Для «Уралов» нет преград

История спортивных достижений «УралАЗа»

Е. Соболева

Автомобили «Урал» давно известны такими качествами, как уникальная проходимость, простота обслуживания и приспособленность к безгаражному хранению, что и создало им славу неприхотливых и надежных армейских грузовиков. Действительно, если обратиться к истории Уральского автомобильного завода, становится ясно, что основным потребителем его продукции долгое время оставались Вооруженные Силы. Но «Уралы» – машины универсальные.

Поэтому с переходом промышленного производства России «на мирные рельсы» они сразу нашли многочисленных потребителей в гражданских отраслях: достоинства «королей бездорожья» оценили нефте- и газодобытчики, лесозаготовители, геологи. А за последние несколько лет Уральский автозавод приобрел широкую известность, благодаря участию в европейском трак-триале, Кубке Содружества, передаче «Экстремальные ситуации». О грузовиках «Урал» с уважением заговорили поклонники автомобильного спорта.

Однако мало кому, даже самым большим знатокам автоспорта, известно, что «спортивная история» на Уральском автозаводе началась еще в 50-е годы. Именно тогда водители-испытатели и инженеры Специального конструкторского бюро на автомобилях «Урал»-355М впервые приняли участие в областных и всесоюзных соревнованиях, показав высокие результаты. Одной из первых страниц в истории спортивных успехов стали соревнования по автокроссу, проходившие в октябре 1957 г. в Ростове-на-Дону, где 6 из 98 стартовавших машин были «Уралами». Спортсмены завода тогда еще не имели опыта выступления в подобных соревнованиях, но показали себя достойными соперниками корифеям автоспорта: команда уральцев завоевала все первые места и Кубок как лучший коллектив.

В 1990 г. в Научно-техническом центре Уральского автозавода создается команда водителей-испытателей и инженерно-технических работников, которая начинает активно развивать спортивное направление, дорабатывать конструкции машин, участвовать на «Уралах» в российских и международных автомобильных соревнованиях. Так история спортивных успехов «УралАЗа» выходит на новый этап.

Первый опыт участия в зарубежных автомобильных соревнованиях команда Уральского автозавода получила также в 1990 г., стартовав в ралли «Ельч» (Польша), трасса которого включала в себя специальный, скоростной участок, а также пробег по полигонам и бездорожью. Стартовали 15 экипажей (где вместе с грузовыми автомобилями «Татра», «Мерседес», «МАН» и многими другими выступили два автомобиля «Урал»-4320), до финиша дошли 12. Команда «УралАЗа» заняла 2-е и 3-е места в категории грузовых автомобилей – результат, довольно впечатляющий, если учесть, что спортсмены ехали на серийных «Уралах», не прошедших даже минимальной подготовки для соревнований такого уровня.

Еще через 2 года в этом ралли команда из Миасса на автомобилях «Урал»-43223 уже становится победителем, заняв 1-е и 2-е места.

1 сентября 1992 г. в Париже стартовало самое длинное ралли конца ХХ века (16 тысяч километров!) – супермарафон «Париж – Москва – Пекин». В нем участвовали две команды Уральского автозавода на автомобилях «Урал»-43223. После тяжелых испытаний на трассе до финиша дошел только один. Вернее, полтора. А дело было так: проезжая Бухару, водители узнали, что впереди – труднейший участок трассы. Поэтому они решили разделиться: один экипаж пошел по предписанной дороге, другой – в обход (что увеличивало путь на 200 км). После встречи выяснилось: то, чего боялись, все-таки случилось – машина первого экипажа сломалась и уже не могла продолжать движение. У второго тоже были серьезные поломки в коробке передач. Но выход был найден: шестерню обычного, серийного «Урала» установили на «Урал»-43223С. Исчезла одна промежуточная передача, максимальная скорость упала до 90 км/ч, но ехать было можно. И не просто ехать: по ходу гонки «Уралу» неоднократно приходилось вытаскивать застрявшие автомобили соперников. И несмотря на то, что команда не заняла призовых мест, все-таки поднялась на пьедестал почета – ей был вручен приз «За волю к победе».

Ралли «Париж – Москва – Пекин» стало серьезным испытанием на прочность машин Уральского автозавода, выявило существующие технические недостатки, что в будущем очень помогло при доработке серийных «Уралов».

В середине 90-х для завода начался один из труднейших этапов его существования, продолжавшийся несколько лет. Выросли долги по заработной плате, снизился ежегодный объем производства, резко увеличилась продажа грузовиков по бартерным взаимозачетам. Завод едва не был объявлен банкротом. Понятно, в таких условиях было невозможно уделять особое внимание автомобильному спорту, требующему, помимо всего прочего, значительных финансовых затрат. Но, несмотря ни на что, уже в 1996 г., когда кризис на заводе еще не был преодолен, три экипажа «УралАЗа» пополнили список участников соревнований по трак-триалу на Кубок России, проходивших в подмосковных Бронницах.

Трасса, которая раньше была закрытым полигоном для испытаний колесной и гусеничной армейской техники, представляла собой весьма серьезное препятствие для грузовиков и водителей – подъемы и спуски крутизной до 30о, крутые косогоры, завалы из бетонных балок, каменные насыпи, грязевая «ванна», «мавзолей» полутораметровой высоты... На этих препятствиях водители должны были показать и свое мастерство, и технические возможности машин. Результатом стало первое место в категории 6 х 6 экипажа, выступавшего на «Урале»-4320. С этого года команда Уральского автозавода становится постоянным участником соревнований по трак-триалу, а жители Миасса – преданными болельщиками, гордящимися ее успехами.

Чуть позднее, в 1998 г., команда «УралАЗа» приняла участие в автомобильной гонке с элементами ориентирования – ралли «Дебри» (Красноярск). Трасса проходила по бездорожью и представляла собой замкнутый круг грунтовых дорог длиной около 150 км, который необходимо было преодолевать неоднократно. Водители Уральского автозавода смогли продемонстрировать не только свое мастерство, но и уникальную проходимость и высокие технические характеристики автомобилей «Урал»-43223С и «Урал»-4320, заняв соответственно 1-е и 3-е места.

В 1999 г. команда Уральского автозавода становится первой в России, принявшей участие в широко известных международных соревнованиях – Чемпионате «Европа Трак-Триал». Эти состязания традиционно проводятся летом (с мая по сентябрь), имеют несколько этапов и собирают как непосредственно в карьерах и на полигонах, так и у экранов телевизоров («Евроспорт») любителей экстремальных видов спорта и специалистов, работающих в области автомобилестроения.

В 1999 г. в соревнованиях принимали участие 69 экипажей из 10 стран. Команда «УралАЗа», выступавшая на автомобиле «Урал»-43206, стала пятой в своей группе. Это выступление во многом способствовало всемирной известности (которую завоевали и продолжают активно завоевывать) грузовиков марки «Урал» – лучших российских внедорожников. В октябре 1999 г. недалеко от Минска состоялся первый Кубок Белоруссии по трак-триалу, организация которого во многом основывалась на опыте европейского чемпионата. На этих соревнованиях Уральский автозавод представляла команда из трех экипажей, выступавших на автомобилях «Урал»-43206, «Урал»-6361 и «Урал»-53232. В группе 4 х 4 было завоевано 2-е, а в группе 8 х 8 – 1-е место.

В следующем, 2000 г. статус этих соревнований изменился. Теперь они стали Чемпионатом Содружества (России и Белоруссии) по трак-триалу. После четырех этапов команда «УралАЗа» заняла 3-ю ступень на пьедестале почета Кубка.

В заключение заметим, что все эти годы команда Уральского автозавода выступала и выступает именно на серийных, а не предназначенных исключительно для автоспорта автомобилях, с успехом эксплуатирующихся в различных гражданских отраслях. Но, несмотря на это, «Уралы» оказываются в числе победителей и призеров соревнований, отличающихся крайне экстремальными условиями!

В этом, несомненно, велика заслуга участников спортивной команды, чей опыт, энтузиазм и мастерство вот уже много лет позволяют Уральскому автозаводу оставаться на спортивном пьедестале почета.
Впереди у команды участие в очередном Чемпионате «Европа трак-триал», который начнется в конце мая. Снова – бездорожье и непокоренные вершины. Пока.., потому что для «Уралов» нет непреодолимых препятствий.

ОАО «УралАЗ»: 456300, Челябинская область, г. Миасс, ул. 8 июля, 10а.

Отдел маркетинга.

Тел.: 8(35135)51718, 54962, 54028.

Тел. Торгового дома: 8(35135)52044

 

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ
Е. Соболева Основные Средства 04'2001 17 марта 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com