Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Секреты воздушного фильтра
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя

Автомобиль-солдат

А. Кузнецова, ЗИЛвизион

85-летию АМО ЗИЛ и 56-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается

Судьба этого автомобиля необычна. Кем только он не был за 15 лет выпуска: и рабочим, и воином... Половина машин, использованных в Великой Отечественной войне советскими войсками, были они – знаменитые трудяги ЗИС-5.

К производству трехтонной машины ЗИС-5 на автомобильном заводе имени Сталина в Москве в соответствии с заданием правительства приступили в 1933 г. Его создателями были: главный конструктор завода – Евгений Иванович Важинский, основной разработчик – Б. Д. Страканов, а также Г. Г. Михайлов, А. П. Зигель, Г. А. Феста, Б. М. Фиттерман. Работа началась с анализа недостатков предыдущей модели – АМО-3, проявившихся во время Каракумского пробега, и позднее, при эксплуатации в реальных условиях.

В отличие от ее предшественницы – АМО-3, на ЗИС-5 использовалась усовершенствованная коробка передач, гидравлические тормоза уступили место механическим, вместо двойного карданного вала был применен ординарный, что повысило надежность машины и было выгодно для производства. Кроме того, по результатам испытаний в различных районах страны увеличили емкость радиатора и установили воздушный фильтр для двигателя.

Первые десять экспериментальных машин ЗИС-5 были собраны 26 июля 1933 г. Технические качества этих машин проверили в автопробеге по маршруту Москва – Гомель – Чернигов – Киев – Черкасск – Днепропетровск – Харьков – Курск – Орел – Тула – Москва. Командором и председателем технической комиссии пробега был главный инженер завода В. Н. Лялин. Машины без единой аварии прошли 2 500 км, из них 700 км – по бездорожью, выдержав испытания на прочность и проходимость.

ЗИС-5 стал первым советским автомобилем, имевшим в качестве серийного оборудования компрессор для накачки шин. В 1934 г. заводу предстояло выпустить 20 500 машин, в том числе ЗИС-5 – 18 370. Машины ЗИС шли массовым потоком. Они позарез нужны были народному хозяйству.

Однако в 1941 г. все круто изменилось. Заканчивался трудовой субботний день 21 июня. Автозаводцы отправились на дачные места Подмосковья, на рыбалку, в туристические походы... Наступила обычная мирная ночь. Утро 22 июня неожиданно принесло страшное слово – «Война!» Автозавод стал выполнять военные заказы, некоторые цеха перестраивались для ремонта танков. Но армии нужны были и машины.

Эвакуация оборудования и другие трудности военного времени делали невозможным производство ЗИС-5 в довоенном исполнении. Конструкторы создали модель военного времени – ЗИС-5В. Ее выпуск был освоен в мае 1942 г. в Ульяновске, а позднее – в Москве и Миассе. В этом автомобиле была заново спроектирована кабина. Вся обвязка и панели в ней были сделаны из дерева и фанеры, что снизило металлоемкость на 124 кг. Крылья стали гнутыми из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой. В конце декабря 1942 г. из-за выхода из строя завода, поставлявшего рулевые колеса с пластмассовым ободом, на машину начали устанавливать деревянные баранки.

Вместо двух довоенных фар на машину должна была ставиться только одна, но выпускались и автомобили вообще без фар: ночью все равно в целях маскировки ездили без освещения. У кузова боковые борта не откидывались, соответственно на платформе для них не требовалось петель. Был и ряд других изменений, направленных на уменьшение трудоемкости изготовления и экономию металла.

ЗИС-5В был приспособлен к условиям военного времени, а мощность двигателя, повышенная до 77 л.с. (переход на алюминиевые поршни позволил увеличить степень сжатия), придала автомобилю лучшие эксплуатационные качества. ЗИС-5В выпускался заводом до 1946 г. Немаловажно, что «модель военного времени» позволяла использовать большой задел автомобильных узлов, оставшихся на заводе.

ЗИС-5 служил не только для перевозки войск и боеприпасов. На его базе изготавливались самосвалы, цистерны, хлебные фургоны, автобусы... Первые легендарные «Катюши» также монтировались на шасси ЗИС-5.

За четыре года войны с заводских путей отправились сотни эшелонов с вооружением. По всем фронтовым дорогам шли машины с маркой ЗИС. За годы войны коллектив завода дал стране 100 тыс. грузовых автомобилей, хотя производство машин в 1945 г. составляло 63,4% к 1940 г. Всего за 1934–1948 годы было изготовлено 532 311 автомобилей.

ЗИС-5 стал действительно отправной точкой для всех последующих моделей и для своего времени был незаменим. Главное для серийного автомобиля – эксплуатация. А именно в использовании на трудных дорогах Великой Отечественной войны ЗИС-5 показал себя наилучшим образом. Несмотря на вызванное недостатком сырья и урезанными технологическими возможностями военного времени сильное упрощение конструкции, машина в целом оказалась практичной, надежной для самых неблагоприятных погодных условий, при отвратительных дорогах и небольших возможностях ремонта.

Действительно удачная конструкция автомобиля дала возможность дальнейшего развития, воплощения идей, заложенных в ЗИС-5, в последующих моделях – ЗИС-5В, «Урал ЗИС-5М», «Урал ЗИС-355», «Урал ЗИС-355М».

На смену ЗИС-5 в 1948 г. пришла более совершенная машина. Сегодня трудягу военных дорог уже не встретишь перевозящим грузы. Но их можно увидеть на постаментах – на АМО ЗИЛ, на Загородном шоссе в Москве, во многих других городах России. Эти памятники символизируют бесценный вклад ЗИС-5 и воинов-автомобилистов в победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ Бренд История ЗиЛ
А. Кузнецова, ЗИЛвизион Основные Средства 05'2001 22 марта 2005

Комментарии (0)