BULLDOG

А. Краснов

История фирмы Mack началась в позапрошлом веке, когда трое братьев: Джек, Август и Уильям открыли производство гужевых тележек. Было это в 1893 г. в Бруклине. Обретя навыки изготовления прочных шасси, и заработав положение, братья решились на строительство механических транспортных средств. К трем братьям присоединились еще двое: Джозеф и Чарльз, и в 1901 г. была основана Мacк Brothers Company.

Модель 1916 г. Седельный тягач: на боковинах – сетки, вместо фар – газовые фонари, отсутствуют лобовые стекла

Первым появился, как ни странно, автобус с кузовом «шарабан» (не забывайте, с чего начиналось производство!). Затем последовал еще один, с шестицилиндровым двигателем мощностью 50 л.с., выпускавшийся с небольшими изменениями до 1915 г. Впоследствии уже на шасси автобусов стали появляться грузовики.

К тому времени основное производство было перенесено в Пенсильванию, и еще куплен завод по производству двигателей и шасси. Теперь братья не зависели ни от кого: цикл изготовления автомобиля стал замкнутым и самостоятельным. В компанию приходили и приходили талантливые инженеры и конструкторы. На предприятиях Мacк работало уже около 6 тыс. человек, но неурядицы с названиями дочерних фирм, конфликты с другими фирмами и между собой заставили братьев покинуть свои же предприятия, и заводы продолжали выпускать продукцию под их именем, но уже без них.

Модель 1925 г. Появились лобовые стекла, на этом самосвале отсутствуют фары, шины – пневматические

За время своего существования заводы Мacк выпускали тяжелые грузовики, пикапы, роскошные автобусы, строительную и, конечно же, армейскую технику. Но мы расскажем о самой интересной модели, благодаря которой и появилась на капотах грузовиков красиво выполненная фигурка бульдога, ставшего символом фирмы.

Коллаж в начале статьи с фигуркой бульдога не является товарным знаком, а лишь показывает принадлежность автомобилей с бульдогом на капоте Соединенным Штатам Америки. Настоящий же зарегистрированный товарный знак появится чуть позже с появлением модели Мacк AC. Эту модель разработал талантливейший инженер Альфред Мэзюри в 1915 г., а выпускалась она до 1938-го!

Все семейство этих автомобилей, пожалуй, перечислить невозможно. Достаточно сказать, что конструкция была защищена 20 патентами, начиная с передней балки моста и заканчивая задними тормозами и рамой. Но самым удивительным был внешний вид автомобиля. Массивный «тепловозный» бампер, на который опирался необычной формы капот, действительно напоминали бульдожью морду, и по этой причине он так и был назван – Bulldog. А вообще-то, много было интересного в этом автомобиле, причем многое перешло и на современные модели.

Задняя тележка

На первые автомобили устанавливались четырехцилиндровые двигатели с попарно отлитыми цилиндрами, сами поршни изготавливались из чугуна, а их юбки из алюминия. Мощность мотора составляла 75 л.с. Следующее семейство получило шестицилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. и в некоторых случаях – трехосное шасси или полный привод.

Эти агрегаты требуют отдельного рассказа. Дело в том, что при передних ведущих колесах роль шкворня играли пары конических шестерен, одна из которых была опорной, а вторая (верхняя) – ведущей; а поскольку шестерня полуоси была намного меньше шестерни на барабане получался оригинальный эффект колесного редуктора, который одновременно с увеличением крутящего момента повышал передний клиренс. Эта конструкция была запатентована.

Четырехцилиндровый двигатель (вид справа)

Оригинально решен и полный привод четырех колес задней тележки. При общем цепном приводе с промежуточного вала с дифференциалом пары бортовых колес охвачены еще одной цепью таким образом, что все колеса тележки вращаются в одном направлении с одинаковой скоростью. К сожалению, межосевого дифференциала быть не могло. Но позже автомобили получили и оригинальный межосевой дифференциал. Помимо оси вращения задняя тележка трехосников имела четыре вертикальных коротких рессоры с резиновыми прокладками, позволяющими ей перемещаться в небольших пределах влево или вправо, что фактически являлось прообразом «подруливающей» подвески.

Двигатель охлаждался двумя блоками радиаторов, расположенных справа и слева за капотом перед кабиной водителя. Вместо вентилятора использовалась «улитка» с крыльчаткой, закрепленной на маховике. Такая схема, правда, была уже не нова, ее использовали Renault, Latil и другие фирмы. Эффект охлаждения был вполне достаточным, но зато в непогоду водитель, открывая специальный лючок, чувствовал небывалый для тех лет комфорт.

Передняя ведущая ось

На иллюстрациях мы постарались показать, как эволюционировал Bulldog, как менялась его внешность. Литые шины уступили место пневматическим, решетки вытяжки горячего воздуха из-под капота становились благородными просечками, и, наконец, на капоте появилась фигурка бульдога.

Как мы уже говорили, автомобили этой серии выпускались до 1938 г., выполняя самую тяжелую работу. Это были и самосвалы, и седельные тягачи, и бортовые грузовики, и цистерны – в общем все, что нужно человеку. На его базе позже родилось еще одно удачное семейство, но, во-первых, все следующие модели не повлияли на судьбу фирмы так сильно, как Bulldog, а во-вторых – это тема для отдельного разговора.