Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
 1
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.2)
Если предмет лизинга на балансе лизингополучателя
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
Когда и как менять моторное масло в дизельных погрузчиках
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp

Летопись продолжается (ч.1)

В. Аляев, "Зилвизион"

В ноябре этого года АМО ЗИЛ отмечает юбилей – 75-летие первого АМО-Ф-15, ставшего символом начала развития автомобильной промышленности нашей страны. Эта статья начинает ряд публикаций, посвященных истории АМО ЗИЛ, старейшего автомобильного завода России, его развитию и взглядам на будущее

АМО ЗИЛ моложе многих прославленных российских заводов, таких как «Ижорский» и «Путиловско-Кировский» в Санкт-Петербурге, «Сормовский» в Нижнем Новгороде. Он моложе таких предприятий, как «Динамо» и «Красный Пролетарий» в Москве. И нужно сказать, что в ноябре 1917 года он был далеко не единственным автомобильным заводом в России.

В.И. Дубовский в своей книге «Автомобили и мотоциклы России 1896–-1917» называет в качестве крупнейших такие предприятия, как АМО и «Русско-Балтийский» в Москве, Русский Рено в Рыбинске (от себя добавим и питерский завод), «Аксай» в Нахичевани-на-Дону, «Лебедев» в Ярославле и КЗВС в подмосковных Мытищах. Иных уж нет, а прочие, хотя и сохранили связь с отраслью («Красный Октябрь», РМЗ, ЯМЗ, ММЗ) , но уже не могут считаться автомобилестроительными. И только АМО ЗИЛ сохранил автомобили в качестве своей главной продукции на протяжении всей своей жизни. А начиналась она так.

«Русские ведомости» от 21 июля (ст.ст.) писали: «Вчера в Тюфелевой роще, за Симоновым монастырем, происходила закладка первого в России автомобильного завода, строящегося товариществом Автомобильного московского общества... Машины для оборудования завода уже прибыли в Россию, к осени постройки уже должны закончиться, а весной должен быть построен уже первый автомобиль».

20 июля (ст.ст.) 1916 года явилось официальным днем основания завода АМО.

Первая мировая война, а за ней Октябрьская революция, гражданская война и экономический хаос нанесли зарождающейся автомобильной промышленности России серьезный удар.

К октябрю 1917 года на АМО было выполнено две трети строительных работ, чтобы вовремя успеть выполнить заказ на изготовление первых 150 автомобилей к указанному в договоре сроку, к марту 1917 года, руководство АМО закупило в Италии комплекты деталей и начало сборку автомобилей «Фиат-15 тер».

Так работа продолжалась до 1919 года, а потом пришлось перейти исключительно на ремонт изношенных автомобилей и мотоциклов. Из двух-трех машин собирали одну. Параллельно шли работы по ремонту двигателей. Завод представлял собой автомастерские.

В 1922 году государственная комиссия по восстановлению крупной промышленности приняла решение о развитии в стране автомобилестроения в массовом масштабе. Ориентация была сделана на завод АМО. В январе 1924 года завод приступил к подготовке производства грузовых автомобилей грузоподъемностью 1,5 тоннны АМО-Ф-15.

Главным конструктором был назначен Владимир Иванович Ципулин, опытный инженер, о котором И. А. Лихачев, ставший в 1926 году директором АМО, говорил, что тогда на заводе лишь один Ципулин по-настоящему знал автомобиль.

Предстояла сложная работа. Необходимо было переработать старую конструкторскую документацию, запустить бездействовавшие станки, изготовить инструмент и необходимую оснастку. В свое время АМО получил из Турина два эталонных «Фиат-15 тер» и 163 чертежа-«синьки». После их проверки специалисты АМО под руководством В. И. Ципулина внесли в них немало изменений.

Шли дни и месяцы... Шасси первых десяти автомобилей постепенно обрастали деталями. Тогда на заводе и в помине не было конвейера. Машины собирались на деревянных козлах. Первую из них, полуторку АМО-Ф-15, собранную бригадой Николая Степановича Королева в механическом цехе завода АМО, снимали с козел ранним утром 1 ноября 1924 года. Все поздравляли сборщиков и они чувствовали себя именинниками.

Спустя много лет Н. С. Королев вспоминал, как положили на раму вместо сиденья перевернутый ящик, как уселся на него слесарь-водитель Н. Г. Ларин, запустил мотор, и грузовик, задрожав, чихая и кашляя, двинулся по цеху, затем выехал во двор и с грохотом и треском помчался по замерзшей земле. А за ним бежали, смеясь и что-то крича все сборщики. Так родился первый отечественный автомобиль, сделанный целиком руками автозаводцев.

Вечером 6 ноября кузовщикам была сдана последняя машина, а утром колонна из десяти грузовиков, выкрашенных ночью в алый цвет, двинулась к Красной площади. С трудом пробирались через людское море. Ехали по Воронцовской улице, через Таганскую площадь, Солянку, по Театральному проезду… Вот и Красная площадь. Многие волновались: а вдруг какая-нибудь машина забарахлит, остановится? Однако волнения оказались напрасными: отечественные автомобили этот экзамен выдержали с честью.

Так начался отсчет истории новой отрасли – автомобилестроения. Именно те первые 10 грузовиков дали начало непрерывному выпуску автомобилей, это с них повел свою историю старейший завод отрасли.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ Бренд История ЗиЛ
В. Аляев, "Зилвизион" Основные Средства 06'1999 21 июля 2005

Комментарии (0)