за такой компоновкой будущее: ведь под грузовую платформу или контейнер используется вся длина автомобиля, вплоть до крыши кабины водителя! В течение нескольких лет этот грузовик трансформировался несколько раз, в серьезную «серию» он так и не попал. Правда, его идея живет до сих пор и некоторые фирмы возвращаются к ней вновь и вновь.

В том же году грузовое отделение Сhevrolet (США) представило автомобильному миру красивейший концептуальный седельный тягач Turbo Titan III, оснащенный опять же газовой турбиной GT-309 мощностью 280 л.с. и автоматической трансмиссией. Такая мощность достигалась при 4 000 об/мин. выходного вала, в то время как число оборотов самой турбины составляли 35 000 в минуту. Турбина имела теплообменник – особый барабан с пористым наполнителем, благодаря которому температура отработавших газов снижалась с 630 до 250°, что уменьшало шум и повышало КПД двигателя. У автомобиля отсутствует привычная тормозная система, торможение осуществляется двигателем, который выступает в роли тормоза-замедлителя.

Shevrolet Turbo Titan III, 1965 г.

Дизайн кабины читатель может оценить сам. Воздух в турбину поступает через специальные заборники, расположенные рядом с блоками фар. Эти блоки при необходимости могут закрываться специальными лючками. Кабина водителя имеет «космические» сиденья, FM-стерео с четырьмя динамиками и двухканальный радио-телефон. Планируемый пробег этого автомобиля должен был составлять 500 тыс. км, что, кстати, по сегодняшним меркам не так уж и много.

И последним в нашем сегодняшнем рассказе о грузовиках-концептах будет седельный тягач Ford с двумя полуприцепами, оснащенный газовой турбиной «Тип 705», развивающей 608 л.с. Длина автопоезда составляет 29,9 м, высота – 3,95, а ширина – 2,44 м. Его полный вес – 77 т, а максимальная скорость 113 км/ч. Удельные показатели таковы: 8 л.с./т и 12,7 кг/л.с.

Кабина расположена на большой высоте, как у многих современных «дальнобойщиков» с кабиной над двигателем, ее пол абсолютно ровный. Исключение составил небольшой подъем для блока педалей оригинальной конструкции. Панель приборов как таковая отсутствует, приборы расположены под рулевым колесом на особой консоли. В интерьере можно увидеть отделенную кабину для отдыха и сна, электрифицированную кухню, небольшой душ, туалет и телевизор для пассажира, причем он расположен так, что водителю его экран не виден. Очевидно, что этот автомобиль рассчитан на очень долгое (по времени) автономное «плавание».

Мы рассмотрели десяток концепт-траков. И все они – так или иначе – повлияли на последующие поколения грузовиков. Многие «древние» идеи мы уже видим в современных серийных автомобилях. И так было всегда: ни один показ концепта не проходил бесследно. Здесь мы остановимся на 60-х годах. Но автомобильная исследовательская жизнь на этом не остановилась. Но об этом в другой раз.