Из грязи в князи

В. Мамедов

В США пикапы постепенно превратились из «рабочих лошадей» в культовые автомобили (по материалам Детройтского автосалона)

Chevrolet Carryall Suburban, 1933 г. – родоначальник современных SUV

То распространение, которое получили в США легкие грузовики капотной компоновки, поражает многих, кто хоть раз побывал в этой стране или пересмотрел достаточно много американских фильмов. Пикапы, бесспорно, являясь чисто «местным изобретением», используются и для обслуживания фермеров, и для работы в городе; на них выезжают семьями на пикник в выходные и даже принимают участие в гонках, специально подготавливая для соревнований двигатель и ходовую часть.

Феномен явления, имя которому «американский пикап», еще найдет своих исследователей, мы же хотим представить палитру предлагаемых в 2001 г. в США машин такого рода и немного рассказать о развитии их конструкции.

С вхождением автомобиля в жизнь американца, развитием дорожной сети и соответствующего сервиса (бензоколонки, станции обслуживания, автомагазины и многое другое) связывают бурный рост числа малых предприятий, составляющих основу экономики современной Америки. Первые собственные грузовые автомобили (в своем большинстве, ими были машины на шасси Ford T с двухместной кабиной и грузовой платформой) стали незаменимыми помощниками сотен тысяч тружеников, работающих в сфере торговли, обслуживания населения на дому, в сельском хозяйстве и на строительстве коттеджей, которое особенно широко развернулось в 20-е годы.

GMC Sierra, с четырехдверной кабиной

В первых пикапах, по сути, грузовых модификациях обычных легковых автомобилей, привлекала низкая цена, доступность запчастей, высокий по сравнению с «полноценными» грузовиками уровень комфорта и простота управления. К концу 20-х началу 30-х годов, тем не менее, выяснилось, что на базе стандартной легковой машины достаточно прочного и долговечного грузового варианта получить не удается. К середине 30-х годов параллельно с грузовыми версиями легковых автомобилей начинается производство унифицированных с ними малогабаритных грузовых машин на специальных, усиленных раме и мостах – предвестников пикапов сегодняшнего времени. Естественно, число исполнений кузовов пикапов обоих типов достигало нескольких десятков.

Пример американского подхода к пикапам первой половины столетия есть и в нашей стране. Идя по пути копирования изделий автомобильной промышленности США, Горьковский автозавод дважды в довоенное время ставил на конвейер пикапы, точно выполненные по рецепту американцев: ГАЗ-4 (на шасси ГАЗ-А) и ГАЗ-М415 (на шасси ГАЗ-М1).

Салон удлинненой кабины пикапа GMC Sierra

Шли годы, и, постепенно, специально разработанные шасси для пикапов вытеснили конструкции, унифицированные с легковыми автомобилями, которые, к тому же, в США увеличивались в габаритах и приспосабливались для более скоростной и комфортабельной езды. Однако нововведения, которые появились на них, быстро становились достоянием и пикапов в виде принципиально схожих, но конструктивно более солидных узлов и систем.

Со временем пикапы получили независимую подвеску передних колес, более эффективную тормозную систему с усилителем, подвесные педали, рулевое управление с гидроусилителем, широкие и более мягкие шины. По заказу на них устанавливали кондиционер и автоматическую трансмиссию, окрашивали в цвета, палитра которых не уступала разнообразию цветовых решений легковых автомобилей. В 50-е годы, после освоения во время войны массового производства шариковых шарниров переднего ведущего моста появилась возможность выпуска полноприводных машин.

Dodge Ram Quad Cab для гонок на специальных трассах

Так возник ныне очень популярный в США класс внедорожников, машин, сочетающих универсальный просторный кузов с мощной ходовой частью и приводом на все колеса. Учитывая, что продажи полноприводных версий SUV (спортивно-утилитарных машин – так называют американцы внедорожники) составляет за океаном в разные годы от 15 до 30%, в компании General Motors официально считают, что их родоначальником послужил грузопассажирский автомобиль Chevrolet Carryall Suburban, разработанный на шасси пикапа и появившийся в продаже в 1933 г.

К середине 50-х годов конструкция пикапов полностью устоялась. С оригинальными или унифицированными с более мощными грузовиками из гаммы моделей фирмы кабиной и оперением, на оригинальной раме и мостах, эти автомобили практически не уступали легковым по комфорту, удобству управления и динамическим качествам. Покупателю предлагались два базовых варианта грузовой платформы: с ровным полом (она была выполнена в виде ящика с прямыми стенками и не мешала перемещению в ней грузов) и более широкая, но с выступающими внутрь кожухами задних колес. Оба типа в равной степени остаются популярными и сегодня.

Mazda B4000 Cab Plus 4 4 х4

Масштабы производства пикапов внушительны и постоянно растут. В 1970 г. таких машин полной массой до 4,5 т было продано 1,45 миллиона, в 1988 г. – около 5, в 1999 г. – продажи превысили 6,5 миллионов единиц. Многие годы фордовский пикап модели F150 является самым популярным в США автомобилем. Неуклонно выпуск пикапов наращивают и японские компании на своих заводах в США.

В 2001 г. в Америке продается 19 семейств пикапов, насчитывающих сотни вариантов модификаций. В первую очередь, это различные версии, на которых устанавливают трех-, пяти- или шестиместные кабины, модели с кузовом типа «универсал», фургоны и унифицированные с ними микроавтобусы. Американские компании производят пикапы трех основных категорий: полноразмерные, стандартные и компактные. Как правило, полноразмерные машины оснащают двускатными задними колесами, они имеют грузоподъемность 2 – 3 т, собственную массу – 2 – 2,5 т. Такие пикапы с двигателем V8 мощностью до 250 л.с. могут буксировать прицепы полной массой до 4,5 т и часто используются для перевозки жилых домиков на колесах или яхт.

Toyota Tacoma

Наибольшее распространение получили в США стандартные пикапы, доля продаж которых в общем объеме составляет 50%. Часто машины такого типа выпускаются с кабиной типа Club, имеющей два ряда сидений, при этом доступ на задние сиденья получается тесным, так как осуществляется через единственную с каждой стороны кабины боковую дверь. Предлагают варианты с обычной и удлиненной базой. Грузоподъемность стандартных пикапов составляет 700 – 800 кг, собственная масса – 1,8 – 2,1 т. Задний мост с односкатной ошиновкой по заказу оснащают самоблокирующимся дифференциалом.

Компактные пикапы выпускают с базой до 3,0 м и двухместной кабиной. Грузоподъемность машин равна 500 кг при собственной массе 1,6 – 1,8 т. В случае оснащения моделей полным приводом передняя независимая пружинная подвеска заменяется на двухрычажную с продольными торсионами. Дорожный просвет вариантов 4 х 4 составляет около 220 мм. Автомобили снабжают двигателями V6 и V8.

Chevrolet Silverado 3500

Познакомимся с семействами пикапов, доступными для американцев в 2001 г. и ценами на них.

Начнем с пикапа на базе Hammer H1, продающегося в зависимости от исполнения и комплектации за $71 862 – 91 553. Автомобиль выпускается со 195-сильным турбодизелем V8 рабочим объемом 6,5 л и предлагается с двух- и четырехместной кабиной.

Отделение Chevrolet концерна GM предлагает пикапы Avalanche ($32 000), Silverado ($15 570 – 25 369). Последний относится к компактному классу.

Отделение GMC того же концерна выпускает близкие по конструкции с пикапами Chevrolet машины Sierra ($16 215 – 38 995), Sierra HD ($22 139 – 34 066) и Sonoma ($12 879 – 25 643).

Концерн DaimlerChrysler предлагает два семейства пикапов: Dacota ($14 115 – 23 895) и RAM ($15 820 – 29 300).

Dodge Ram Toyo Quad Cab

Ford производит четыре семейства пикапов: Explorer Sport Trac ($22 240 –25 010), F-series Super Duty ($21 225 – 34 910), F150 ($17 520 – 31 400) и Ranger ($12 400 – 24 500).

Очень популярны в США японские пикапы, собираемые на американских заводах: Mazda B-series ($12 785 – 22 780), Nissan Frontier ($12 219 – 24 569), Toyota Tacoma ($12 325 – 22 345) и Tundra ($16 085 – 29 545).

В последнее время ряд зарубежных фирм начал продажу пикапов в России. Наибольшего успеха здесь достигла фирма Mitsubishi с ее моделью L200, продана партия пикапов фирмы Nissan, доступны пикапы компании Toyota. GM в прошлом году провел сертификацию на Дмитровском полигоне своих пикапов для продажи россиянам, в настоящее время вопрос о поставках к нам пикапов рассматривается и в компании Ford. Есть надежда, что с оздоровлением экономической ситуации и с ростом числа малых предприятий этих удобных машин на наших дорогах станет больше.