«Парад планет» Renault Trucks

Новый модельный ряд грузовиков Renault Trucks

Станислав Протасов
В июне во французском Лионе состоялось событие, имеющее для мира грузовых автомобилей поистине эпохальное значение. Компания Renault Trucks представила совершенно новый полный модельный ряд грузовых автомобилей экологического класса Euro 6. Подчеркнем: не одну новинку, не новую линейку, а единовременно полную гамму – от легких развозных и до большегрузных магистральных и тяжелых строительных машин. До сих пор ни один производитель грузовой техники не делал ничего подобного.
Мод. Т520
 
 
DTI 5
Бетоносмеситель мод. С430 XLOAD
Мод. D18 WIDE
Самосвал мод. К520 XTREM
Мод. Т430
Мод. Т430, фургон 2-осный. Жизненное пространство в кабине имеет форму буквы L
Renault Trucks D 2 metre cab; мод. D6.5 Distribution
Мод. К460
Самосвал мод. К460: эластичное крепление нижней ступеньки
Самосвал мод. К460
Мод. Т520: открытый капот и ступенька для доступа к лобовому стеклу
Серия С
Мод. D18 WIDE

Обстановка на презентации (которая называлась R/Evolution – обыгрывались слова «революция» и «Рено-эволюция») соответствовала значимости события: только первая партия гостей – журналистов, партнеров и клиентов, среди которых был и автор данной статьи, насчитывала более 5000 человек. Красочное шоу множества артистов с танцами и акробатикой сопровождало парад новых моделей. К сожалению, на пресс-конференции журналистам не дали возможности задать вопросы, поэтому мы представим вниманию читателей лишь информацию, содержащуюся в официальных документах компании.

Инженерами и дизайнерами Renault Trucks была проделана гигантская работа, занявшая около семи лет. Volvo Group вложила в этот проект свыше 2 млрд. евро. Было построено 300 экспериментальных образцов автомобилей, которые подвергались стендовым и ходовым испытаниям, а также проходили испытания в условиях реальной эксплуатации на 50 предприятиях – клиентах компании по всему миру.

Новые грузовики делятся на четыре серии по типоразмерам и назначению, от самых больших и тяжелых до малотоннажных: Т – для дальних магистральных перевозок, К – для тяжелых строительных работ, С – для строительных работ и D – развозные, для перевозок в пределах города или района (см. табл. 1).

Для улучшения аэродинамики лобовое стекло кабин всех типов наклонено на 12° от вертикали, кабины имеют трапециевидную форму в плане: ширина в передней части составляет 2,3 м, а к задней части достигает 2,5 м. Разработано множество аэродинамических дефлекторов и обтекателей. В результате этих мероприятий коэффициент аэродинамического сопротивления Сх удалось уменьшить на величину до 12% по сравнению с моделями предыдущего поколения. Угол открытия дверей кабины – 85° (у моделей серии D – 90, 80 и 70°). На панели приборов имеется дисплей 7" (у моделей серии D – 4,3"), на рулевое колесо выведен ряд кнопок управления: телефоном, круиз-контролем, автоматизированной трансмиссией. Зеркала заднего вида оснащены электроподогревом.

Для обеспечения соответствия нормам Euro 6 применяется так называемая технология «расширенной SCR», в которую помимо собственно системы SCR (с реагентом AdBlue) входят: система рециркуляции отработавших газов (EGR) с охлаждением, окислительный каталитический нейтрализатор DOC, сажевый фильтр DPF с активной регенерацией и аммиачный каталитический нейтрализатор Ammonia Stip Catalyst, ASC (в мод. серии D вместо ASC применяется система нейтрализации ОГ в системе выпуска EATS).

В стандартную комплектацию грузовиков всех серий входит ряд систем активной безопасности: предотвращения столкновений с находящимися впереди препятствиями, помощи при трогании на подъеме HSA, стабилизации курсового движения и предотвращения опрокидывания (ESC), а также электронная система управления тормозными усилиями EBS с противобуксовочной системой ASR и др. По заказу предлагается система контроля полосы движения (кроме серии D). Автомобили оснащены дополнительными фонарями для освещения поворотов. На грузовиках всех серий имеются ретардеры различных типов: горный тормоз, моторные тормозы Optibrake и Optibrake+, гидравлический ретардер Voith на трансмиссии, ретардеры Telma, Allison и ZF.

Шасси подготовлены для установки различных надстроек, для удобства кузовостроителей есть множество вариантов компоновки узлов (например, вертикальный воздухозаборник двигателя), в лонжеронах выполнены многочисленные крепежные отверстия, коробки отбора мощности могут располагаться на двигателе и КП, а также предлагается ряд величин колесной базы на выбор. Лонжероны рамы выполнены из стали с высоким пределом текучести. У грузовиков всех серий на ведущих осях применяются одно- и двухступенчатые главные передачи. Для упрощения обслуживания электропроводка и гидравлические или пневматические шланги проложены отдельно, по правой и левой сторонам автомобиля соответственно.

Новые модели частично унифицированы по узлам и деталям с моделями предыдущего поколения, а часть деталей полностью новые.

Серия Т

В составе серии – тягачи и шасси. Модульный принцип конструкции позволяет создавать грузовики, соответствующие любым потребностям клиентов в дальних перевозках.

Кабины совершенно новые, шириной 2,5 м, с ровным полом или туннелем высотой 200 мм. Нижнее спальное место раздвигается в ширину до 800 мм, у верхней койки край может подниматься вверх, образуя бортик, – это удобно при использовании ее для хранения вещей. Новые сиденья от компании Recaro оснащены вентиляцией, подогревом и поясничной опорой. Имеется бесшумно работающий холодильник вместимостью 24 или 40 л. На тягачах есть датчик запирания защелки седла.

Утверждается, что новые двигатели Euro 6 экономичнее предыдущих моделей на величину до 5%. Кроме того, функция Optiroll в системе управления двигателем при движении на подъем не позволяет скорости автомобиля уменьшиться более чем на 3 км/ч, а при движении на спуске не позволяет скорости увеличиться более чем на 7 км/ч, что способствует экономии топ­лива. Система активного круиз-контроля совместно с функцией Optiroll также улучшает топливную экономичность. Производительность гидроусилителя руля регулируется, что также помогает экономить топливо.

Грузовики комплектуются автоматизированной механической коробкой передач (КП) Optidriver в базовой комплектации (12 передач переднего хода, 3 – заднего) либо по заказу механической КП В14 (12 передач переднего хода, 2 – «ползущие», 4 – заднего).

Шасси и кабины усилены по сравнению с предыдущими моделями. Лонжероны крепятся заклепками. Передняя подвеска может быть рессорной или пневматической грузоподъемностью (г/п) 7,1; 7,5 и 8,0 т. Г/п задней пневмоподвески – 13 т. Предлагается большое количество величин колесных баз. Ведущие оси – задняя или средняя. В дополнение к передней оси могут быть управляемыми средняя или задняя. Для уменьшения массы диски колес выполнены из алюминия. Все тормозные механизмы – дисковые.

В качестве опций предлагаются противоугонные средства и множество предметов и приборов для создания комфорта в кабине.

Строительные серии К и С

Грузовики обеих строительных серий, и К, и С, отличаются высоким дорожным просветом, большим углом въезда и в то же время комфортными условиями в просторных кабинах, приближающимися к уровню магистральных грузовиков. Подвеска кабины – четыре механические или пневматические опоры.

Все выступающие детали в нижней части грузовиков защищены экранами от поломок при столкновении с препятствиями. Передние фары защищены решетками. Передние фары и стеклоочистители включаются автоматически.

В стандартную комплектацию грузовиков входят автоматизированная трансмиссия Optidriver и электрический стояночный тормоз, автоматически включающийся при выключении двигателя. В базовой комплектации всех моделей – блокируемые осевые и межосевые дифференциалы. Блокировочные механизмы всех дифференциалов управляются одной кнопкой. Применяются тележки сдвоенных ведущих мостов с двухступенчатой главной передачей.

Серия К. Эта серия состоит из тягачей и шасси и приходит на смену автомобилям Kerax.

Боковые стекла кабины ламинированные, толщиной 5 мм, улучшающие звуко- и тепло­изоляцию. В системе круиз-контроль имеется три режима работы, которые выбирает водитель для обеспечения максимальной топливной экономичности. Нижняя ступенька кабины установлена на эластичных креплениях, предотвращающих возможность ее поломки при столкновении с препятствиями. Грузовики комплектуются стальными бамперами, состоящими из трех частей.

Предлагаются 4 механические 14-ступенчатые КП В14 (12 передач переднего хода, 2 «ползущие» и 4 – заднего) и 3 различные автоматизированные КП Optidriver (12 – переднего хода и 3 – заднего). В системе управления АКП имеются «внедорожный» и «мощностной» режимы переключения передач.

Передняя подвеска на параболических рессорах г/п от 7,5 до 18 т. Задняя подвеска на параболических или полуэллиптических рессорах г/п от 13 до 32 т. В конфигурации 8х4 первые две оси управляемые. Имеются полноприводные версии грузовиков. Угол въезда очень большой – 32°. Все модели оснащаются барабанными тормозами. Грузовики с колесными формулами 6х4 и 8х4 по заказу могут оснащаться дисковыми тормозами.

Серия С. Для тягачей и шасси этой серии предлагаются кабины двух размеров по ширине: 2,3 и 2,5 м. По заказу со стороны пассажира может устанавливаться дверь с дополнительным окном для улучшения обзора. Грузовики комплектуются стальными бамперами, состоящими из трех частей, либо пластмассовыми со стальными уголками.

Предлагаются две механические КП ZF и B14: 9- и 14-ступенчатая (8 – переднего хода, 1 – «ползущая», 1 – заднего и 12 – переднего, 2 «ползущие» и 4 – заднего хода соответственно), автоматизированная Optidriver: 12-ступенчатая (12 – переднего и 3 – заднего хода) и автоматическая 6-ступенчатая Allison (6 –переднего и 1 – заднего хода соответственно). В системе управления АКП имеется «внедорожный» режим переключения передач. Опционно предлагается гидростатический привод на переднюю ось – система Optitrack, которая позволяет временно увеличить сцепление колес с поверхностью и тяговое усилие грузовика. В дополнение к передней оси могут быть управляемыми вторая и зад­няя оси. Угол въезда – 24°.

Серия D

Короткие перевозки в пределах города и района включают в себя множество разнообразных типов развозных операций. Чтобы удовлетворить потребности всех покупателей в этом секторе, Renault Trucks предлагает более 100 моделей тягачей и шасси серии D со множеством вариантов компоновки узлов шасси для удобства кузовостроителей, коробки отбора мощности на двигателе и КП, а также рядом величин колесной базы на выбор. Утверждается, что благодаря специальной подготовке время установки кузовов сокращено до 20%. Также Renault Trucks предлагает ряд комплектных автомобилей со спецоборудованием: мусоровозы с самосвальным кузовом, подметальные машины, бензовозы и т. д. На базе шасси новой серии D предлагается целый ряд пожарных цистерн и лестниц.

Эта серия в настоящее время состоит из трех модельных рядов: Renault Trucks D разрешенной полной массой от 10 до 18 т, Renault Trucks D Wide (от 16 до 26 т) и Renault Trucks D Access (18–26 т) с низко расположенным входом в кабину.

Модели серии D комплектуются кабинами уменьшенной ширины (2,10 и 2,29 м), а также 2,5 м. По заказу кабина может быть укомплектована дверями с дополнительными окнами для улучшения обзора. В кабинах тягачей и бортовых моделей имеется окно в задней стенке. Кабины устанавливаются на эластичные резиновые, пружинные или пневматические опоры. В кабинах моделей ряда D Wide уровень шума понижен на 35% по сравнению с машинами предыдущего поколения. Бампер составной, состоит из трех частей, уголки стальные.

Двигатели DTI 5 и DTI 8 способны развивать максимальный крутящий момент, начиная с 900 об/мин, что способствует экономии топлива. Давление в системе впрыска топлива составляет до 2000 бар, используется турбонагнетатель с изменяемой геометрией. Также экономии топлива способствуют функция автоматического выключения двигателя после определенного времени работы без нагрузки, наличие специального мощностного режима работы и использование системы круиз-контроль.

Предлагаются также варианты с двигателями, работающими на альтернативных видах топлива: сжатом природном газе (CNG) и с гибридным приводом, а также с электроприводом мод. Maxity.

Три механические КП ZF 6- и 9-ступенчатые (6 передач переднего хода, 1 – заднего и 9 переднего, 1– заднего хода соответственно), три автоматизированные механические КП ZF Optitronic и Optidriver 6- и 12-ступенчатые (6 передач переднего хода, 1 – заднего и 12 переднего, 3 – заднего хода соответственно), две автоматические КП Allison 5- и 6-ступенчатые (5 передач переднего хода, 1 – заднего и 6 переднего, 1 – заднего хода соответственно). КП Optidriver и Optitronic, как утверждается, обеспечивают до 7% экономии топлива по сравнению с механической КП.

Высота шасси уменьшена для облегчения доступа в кабину и погрузки в условиях города. Для повышения маневренности колея уменьшена до 2,53–2,29 м, а радиус поворота составляет всего 6,6 м. У моделей D Access в конфигурации 6х2*4 задняя ось подруливающая, с электроуправлением, 6х2/4 – средняя ось подруливающая.

Передняя и задняя подвески рессорные, усиленные рессорные или пневматические. У моделей Wide D подвеска комбинированная, механическая (пружины) спереди и пневматическая сзади. Задняя подвеска также может быть механической, на параболических рессорах, с торсионами и амортизаторами. На моделях Access D полностью пневматическая подвеска входит в базовую комплектацию.

В скором времени к этому ассортименту добавятся модели шасси Renault Trucks D 2 metre cab массой от 3,5 до 7,5 т, разработанные совместно с компанией Nissan Motor Ltd для городских перевозок. Эти автомобили относятся к типу «кабина над двигателем». Кабина откидывается на угол 45°. Угол открытия дверей кабины – 70°.

Двигатель DTI 3 развивает высокий крутящий момент начиная уже с 1200 об/мин.

Автомобили комплектуются механической 6-ступенчатой КП. Версии массой 7,5 т могут оснащаться автоматизированной 6-ступенчатой трансмиссией Optitronic.

Колесная формула всех грузовиков этого модельного ряда – 4х2. Модели полной разрешенной массой от 3,5 до 6,5 т оснащаются тормозами с гидроприводом, модели массой свыше 7,5 т – пневмотормозами.

Таблица 1. Новый модельный ряд грузовиков Renault Trucks
Серия Двигатели: модель,
мощность, л.с.
Разрешенная
полная масса, т
Полная масса
автопоезда, т
Кабина Колесная
формула
Т
DTI 13: 440/ 480/ 520
DTI 11: 380/ 430/ 460
18–26
40–60
Дневная
Дневная со стандартной крышей
День-ночь
Спальная со стандартной крышей
Спальная
Высокая спальная
Спальная с высокой крышей
4х2
6х2
К
DTI 13: 440/ 480/ 520
DTI 11: 380/ 430/ 460
18–50
40–120
Дневная
Дневная со стандартной крышей
День-ночь
Спальная со стандартной крышей
4х2
6х4
8х4
4х4
6х6
С
DTI 13: 440/ 480/ 520
DTI 11: 380/ 430/ 460
18–33
40–100
Дневная
Дневная со стандартной крышей
День-ночь
Спальная со стандартной крышей
Спальная
Спальная с высокой крышей
4х2
6х2;
6х2*4
6х4
8х2/6
8х4
D
DTI 3: 150/ 180
DTI 5: 210/ 240
DTI 8: 250/ 280/ 320
3,5–26
7–44
Дневная
Global
Четырехдверная
4/ 6/ 8 мест
День-ночь
Спальная
С низко расположенным входом
4х2
4х4
6х2;
6х2*4
Таблица 2. Двигатели (все линейной конфигурации)
Параметр DTI 13 DTI 11 DTI 8 DTI 5 DTI 3
Рабочий объем, л
12,8
10,8
7,7
5,1
3,0
Количество цилиндров
6
6
6
4
4
Система питания
Насос-форсунки
Common Rail+ + насос-форсунки
Common Rail
Common Rail
Common Rail

Программные продукты

Для всех моделей Renault Trucks предлагает программу Optifuel, помогающую повысить топливную экономичность. Программа включает в себя курсы обучения экономичному вождению на строительных объектах. Утверждается, что программа позволяет понизить расходы топлива до 15%.

Также предлагается программа Optifleet, обеспечивающая сбор рабочих параметров с грузовиков автопарка на главный компьютер в режиме реального времени для повышения эффективности работы.

* * *

Как можно видеть на фото, все грузовики были представлены в цвете хаки, однако дизайнерами Renault Trucks разработана обширная гамма красивых и эффектных цветов окраски, в том числе золотистый, серебристый, оранжевый, белый и т. д., в которых грузовики поступят в продажу.

Красные прямоугольники на боковых сторонах кабин с надписью «Renault Trucks» дополняют логотип на передней решетке и повышают узнаваемость автомобиля. На табличке наносятся наименование модели и конфигурация. Часть таблички оставлена свободной и может использоваться владельцем грузовика для указания названия компании и т. п.

Мнение о дизайне грузовиков каждый читатель может составить сам, ознакомившись с изображениями представленных образцов. Лично автору дизайн понравился – деловой, лаконичный и в то же время сугубо индивидуальный и узнаваемый «реновский».

Презентация нового модельного ряда Renault Trucks – такое же редкое и значительное событие в мире автомобилей, как парад планет в астрономии. А для транспортного бизнеса полное обновление автомобилей Renault Trucks куда важнее событий в далеком космосе.

Новые грузовики поступят в продажу в России с запуском двигателей Еuro 5 для новой гаммы приблизительно в начале 2014 года.