«Промтрактор» не собирается уступать лидерство

Станислав Протасов
В октябре ОАО «Промтрактор» пригласило главного редактора журнала «Основные Средства» в составе группы представителей СМИ на завод в Чебоксары.
 
Т6
ЭГП-270
Постовая сборка машин
Т9
Т11
В камере порошковой окраски деталей
Т35

Пресс-тур назывался «Как производятся тракторы ЧЕТРА», однако жизнь в очередной раз внесла свои коррективы: гостей познакомили не только с производством, но и с новинками продукции, а также с планами и проблемами компании.

Производство

«Промтрактор» еще со времен СССР располагает отличным станочным парком. Кроме того, руководство концерна вкладывает немалые средства в модернизацию производства и обновление оборудования. В 2011 г. внедрено 52 единицы оборудования, в 2012-м – 96 единиц. Еще около 300 единиц оборудования про­шли модернизацию или капитальный ремонт.

В 2005 г. были заключены контракты с компанией Yamazaki Mazak Corp. на поставку лазерного комплекса Space Gear и двух обрабатывающих центров Integrex.

На сегодняшний день на ОАО «Промтрактор» эксплуатируется 33 ед. оборудования Mazak, в их числе многофункциональные обрабатывающие центры серии Integrex, вертикальный обрабатывающий центр серии Versatech, токарные центры серии Nexus и Cybertech turn, лазерные комплексы серии Space Gear и Super turbo, позволяющие проводить раскрой стального листового проката толщиной до 25 мм.

Обрабатывающие центры Integrex применяются при механической обработке корпусных деталей и узлов трансмиссии с четырех-пяти сторон за одну установку. Высокие скорости резания и высокие скорости быстрых перемещений позволили снизить трудоемкость в 2–2,5 раза, а за счет высокой точности данного оборудования значительно повышено качество обработки деталей. Одна единица данного оборудования позволяет заменить 4–6 ед. универсального оборудования.

Полностью автоматизированные линии предусматривают возможность полной обработки корпусных деталей без участия человека.

Весь комплекс станков Mazak обслуживают 14 операторов. При этом за сутки с линии снимается около 50 единиц деталей и узлов.

Высокое качество резания лазерных комплексов позволило снизить трудоемкость изготовления деталей в среднем в 2 раза.

Для обработки корпусных деталей тракторов в 2012 г. были приобретены и запущены в производство восемь высокопроизводительных обрабатывающих центров корейской компании Doosan. Кроме зарубежного оборудования параллельно приобреталось оборудование и российских производителей, таких известных компаний, как ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» и ОАО «Стерлитамак-М.Т.Е.», – это обрабатывающие центры, а также токарные станки с ЧПУ ОАО «Рязанский станкостроительный завод», ОАО «Красный пролетарий».

Для создания робототехнического комплекса сварки изделий типа «Лонжероны рам тракторов» и «Толкающие брусья» (РТК) на ОАО «Промтрактор» было выбрано оборудование FANUC Robotics из Японии.

Для рационализации производственного процесса из оборудования комплектуются гибкие технологические комплексы.

В 2010 г. запущена линия порошковой окраски площадью 2000 м2. Теперь верхние строения тракторов (все, что до гусениц) покрыты полиэфирными порошковыми красками, создающими ударопрочное покрытие с высокими антикоррозийными и электроизоляционными свойствами, стойкостью к растворам щелочей, кислот и органическим растворителям, а также с широким температурным диапазоном работы (от –60 до +150 °С). Линия разработана Санкт-Петербургской компанией «РПЕ».

В настоящее время сборка техники осуществляется постовым методом. Собранные машины проходят стендовые испытания длительностью в среднем 4,5 ч, а затем ходовые испытания на полигоне в течение 1,5–2,5 ч в зависимости от модели.

Завершающим этапом является сдача машины отделу технического контроля.

В настоящее время предприятие выпускает широкую номенклатуру машин: около 40 моделей и свыше 400 модификаций.

Новинки

После знакомства с производством гостям показали продукцию предприятия.

Гусеничный бульдозер мод. Т6 – наименьший в линейке «Промтрактора». Одним из его преимуществ является отвал с регулируемыми углами поворота и перекоса типа VPAT, управляемый джойстиком. Благодаря компактным размерам машину можно транспортировать, не оформляя специальных документов в ГИБДД.

В последние годы «Промтрактор» переходит на выпуск машин второго поколения, более совершенных и оснащенных электронными системами, новой гидростатической трансмиссией, системой нивелирования Leica PoverGrade и гидрофицированным поворотным отвалом (бульдозеры). Дизели Cummins уже сегодня устанавливаются на половине машин ОАО «Промтрактор». Конструкции машин нового поколения создаются по модульному принципу, благодаря этому появляется возможность унифицировать технологические процессы изготовления деталей и узлов, организацию испытаний и обкатки узлов, то есть сократить затраты на производство все расширяющейся линейки техники.

Первыми моделями без рычагов управления были Т-9 и Т-11. Совершить переход на современное управление машинами помогло использование деталей и узлов зарубежных фирм с мировым именем: Bosch Rexrot, David Brown, Ital Magneti.

Модели ЧЕТРА Т20.02К и Т35.02К получили новый дизайн и эргономику кабины, оснащаются электронными блоками управления двигателя и гидросистемы, объединенными в систему по шине CAN. Информация выводится на панель приборов. Для того чтобы изменить направление движения, оператору теперь достаточно нажать кнопку. В дальнейшем планируется расширить возможности системы управления. Машины комплектуются централизованной автоматической системой смазки шарниров навесного оборудования, климат-контролем в кабине, новыми более прочными рукавами высокого давления. База трактора увеличена, что в сочетании с каретками обеспечивает более плавный ход, система натяжения гусениц управляется с места оператора.

На бульдозерах ЧЕТРА мод. Т35.02К внедряется бортовая информационно-управляющая система БИУСТ (проект под условным названием «Умный трактор»), позволяющая в режиме реального времени получать информацию о параметрах работы машины. Система автоматически задает оптимальные режимы работы агрегатов.

Экскаваторы – одни из самых востребованных машин на рынке строительной техники, и тем не менее экскаваторов отечественного производства на рынке почти нет. Понятно, что они не выдерживают конкуренции по соотношению цена–качество. А вот специалисты «Промтрактора» считают, что возможности их предприятия позволят успешно конкурировать на этом рынке, несмотря на то, что никакого опыта выпуска экскаваторов у предприятия до сих пор не было. В короткий срок запущены в серийное производство гусеничные модели ЭГП-200 и ЭГП-230 (эксплуатационная масса 20 и 23 т соответственно) – самые популярные у потребителей типоразмеры экскаваторов. Кабина установлена на гидроопорах, оснащена подрессоренным сиденьем и климат-контролем. Ходовая часть экскаваторов с герметизированными шарнирами со смазкой на весь срок службы, многоопорная ходовая система обеспечивают уверенную работу машины на любых грунтах. Гидросистема с регулированием производительности в зависимости от нагрузки оснащается узлами от компании Bosch-Rexroth. Производительность гидросистемы позволяет одновременно выполнять до четырех операций. Гидроцилиндры производства немецкой компании Оlhydraulic Altenerding. Экскаваторы оснащены системой нивелирования Leica Geosystems и системой DIMS (интеллектуальная распределительная информационная система, которая оптимизирует параметры совместной работы двигателя и гидросистемы и передает данные через систему мониторинга техники ГЛОНАСС на компьютер диспетчерского центра), благодаря которым повысилась производительность (до 15%) и снизился расход топлива машин (до 10%). Компания планирует в ближайшее время довести свою долю на российском рынке экскаваторов до 5–7%. Расчет строится на достойном качестве, хорошо организованном сервисе и снабжении запчастями проданных экскаваторов, что обязательно будет оценено потребителями, а также на том, что цена экскаваторов ЧЕТРА значительно ниже, чем у импортных конкурентов.

Ведутся испытания опытных образцов мод. ЭГП-270 массой 27,3 т с двигателем Cummins мощностью 140 кВт, вместимостью ковша 1,1–1,6 м3, шириной гусениц 600 мм. Глубина копания – 7230 мм, радиус копания – 10 710 мм.

Заключение

Продолжается работа над шарнирно-сочлененным самосвалом г/п 33,5 т, концепт которого С33 стал одной из сенсаций выставки «СТТ- 2013». Машина оснащена двигателем Cummins мощностью 336 кВт, автоматической трансмиссией и мостами ZF, гидрорас­пределителями и другими компонентами гидросистемы от финской компании PMC Polarteknik, рулевым управлением Eaton, развивает скорость до 57 км/ч. Кузов изготовлен из стали Hardox 450, угол подъема – 72°. «Промтрактор» рассчитывает в 2014 г. начать серийное производство этих самосвалов. Одно из слагаемых успеха самосвала – его низкая по сравнению с иностранными аналогами стоимость.

ОАО «Промтрактор» – единственный в СНГ производитель тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники, который входит в число мировых лидеров в этом секторе. Продукция ОАО «Промтрактор» относится к сегменту «премиум» и пока, как считает руководство компании, недоступна для конкуренции китайским производителям. Но логика развития рыночной ситуации говорит о том, что вскоре предприятие почувствует напор конкурентов с Востока. Как считают руководители «Промтрактора», предприятие готово к этой конкурентной борьбе: кроме высокого технического уровня машин, подкрепленного надежностью комплектующих от ведущих мировых производителей, в активе «Промтрактора» хорошо развитая сеть сервисных центров и дилеров, какой не имеет ни один китайский производитель.