«УралАЗ»: эпоха ЗИС-5

Е. Соболева, фото из музея ОАО "УралАЗ"

Автомобили «Урал» уже завоевали себе репутацию в нашей стране и за рубежом. Она опирается на историю завода изготовителя, десятилетия накапливания производственного и конструкторского опыта.

Уральский автомобильный завод родился в горниле Великой Отечественной войны. Произошло это так.

Шел ноябрь 1941 года. Из Москвы, находившейся на осадном положении, на Урал эвакуировались производственные предприятия. В Миасс потянулись эшелоны с оборудованием Московского автозавода. Здесь было решено организовать автомоторное и литейное производство. Завод строили в чистом поле, монтаж станков вели прямо «с колес», под открытым небом, в знаменитые уральские морозы; и уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового Миасского автомоторного завода, а в апреле начали собирать коробки передач и двигатели – первый мотор появился на свет 30 апреля. Всего за военные годы новый завод изготовил 7813 двигателей, а за время их производства до 1 июня 1978 года – 1 708 420 штук.

В качестве автомоторного предприятие просуществовало не долго: страна нуждалась в автомобилях. В феврале 1943 года вышел приказ № 64 Наркомата среднего машиностроения о преобразовании Миасского автомоторного завода в автомобильный, требовавший начать выпуск грузовиков уже в следующем году. 8 июля 1944 года с главного конвейера Уральского автомобильного завода сошел первый ЗИС-5В. Эта дата стала для «УралАЗа» исторической. В ее честь на Предзаводской площади в 80-х годах установили памятник. На постаменте, облицованном мраморными плитами, сделана надпись: «8 июля 1944». На нем, перед двумя бетонными стеллами установлен автомобиль ЗиС-5В. Есть теперь в Миассе и улица, названная в честь этой даты.

УралЗИС-21А

Первый железнодорожный эшелон с автомобилями отправился на фронт 20 июля 1944 года. За оставшееся до победы время с главного конвейера сошло около 12,5 тысяч машин, которые отлично зарекомендовали себя на фронте. Это были грузовики военного образца, более простые, чем московские собратья и предшественники ЗиС-5. Они имели тормоза только на задних колесах, деревометаллическую кабину, деревянные подножки и брызговики, угловатые упрощенные крылья и лишь одну фару – левую. Грузовая платформа снабжалась одним откидным бортом – задним. Но именно из-за простоты и благодаря двигателю ЗиС-5М, более мощному (76 л.с.), чем на грузовиках, выпускавшихся ранее Московским автозаводом, уральские машины оказались надежнее и удобнее в эксплуатации. Водители прозвали их по-свойски – «Захарами», как старых друзей.

В 1946 году страна еще лежала в руинах, на огромной территории требовалось восстанавливать хозяйство, не хватало жидкого топлива. И в то время, когда в Горьком налаживалось производство новой модели ГАЗ-51, в Москве полным ходом шла разработка ЗИС-150, а в Ярославле осваивали дизельные грузовики, в Миассе начали выпускать газогенераторный ЗИС-21А грузоподъемностью 2,5 тонны с двигателем мощностью 45 л.с., развивавший скорость до 48 км/ч.

УралЗИС-355 – переходная модель от ЗИСов к «Уралам»

В самом конце десятилетия, в 1949 – 1950 годах, наряду с ЗИС-5 и ЗИС-21А, завод стал строить автомобили ЗИС-50, имевшие двигатель ЗИС-120 Московского автозавода, задросселированный до 80 л.с. На его базе был создан специализированный автомобиль-самосвал ЗИС-51.

Облик послевоенной модели УралЗИС-353 определился только в 1953 году. Машина получила модернизированный двигатель Урал-353 (он и дал ей индекс) и модификации уже выпускаемых заводом агрегатов трансмиссии. Контуры кабины повторяли облик ГАЗ-51, только облицовка радиатора, капот и задняя часть крыльев были удлиннены в связи с большими размерами двигателя. По этой же причине пришлось доработать пол кабины. Увеличение нагрузки на передний мост, применение шин большей грузоподъемности, смещение кабины – все это позволило увеличить длину кузова на 469 мм при общем увеличении длины автомобиля всего на 160 мм. Автомобиль имел новую раму, 12-вольтовое электрооборудование, откидной держатель запасного колеса с правой стороны шасси под платформой. Опытная партия таких машин, а также газогенераторных УралЗиС-354 была изготовлена и пошла на испытания в июле.

Эх, дороги... Кадр оказался пророческим: в следующем десятилетии завод начал выпуск армейских вездеходов

Постепенно модернизировалась и серийная продукция. С февраля 1955 года на заводе начат выпуск УралЗИС-355. Внешне от предшественницы ее отличали крылья округлой формы. Машина получила двигатель с центробежным маслоочистителем, новое рулевое управление типа ГАЗ-51, усиленный передний мост, топливный бак на 110 литров, 12-вольтовое электрооборудование. Этими нововведениями УралЗИС был во многом обязан А. А. Липгарту, сосланному в 1952 году в Миасс в качестве рядового инженера. Опираясь на свой опыт работы главным конструктором ГАЗа, он в 1952 – 1954 годах стал инициатором модернизации.

Межведомственные испытания «триста пятьдесят третьих» проходили в 1956-м, и в конце года модель была утверждена Министерством автомобильной промышленности к производству под названием Урал-355М – из имени автомобиля исчезла добавка ЗиС.

Освоение новой модели в производстве шло далеко не гладко. Сказывалось отсутствие на Уральском автозаводе специалистов по разработке штампов. Найти решение, позволившее сильно упростить подготовку производства, помог опять же Липгарт, предложивший делать наружные панели кабины с помощью штампов-двойников тех, что использовались при изготовлении кабины ГАЗ-51. Первые штампованные детали облицовки получали с Горьковского автозавода, а затем их производство освоили поближе, на Челябинском кузнечно-прессовом заводе.

Самосвал Урал-358 имел гидроцилиндр, закрепленный на шаровых опорах в центре грузовой платформы и мог разгружаться на три стороны

Хотя в документах кабина именовалась цельнометаллической, в действительности она таковой никогда не стала. На автомобилях ранних выпусков двери собирались на деревянном каркасе и обшивались фанерой, и только поздние варианты получили металлическую обшивку. Но и на них можно было видеть окаймляющие каркас двери полосы с головками шурупов.

Новые «эмки», как их стали называть в коллективе, имели, кроме уже упоминавшихся технических особенностей, рулевой механизм, располагавшийся перед передней осью, двигатель повышенной мощности (95 л.с. при 2 600 об/мин) с центробежной очисткой масла и герметичной системой охлаждения, трансмиссионный стояночный тормоз, карданный вал с промежуточной опорой и с крестовинами на игольчатых подшипниках, подвеску с гидравлическими амортизаторами. Машины имели увеличенную до 3825 мм базу и удлиненную на 469 мм грузовую платформу. По своим показателям и техническому уровню Урал-355М сравнялся с ЗИЛ-164.

Грузовик получился весьма прочный и надежный. Большая часть выпускавшихся в конце пятидесятых машин шла «на освоение целины», и поэтому он именовался «автомобилем целины».

УралЗИС-352 – «газген» на базе «триста пятьдесят пятого»

Шасси Урал-355М использовалось для установки различных кузовов и оборудования: деревообрабатывающим производством самого Уральского автозавода устанавливались кузова-фургоны, Еманжелинским механическим заводом – цистерны для перевозки топлива АЦМ-2,6-355М, а Новотроицким механическим заводом – цистерны для молока АЦПТ-2,2-355М.

17 апреля 1958 года Совет Министров СССР принял решение о реконструкции Уральского автозавода для выпуска автомобилей высокой проходимости. В итоге 16 октября 1965 года с конвейера сошел последний двухосный неполноприводный грузовик.

На этом история модернизаций и выпуска ЗиС-5 была окончена. Завод вышел на новый этап своего развития.