Забытый грузовик

В. Мамедов, рис. А. Саакяна

Прошли времена, когда историю автомобиля никто не воспринимал всерьез. Теперь на эту тему написано немало книжек. И все же многое попрежнему остается «за кадром». Наш рассказ о машине, которой не повезло попасть в эти труды.

Начало тридцатых – эпоха бурного становления автомобилестроения в СССР. Началась реконструкция АМО (ныне АМО ЗИЛ), в Нижнем Новгороде строится крупнейший завод для изготовления фордовских моделей «А» и «АА», а пока шло строительство и разворачивалось производство, на двух заводах шла сборка грузовиков «Форд-АА» из деталей, поступающих из-за океана. Оба предприятия известны: первое называлось «Гудок Октября» и располагалось в районе Канавино Нижнего Новгорода, а вторым был завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), позже превратившийся в МЗМА, потом в АЗЛК, а ныне это небезызвестное АО «Москвич».

Существовал еще и третий автосборочный завод, в Харькове. Правда, сегодня доподлинно не известно, собирал ли он грузовики, однако журнал «Мотор» в № 3 за 1933 год опубликовал статью о работе конструкторско-экспериментального отдела этого предприятия. Работники завода приложили немало усилий к созданию собственных конструкций грузового автомобиля, автобуса на его базе и малолитражного легкового автомобиля с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом в 1,0 л, расположенным сзади.

Про грузовик в статье говорится: «Были разработаны рабочие чертежи, спецификации и протоколы сборки автомобиля применительно к конвейерной системе, произведен анализ материалов ответственных деталей лучшей марки». Последние слова можно истолковать так, что в основе отечественной конструкции лежал зарубежный прототип, документация на детали которого и была изготовлена. Однако какой европейской или американской марки была эта машина? Некачественная фотография из журнала, легшая в основу нашей реконструкции, не позволяет ответить на этот вопрос.

В статье имеется техническая характеристика грузовика, получившего название «Украина-4». Приводим ее полностью: «Грузоподъемность – 4 т, снаряженная масса – 3,75 т, мощность мотора – 70 л.с., число передач в коробке – 4, база – 4 700 мм, колея – 1 700 мм, габаритные размеры – 7 000 х 1 900 х 1 800 мм, размер шин 34» х 6» (955 х 155 мм)».

Далее точно по тексту статьи: «По чертежам исполнены все детали из советских материалов, особо сложные были заготовлены путем кооперирования с другими советскими заводами». Заметим, что на заводе наладили выпуск алюминиевого и чугунного литья, делали термообработку, несмотря на это, в статье говорится, что производство все-таки носит полукустарный характер.

В день 14-й годовщины Октября, 7 ноября 1931 года, два опытных образца грузового автомобиля «Украина-4» прошли в колоннах демонстрантов по тогдашней столице Украины – Харькову. Позднее они были отправлены на работу в народное хозяйство. 40-местный автобус, по-видимому, изготовлен не был.

Из дальнейшей информации, которую удалось собрать, ясно, что после завершения разработки автомобильного газогенератора, работавшего на деревянных брусках, в июне 1930 года все конструкторские работы по грузовой тематике были приостановлены. Судьба проекта заднемоторного легкового автомобиля сложилась более печально: его так и не построили. Работа над проектами нескольких тяжелых мотоциклов завершилась их изготовлением и испытаниями в ряде пробегов. Более о заводе в Харькове нам ничего не известно.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ История
В. Мамедов, рис. А. Саакяна Основные Средства 08'1999 30 августа 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com