Там, где пехота не пройдёт

А. Виноградов

Среди автомобилей, несущих марку «ЗиЛ» , есть очень своеобразная категория машин – вездеходы.
Выпускаются они малыми сериями на учрежденном заводом имени Лихачева предприятии. Покупатели таких машин давно и хорошо известны. Что и говорить, товар не массовый. Но все же свою марку эти автомобили носят по праву,
да и с технической точки зрения они настолько интересны, что без них рассказ о продукции АМО ЗИЛ будет далеко
не полным.

Для всех людей, помнящих 60-е годы, символом десятилетия навсегда останется освоение космоса. Спускаемый аппарат прибывает на родную планету в необжитые районы, да и точность приземления невелика. А потому его нужно сначала разыскать, а потом доставить – и аппарат, и экипаж – к людям. Этой проблемой и занялось зиловское КБ вездеходных транспортных средств.

В 1966 году был создан первый опытный образец поисково-спасательной машины для космонавтов. Тогда же принимается решение о назначении завода головным предприятием по изготовлению техники такого рода. В 1968 году аэрокосмический комплекс уже получает первые плавающие грузовые машины ПЭУ-1. Пассажирский вариант ПЭУ-1М появляется чуть позже – в 1974-м. С 1975-го завод поставляет космической службе уже целый комплекс – КПМ, а с 1980 года ему на смену пришел новый комплекс, получивший индекс «490».

Штабной автомобиль для МЧС

В него входили грузовой ЗиЛ-4906, пассажирский ЗиЛ-49061 и небольшой шнекороторный снегоболотоход ЗиЛ-29061. Плавающие трехосные автомобили имели бело-голубую окраску, и сегодня они более известны как «Синие птицы». Символ счастья. И видит Бог, они им и были для тех, кто возвращался из космоса.

Эти плавающие машины весьма необычны. Традиционная компоновка трехосного автомобиля предполагает наличие сдвоенных ведущих неуправляемых мостов сзади и одного ведущего управляемого – спереди. У «Синей птицы» две пары управляемых колес: передняя и задняя. Соответственно и рулевых приводов – два, механически связанных между собой.

Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся в движение своей группой карданных валов. Все колеса снабжены независимой двухрычажной подвеской. Все это повышает проходимость машины.

Этот мастер на все руки со сдвоенной кабиной также предназначен для МЧС

Потребность в подобных автомобилях была невелика даже во время расцвета советской космонавтики. Каждой из них требовалось заводское сопровождение на протяжении всего срока службы. Для предприятия, основная задача которого заключалась в массовом производстве среднетоннажных автомобилей, все это было делом хлопотным. А потому в 1992 году ЗИЛ совместно с другими предприятиями и организациями, занимающимися выпуском вездеходов, учредил ОАО «Вездеход ГВА». Ему передали разработку и производство «космических» автомобилей. К тому времени появилась и сухопутная версия – ЗиЛ-497200.

Сегодня космонавтика уже не пользуется тем почетом, что раньше. Поэтому как плавающие, так и сухопутные машины находят новых потребителей – они работают в МЧС, а также у нефтяников и газовиков, да и число выпускаемых моделей постепенно растет.

ЗиЛ-3906.10 – победитель в триале

Скоро потребителям будет предложена еще одна машина ЗиЛ-3906, получившая кабину и оперение от «Бычка» и оснащенная двигателем Д-245.12. Это четырехколесный полноприводной полноуправляемый автомобиль, который унаследовал от старших моделей бортовую схему трансмиссии и независимую подвеску всех колес. Еще одна примечательная особенность – он может оснащаться шинами переменного давления с шириной профиля 12, 14 или 16 дюймов.

Автомобиль уже успел продемонстрировать феноменальную проходимость, выиграв как прототип соревнования по триалу в 1997 и 1998 годах. В этом году ЗиЛ-3906, а точнее его модификации ЗиЛ-3906.10 и ЗиЛ-3906.11, должны пройти испытания для получения «Одобрения типа».

Технические характеристики этой мащины и ее сверхвысокая проходимость, несомненно получат должную оценку у традиционных покупателей вездеходов. Может этот автомобиль заинтересовать и широкий круг строителей – в качестве основы для спецтехники.