«УралАЗ»: эпоха ЗИС-5

Е. Соболева, фото из музея ОАО "УралАЗ"

Автомобили «Урал» уже завоевали себе репутацию в нашей стране и за рубежом. Она опирается на историю завода изготовителя, десятилетия накапливания производственного и конструкторского опыта.

Уральский автомобильный завод родился в горниле Великой Отечественной войны. Произошло это так.

Шел ноябрь 1941 года. Из Москвы, находившейся на осадном положении, на Урал эвакуировались производственные предприятия. В Миасс потянулись эшелоны с оборудованием Московского автозавода. Здесь было решено организовать автомоторное и литейное производство. Завод строили в чистом поле, монтаж станков вели прямо «с колес», под открытым небом, в знаменитые уральские морозы; и уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового Миасского автомоторного завода, а в апреле начали собирать коробки передач и двигатели – первый мотор появился на свет 30 апреля. Всего за военные годы новый завод изготовил 7813 двигателей, а за время их производства до 1 июня 1978 года – 1 708 420 штук.

В качестве автомоторного предприятие просуществовало не долго: страна нуждалась в автомобилях. В феврале 1943 года вышел приказ № 64 Наркомата среднего машиностроения о преобразовании Миасского автомоторного завода в автомобильный, требовавший начать выпуск грузовиков уже в следующем году. 8 июля 1944 года с главного конвейера Уральского автомобильного завода сошел первый ЗИС-5В. Эта дата стала для «УралАЗа» исторической. В ее честь на Предзаводской площади в 80-х годах установили памятник. На постаменте, облицованном мраморными плитами, сделана надпись: «8 июля 1944». На нем, перед двумя бетонными стеллами установлен автомобиль ЗиС-5В. Есть теперь в Миассе и улица, названная в честь этой даты.

УралЗИС-21А

Первый железнодорожный эшелон с автомобилями отправился на фронт 20 июля 1944 года. За оставшееся до победы время с главного конвейера сошло около 12,5 тысяч машин, которые отлично зарекомендовали себя на фронте. Это были грузовики военного образца, более простые, чем московские собратья и предшественники ЗиС-5. Они имели тормоза только на задних колесах, деревометаллическую кабину, деревянные подножки и брызговики, угловатые упрощенные крылья и лишь одну фару – левую. Грузовая платформа снабжалась одним откидным бортом – задним. Но именно из-за простоты и благодаря двигателю ЗиС-5М, более мощному (76 л.с.), чем на грузовиках, выпускавшихся ранее Московским автозаводом, уральские машины оказались надежнее и удобнее в эксплуатации. Водители прозвали их по-свойски – «Захарами», как старых друзей.

В 1946 году страна еще лежала в руинах, на огромной территории требовалось восстанавливать хозяйство, не хватало жидкого топлива. И в то время, когда в Горьком налаживалось производство новой модели ГАЗ-51, в Москве полным ходом шла разработка ЗИС-150, а в Ярославле осваивали дизельные грузовики, в Миассе начали выпускать газогенераторный ЗИС-21А грузоподъемностью 2,5 тонны с двигателем мощностью 45 л.с., развивавший скорость до 48 км/ч.

УралЗИС-355 – переходная модель от ЗИСов к «Уралам»

В самом конце десятилетия, в 1949 – 1950 годах, наряду с ЗИС-5 и ЗИС-21А, завод стал строить автомобили ЗИС-50, имевшие двигатель ЗИС-120 Московского автозавода, задросселированный до 80 л.с. На его базе был создан специализированный автомобиль-самосвал ЗИС-51.

Облик послевоенной модели УралЗИС-353 определился только в 1953 году. Машина получила модернизированный двигатель Урал-353 (он и дал ей индекс) и модификации уже выпускаемых заводом агрегатов трансмиссии. Контуры кабины повторяли облик ГАЗ-51, только облицовка радиатора, капот и задняя часть крыльев были удлиннены в связи с большими размерами двигателя. По этой же причине пришлось доработать пол кабины. Увеличение нагрузки на передний мост, применение шин большей грузоподъемности, смещение кабины – все это позволило увеличить длину кузова на 469 мм при общем увеличении длины автомобиля всего на 160 мм. Автомобиль имел новую раму, 12-вольтовое электрооборудование, откидной держатель запасного колеса с правой стороны шасси под платформой. Опытная партия таких машин, а также газогенераторных УралЗиС-354 была изготовлена и пошла на испытания в июле.

Эх, дороги... Кадр оказался пророческим: в следующем десятилетии завод начал выпуск армейских вездеходов

Постепенно модернизировалась и серийная продукция. С февраля 1955 года на заводе начат выпуск УралЗИС-355. Внешне от предшественницы ее отличали крылья округлой формы. Машина получила двигатель с центробежным маслоочистителем, новое рулевое управление типа ГАЗ-51, усиленный передний мост, топливный бак на 110 литров, 12-вольтовое электрооборудование. Этими нововведениями УралЗИС был во многом обязан А. А. Липгарту, сосланному в 1952 году в Миасс в качестве рядового инженера. Опираясь на свой опыт работы главным конструктором ГАЗа, он в 1952 – 1954 годах стал инициатором модернизации.

Межведомственные испытания «триста пятьдесят третьих» проходили в 1956-м, и в конце года модель была утверждена Министерством автомобильной промышленности к производству под названием Урал-355М – из имени автомобиля исчезла добавка ЗиС.

Освоение новой модели в производстве шло далеко не гладко. Сказывалось отсутствие на Уральском автозаводе специалистов по разработке штампов. Найти решение, позволившее сильно упростить подготовку производства, помог опять же Липгарт, предложивший делать наружные панели кабины с помощью штампов-двойников тех, что использовались при изготовлении кабины ГАЗ-51. Первые штампованные детали облицовки получали с Горьковского автозавода, а затем их производство освоили поближе, на Челябинском кузнечно-прессовом заводе.

Самосвал Урал-358 имел гидроцилиндр, закрепленный на шаровых опорах в центре грузовой платформы и мог разгружаться на три стороны

Хотя в документах кабина именовалась цельнометаллической, в действительности она таковой никогда не стала. На автомобилях ранних выпусков двери собирались на деревянном каркасе и обшивались фанерой, и только поздние варианты получили металлическую обшивку. Но и на них можно было видеть окаймляющие каркас двери полосы с головками шурупов.

Новые «эмки», как их стали называть в коллективе, имели, кроме уже упоминавшихся технических особенностей, рулевой механизм, располагавшийся перед передней осью, двигатель повышенной мощности (95 л.с. при 2 600 об/мин) с центробежной очисткой масла и герметичной системой охлаждения, трансмиссионный стояночный тормоз, карданный вал с промежуточной опорой и с крестовинами на игольчатых подшипниках, подвеску с гидравлическими амортизаторами. Машины имели увеличенную до 3825 мм базу и удлиненную на 469 мм грузовую платформу. По своим показателям и техническому уровню Урал-355М сравнялся с ЗИЛ-164.

Грузовик получился весьма прочный и надежный. Большая часть выпускавшихся в конце пятидесятых машин шла «на освоение целины», и поэтому он именовался «автомобилем целины».

УралЗИС-352 – «газген» на базе «триста пятьдесят пятого»

Шасси Урал-355М использовалось для установки различных кузовов и оборудования: деревообрабатывающим производством самого Уральского автозавода устанавливались кузова-фургоны, Еманжелинским механическим заводом – цистерны для перевозки топлива АЦМ-2,6-355М, а Новотроицким механическим заводом – цистерны для молока АЦПТ-2,2-355М.

17 апреля 1958 года Совет Министров СССР принял решение о реконструкции Уральского автозавода для выпуска автомобилей высокой проходимости. В итоге 16 октября 1965 года с конвейера сошел последний двухосный неполноприводный грузовик.

На этом история модернизаций и выпуска ЗиС-5 была окончена. Завод вышел на новый этап своего развития.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ Бренд История Урал
Е. Соболева, фото из музея ОАО "УралАЗ" Основные Средства 03'2000 14 апреля 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com