FAW открывает двери

Андрей Карасёв
Китайский автопроизводитель FAW Group Corporation, больше известный как First Automotive Works – FAW, со штаб-квартирой в городе Чанчунь, организовал пресс-тур на свой завод для более чем тридцати представителей СМИ из России и Южной Африки.
 
Старая проходная
CA10 Jiefang, 1956 г.
СА71, 1958 г.
 
10-миллионный грузовик выпущен в 2009 г.
Сборочный цех
J6 с передним глушителем
Бачок для мочевины J6 Euro IV
3-осный тягач для КНР
Газотопливный J6

Первый автомобильный завод КНР – плод договора о советско-китайском сотрудничестве, подписанного 14 февраля 1950 г. в Кремле. Строительство автозавода началось 9 июня 1953 г. Завод получил не название, а номер – 652. Работы велись ударными темпами. К строительству корпусов приступили уже в сентябре. На строительство были брошены части Народно-освободительной армии Китая. 2 ноября на строящийся завод № 652 прибыли первые 39 специалистов с Московского автозавода им. Сталина. 13 июля 1956 г. был изготовлен первый грузовик модели СА-10 – аналог ЗИС-150. Автомобиль получил название «Освобождение» (Jiefang, «Цзефан»). Производственная мощность завода была совсем небольшой – 30 тыс. автомобилей в год.

Узнаваемый логотип и название First Automotive Works – FAW («Первый автомобильный завод») предприятие получило лишь в 1964 г. В то время выпуск СА-10 продолжался. Грузовик, подвергшийся нескольким модернизациям, выпускался 30 лет. Ему на смену пришла модель СА-141 – капотный грузовик грузоподъемностью 5 т.

Современная корпорация

Первый шаг к созданию корпорации был сделан 17 мая 1988 г., когда между FAW и Volkswagen AG было подписано соглашение о сборке CKD 30 тыс. Audi 100. За этим последовал договор о производстве автомобилей мод. Volkswagen Jetta A2 в объеме 150 тыс. шт. в год. 15 июля 1992 г. First Automotive Works сменил наименование на China FAW Group Corporation.

Сегодня на оснащенных самым современным оборудованием заводах корпорации FAW Group работает более 132 тыс. человек. Корпорация находится в собственности государства, ей принадлежат не менее 28 дочерних компаний, а также контрольные пакеты акций еще 18 предприятий. FAW входит в «большую четверку» автомобилестроительных компаний Китая и по некоторым сведениям даже лидирует в ней. На китайском рынке FAW лидирует не только по производству, но и по объему продаж автомобилей.

Производством тяжелых грузовиков в составе FAW Group занимается подразделение FAW JieFang Automotive Company, Ltd (Jiefang Commercial Truck Division). Компания была организована на базе «старой» FAW Car Co., Ltd.

С 2003 г. на заводах компании проводится модернизация производственных процессов с целью повышения производительности, экономической эффективности и экологичности, в частности построено 23 комплекса по очистке сточных вод и 56 дымо- и пылеочистительных установок. В 2006 г. на территории завода компании FAW Jiefang открылся новый цех площадью 250 тыс. м2. Стоимость проекта составила $180 млн. На этой производственной площадке были смонтированы две сборочные линии для производства тяжелых грузовиков. Они способны выпускать 120 тыс. автомобилей в год: по 500 грузовиков в день или один тяжеловоз в пять минут. На одной «нитке» собирают тягачи, на другой – шасси. За сборочными линиями расположен внушительный участок контроля качества.

О темпах развития корпорации говорят такие цифры. В 2010 г. FAW Group выпустила на 32% автомобилей больше, чем в 2009 г., – 2,6 млн. ед., из них 300 тыс. средних и тяжелых грузовиков. Таким образом, FAW Group вышла на третье место в мире по производству грузовиков!

Новый магистральный тягач Jiefang, мод. FAW J6 (FAW CA4180), был представлен 15 июля 2007 г. Появлению J6 предшествовали обширные доводочные испытания 97 прототипов, которые прошли 3,6 млн. км в самых экстремальных условиях. Грузовики тестировались в условиях низких температур на севере Китая, в тропической жаре острова Хайнань, проверялись пустынями в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и горами Тибета.

На J6 устанавливают двигатели завода Wuxi Diesel Engine Works, моторного подразделения FAW, производящего в год более 400 тыс. дизелей для грузовиков, автобусов и сельскохозяйственной техники мощностью от 46 до 500 л.с. и экологических классов Euro 3, а также Euro 4 и Euro 5. Эти двигатели экспортируются более чем в 40 стран мира.

Завод Wuxi Diesel известен своими инновационными разработками. Именно здесь изготовили первые в Китае коленчатые валы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, первый дизельный двигатель воздушного охлаждения, первый дизель с турбонаддувом, первый двигатель с задним расположением для автобусов и т. д.

Семейство двигателей разработали в исследовательском центре компании в сотрудничестве с именитыми европейскими инжиниринговыми компаниями AVL GmbH и FEV Motorentechnik GmbH. Новые дизели CA6DL, CA6DM, CA6DN имеют рабочий объем от 8,6 до 12,5 л, соответствуют экологическим стандартам Euro 3 (в дальнейшем экологический класс можно довести до Euro 4) и развивают высокую мощность – от 350 до 460 л.с. Дизели имеют головку блока с четырьмя клапанами на цилиндр, топливную систему Common Rail, разработанную Bosch. В процессе создания двигателя было получено 197 патентов.

На FAW J6 могут устанавливаться коробки передач американской компании Eaton или немецкой ZF, имеющие 9 или 16 ступеней. Заказывая автомобиль, можно выбрать вариант грузовика с листовыми рессорами или с пневматической подвеской, имеющей электронное управление Wabco ECAS (Electronically Controlled Air Suspensions). Как опция предлагалась антиблокировочная система тормозов Wabco.

Кабина тягача FAW J6M проектировалась при участии итальянских дизайнеров. Эргономичная форма кабины FAW J6 уменьшает лобовое сопротивление и гарантирует экономичный расход топлива. Внутренняя ширина кабины увеличилась на 200 мм по сравнению с кабиной грузовика предыдущего поколения. Для обеспечения оптимальной производительности и исключительного комфорта высокая и широкая кабина FAW J6 предоставляет отличный обзор, тем самым обеспечивает наилучшие условия для эксплуатации. Для защиты кабины от вибрации имеется инновационная 4-точечная система крепления на пружинах с амортизаторами, гарантирующая исключительно мягкое движение. По уровню шума и вибраций грузовик соответствует европейским требованиям ECE R29.

На автомобили FAW J6M устанавливают комплектующие производства всемирно известных компаний: Continental ContiTech Division, Eaton, Hankook, Jost, Mann+Hummel, Sachs, Spiralock, TRW, Wabco и ZF. Седельные тягачи FAW J6 предлагаются в нескольких вариантах, например мод. FAW J6М отличается более богатой комплектацией. По замыслу создателей FAW J6 должен сочетать в себе лучшие качества американских, европейских и китайских грузовиков. Однако грянувший экономический кризис замедлил продвижение современного и более дорогого грузовика на рынок.

FAW в России

FAW Group рассматривает российский рынок как один из наиболее важных. Шесть лет назад, в июле 2007 г., в Москве была создана новая компания – ООО «ФАВ – Восточная Европа». В настоящее время штат компании составляет более 20 российских и китайских сотрудников. В России постоянно находятся специалисты с китайского завода. Они готовы выехать в любую точку России и решить все технические проблемы.

Вместе с развитием производства FAW Group уделяет большое внимание организации гарантийного и постгарантийного сервиса своих автомобилей. Руководство компании понимает, что выдержать жесткую конкуренцию на мировом рынке можно только при наличии первоклассного сервиса проданной техники. Поэтому, в отличие от некоторых других китайских брендов, FAW организует свое представительство в России на европейском уровне: сервисная сеть станций FAW европейского уровня в России растет такими же темпами, как и продажи автомобилей.

Сегодня на территории России работают более 30 официальных дилерских центров и более 25 официальных сервисных станций, то есть практически в каждом крупном городе.

Главным преимуществом FAW в России перед другими китайскими брендами является то, что оно развивается комплексно: это и продажи, и сервис, и рекламная поддержка дилеров, и запасные части. В отличие от других китайских брендов проблем с поставками запасных частей FAW не испытывает, существует полноценный склад запасных частей с полной номенклатурой, и не только «ходовых» деталей, но и редко заказываемых, таких, как, например, кабина.

В настоящее время ООО «ФАВ – Восточная Европа» предлагает самосвалы FAW 3312 (8х4) и FAW 3252 (6х4) с кабиной J5, а также грузовики с кабиной J6: тягачи FAW 4180 (4х2) и FAW 4250 (6х4), самосвалы FAW 3250 (6х4) и FAW 3310 (8х4). Самосвалы FAW J6 были представлены в России совсем недавно на выставке «СТТ» и произвели очень хорошее впечатление. Мод. FAW 3250 (6х4) оснащается двигателем CA6DL-37E4 рабочим объемом 8,6 л, развивающим мощность 375 л.с. Дизель агрегатирован с 12-ступенчатой несинхронизированной механической коробкой передач FAW CA10TA160M. На колесах самосвала установлены бескамерные шины Chao Yang 2.00R20-18PR. Вместимость кузова – 19,32 м3. Полная масса самосвала – 35  100 кг, снаряженная – 16 140 кг. FAW 3310 (8х4) оснащается дизелем CA6DМ2-39E4 мощностью 390 л.с. и рабочим объемом 11,05 л. Вместимость кузова 4-осного самосвала – 23,18 м3. Полная масса автомобиля – 42 600 кг, снаряженная масса – 18 960 кг. Современные двигатели FAW отличаются прекрасными характеристиками, низким расходом топлива и долговечностью. Широкий набор трансмиссий обеспечивает превосходную легкость пуска, стабильность и отсутствие шума при работе. Высокопрочные ведущие оси имеют большую грузоподъемность и низкую стоимость обслуживания. Передовая конструкция рамы гарантирует непревзойденную прочность и надежность при повышенной грузоподъемности. Гарантия на тяжелые грузовики FAW составляет 1 год или 65 тыс. км пробега.

В ближайшее время ООО «ФАВ – Восточная Европа» планирует получить ОТТС на бетоносмесители, полнопривод­ные грузовики 6х6 и шасси. Для производства комплектных грузовых автомобилей предполагается сотрудничество с ООО «Машиностроительный завод «Тонар» и OOO «Вельтон» (компания Wielton, Польша), а также с некоторыми глобальными компаниями по производству прицепной техники. За счет этих мер «ФАВ – Восточная Европа» рассчитывает серьезно увеличить свою долю на российском рынке.

* * *

Современный завод FAW в Чаньчуне произвел на всю делегацию очень хорошее впечатление. Кажется, у FAW имеются большие шансы завоевать лидирующие позиции на российском рынке.