Два имени, две судьбы

Л. Никифоров

Вторая половина пятидесятых годов. Почти все виды транспорта охвачены настоящей революцией. Суда получают крылья, авиация реактивную тягу, а поезда – авиационные скорости. Что же до автомобилестроения, то в нем прочно утверждаются принципы научно обоснованного дизайна.

К этому времени Зденек Коварж был уже одним из ведущих художников-конструкторов Европы. Начав еще в тридцатые годы с ручного инструмента, он разработал не один дизайн-проект, прежде чем принялся за создание художественного стиля нового грузового автомобиля Tatra.

Скульптор с мировой известностью, он подошел к разработке образа с точки зрения того, что мы называем сейчас «биодизайн». Он проектирует большегрузный автомобиль, внешне напоминающий муравья с большой головой и выпуклыми глазами-окнами. Но при этом пан Зденек одновременно закладывает во внешний облик новой машины функцию магистрального грузовика, способного достигать больших скоростей.

На скульптурных макетах он шаг за шагом прорабатывал «зализанные» формы капота, оперения, кабины, свойственные «аэродинамическим» легковым автомобилям Tatra. Примечательно, что в работе он обходился практически без рисунков и эскизов, предпочитая творить сразу в гипсе. На решения, заложенные в художественный проект, не могло не повлиять и то, что параллельно Коварж создавал легковой автомобиль Tatra 603.

Одновременно с внешним образом грузовика художник разрабатывал интерьер кабины. Эта работа вошла во многие учебные пособия по эргономике и дизайну. Предметом споров долгое время оставался выносной пульт с правой стороны руля. Уж очень вызывающим по форме и необычным по технологическим решениям он оказался. В окончательном, серийном варианте пульт претерпел значительные изменения, но все же сохранился.

В результате на свет родилась Tatra 137/138, успешно выдержавшая проверку временем. Их за пятнадцать лет вместе с пришедшей на смену «сто сорок восьмой» было выпущено более ста тысяч.

Одним из первых в мировом автомобильном дизайне, пан Зденек подготовил проект не только самого автомобиля, но и специальных кузовов и полуприцепов к нему. В едином ключе с базовой моделью он разработал две модели цистерн, также выполненных в аэродинамическом стиле. Одна из них предназначалась для установки на удлиненное шасси, вторая – для работы в составе автопоезда. Казалось бы, что сложного в цистерне? Бочка – она и есть бочка. Но Коварж придал им округлую форму, убрал все выступающие части, даже заливные горловины и клапаны проработал с учетом аэродинамики. На полуприцепе появляются крылья, переходящие в боковые кожухи колес. И хотя эти проекты остались нереализованными, заложенные в них идеи нашли свое воплощение в очень похожих на них серийных моделях.

В конце шестидесятых годов на смену капотным автомобилям приходят бескапотные грузовики. Предвидя это, Зденек Коварж еще в конце пятидесятых разработал автомобиль, который мы сейчас называем «концепт-траком». В своем излюбленном материале – гипсе – он построил макет магистрального автопоезда, состоящего из бескапотного тягача, полуприцепа и прицепа. Это, пожалуй, одна из первых попыток создать аэродинамический грузовик с кабиной над двигателем. По тем временам идея оказалась преждевременной, и на память о ней сохранился только гипсовый слепок в заводском музее, да пара фотографий никогда ранее, по словам Зденека Коваржа, не публиковавшихся.

Во время встречи с 83-летним мэтром чешского дизайна, среди самых способных учеников он упомянул Иржи Шпаниела. Так уж распорядилась судьба, что перед приездом к пану Зденеку я в очередной раз побывал в гостях у Иржи, с которым знаком несколько лет.

Шесть лет учился Иржи Шпаниел в группе профессора искусств Зденека Коваржа в Высшем художественно-промышленном училище в Праге. Одной из первых его работ была именно скульптура – композиция для фонтана в центре Копрживнице.

За более чем двадцать лет работы Иржи создал более 20 проектов в области автомобильного дизайна, из которых 15 реализованы в серийных моделях. Большинство из них касается грузовиков. Долгие годы он работал ведущим дизайнером компании Tatra, а последние 10 лет руководит собственной студией.

Из всего многообразия работ Шпаниела остановимся лишь на нескольких. Посетители МIМS-94 обращали внимание на небольшой грузовичок Microcar словацкого производства. Его кабина отличалась необычной лаконичностью и технологичностью. Сочетание панелей с очень большими радиусами кривизны и больших плоских стекол создали своеобразный рисунок автомобиля. Всем своим видом он подчеркивал свое предназначение: служба в муниципальном хозяйстве. Особенно оригинальными оказались окна, открывающиеся по принципу маятника.

Спустя два года Иржи возвратился к этой идее в одной из лучших своих работ – концепт-траке с активной управляемой системой аэродинамики. Он спроектировал тягач с кабиной бочкообразной формы, как бы уложенной поперек рамы. Маятниковыми становятся не только окна, но и двери. Отличительная особенность дизайна – большая площадь остекления, центральное расположение руля и система управляемых спойлеров, направляющих воздушные потоки над, под и по бокам кабины. По замыслу автора, это должно обеспечивать лучшие аэродинамические характеристики автопоезда, работающего с различными типами полуприцепов. При всей необычности и непривычности формы она была весьма технологичной. Как считает сам Шпаниел, именно высокая технологичность проектируемых им автомобилей – основа их реальности.

За последние пять лет Иржи создал два новых семейства грузовиков Tatra – капотный Jamal и бескапотный TerrNo. Суть проектов состояла в том, что каждый год в дизайн и технологию производства постоянно вносились небольшие и недорогие для производства изменения, в результате которых сформировались модели, мало похожие на прототипы. Интересно, что первые эскизы и скульптурные макеты капотника строились с кабиной нижегородской ГАЗели.

Примером удачного поэтапного создания новой версии бескапотника может служить художественно-конструкторская проработка перспективной модели магистрального тягача Tatra, выпуск которой намечен на будущий год. Читатели «Основных средств» имеют возможность первыми познакомиться с автомобилем, премьера которого состоится только через год. Фактически, это наполовину реализованный проект концепт-трака. Достаточно сравнить его с первым серийным образцом TerrNo, чтобы убедиться в продуктивности пути, выбранного Иржи Шпаниелом.

Так в автомобильном дизайне Чехии переплелись судьбы представителей двух поколений и двух школ: Зденека Коваржа, исповедующего биодизайн, и его ученика Иржи Шпаниела, приверженца дизайна, основанного на превосходном знании и использовании технологии действующего крупносерийного производства.