1
Зимняя эксплуатация автокрана
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Преимущества горизонтально направленного бурения
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.

Летопись продолжается (ч.2)

Трехтонное поколение

В. Аляев, ЗИЛвизион

Подъем промышленности и развитие сельского хозяйства к середине двадцатых делали все более актуальным вопрос о переходе от гужевого к автомобильному транспорту. Весть о первых автомобилях, выпущенных АМО, разнеслась по всей стране. Начались испытания новых машин на прочность. Для проверки их качества состоялся пробег по маршруту Москва – Ленинград – Смоленск – Москва, проходивший с 25 ноября по 9 декабря 1924 года. Две тысячи километров все три автомобиля, целиком изготовленные в нашей стране, прошли без единой поломки за 62 часа 29 минут.

Первые АМО-Ф-15 показали себя настолько хорошо, что Автотрест, созданный при ВСНХ и занимавшийся развитием заводов и планированием в нарождающейся отрасли, спустил предприятию на 1924/25 хозяйственный год план в 400 машин. Нужно сказать, величина по тем временам не реальная: АМО мог собирать по одному автомобилю в день, а целый ряд отраслей, обеспечивавших их производство, был не в состоянии своевременно выполнить заказы завода. Недоставало металла, электрооборудования, шарикоподшипников, резиновых изделий, специального стекла и многого другого. Все это приходилось покупать за границей. Но энтузиазм работников завода был так велик, что коллектив принял такой нереальный план. Выпустив первую партию машин, предприятие сосредоточилось на подготовке производства к массовому выпуску автомобилей.

Трудностей и неурядиц было больше, чем достаточно. Большие претензии предъявлялись к деятельности администрации. В 1926 году встал вопрос о смене руководства. 1 января 1927 года директором завода стал Иван Алексеевич Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия. Именно в 1927 году для ускоренного развития автотранспорта правительством страны было принято решение о первой реконструкции АМО и доведении выпуска автомобилей на нем до 4 000 в год.

Покоритель Кара-Кумов АМО-3

Темпы работ были высокими и превосходили самые смелые инженерные расчеты. 1 октября 1931 года состоялся пуск реконструированного завода, получившего имя И. В. Сталина. Размеры производственных площадей выросли в пять раз. На механическом участке были пущены в действие полторы тысячи станков. И все это было построено без остановки производства, при одновременном увеличении выпуска АМО-Ф-15

Проведенная реконструкция позволила заводу создавать собственные конструкции. В начале тридцатых предприятие выпускало грузовики АМО-2 и АМО-3, на базе которых строились совершенные для того времени автобусы. В 1933 году на заводе были спроектированы и изготовлены первые троллейбусы. И если в 1928 году завод мог построить не более 3 000 автомобилей, то план 1932 года требовал изготовления уже 25 000 машин.

В 1933 году встал вопрос о второй реконструкции завода, которая позволила бы довести выпуск до 80 000 машин в год, увеличить количество оборудования вчетверо, а число работающих – в пять раз. Заметим, что тогда на заводе работало 19 329 человек.

Полугусеничный ЗИС-42 (1942 – 1944 гг.)

В том же году состоялся знаменитый пробег Москва – Кара-Кумы – Москва, проходивший по маршруту Москва – Горький – Ташкент – Кара-Кумы – Хива – Красноводск – Баку – Тбилиси – Владикавказ – Ростов-на-Дону – Харьков – Москва. В нем участвовали 120 легковых и грузовых автомобилей, в числе которых было четыре АМО-3. По пересеченной местности московские машины шли впереди других участников и показали прекрасные эксплуатационные качества.

Одновременно с выпуском АМО-3 шло проектирование и изготовление опытных образцов ее преемницы – ЗИС-5. Эта машина, сохранив все лучшее от предшественников, была более приспособлена к суровым условиям отечественной повседневности. Вслед за ней появился трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИС-6, освоили производство автобусов ЗИС-8, а затем, в 36-м, начали изготавливать и легковые автомобили ЗИС-101. Годом раньше завершилась первая очередь второй реконструкции завода, давшая в числе всего прочего и производственные возможности для выпуска первоклассного легкового автомобиля.

Седельный тягач ЗИС-10 (1933 – 1946 гг.)

ЗИС-101 нес в себе множество непривычных технических решений. Он имел рядный восьмицилиндровый двигатель, снабженный термостатом, двухкамерным карбюратором, стартером с электромагнитным реле включения. Автомобиль оснащался синхронизированной коробкой передач, отопителем салона и радиоприемником. Сегодня многое из этого стало стандартным оборудованием грузовиков...

1 апреля 1936 года из ворот завода вышел 100–тысячный ЗИС-5. На базе этой машины выпускалось большое количество специализированной и специальной техники. В 1939 году на заводе начался выпуск автобусов ЗИС–16 (26 посадочных мест), вездеходов ЗИС-22 и ЗИС-33, газогенераторных ЗИС-21.

Две реконструкции превратили завод в одно из крупнейших предприятий. Его машины трудились во всех уголках страны. В первой половине 1941 года предприятие в день выпускало столько же автомобилей, сколько за весь 1926 год.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ Бренд История ЗиЛ
В. Аляев, ЗИЛвизион Основные Средства 09'1999 15 сентября 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com