О тахографах – от новинок до проблем

Игорь Павлов
С осени 2012 г. компания Continental VDO выпускает на рынок новую версию цифрового тахографа DTCO 1381, известного и популярного в нашей стране, – DTCO 1381 2.0. Напомним, что предыдущая версия прибора называлась DTCO 1381 1.4.
 
Тахограф VDO на автобусе
DLK Pro Download Key
DLK Pro Inspection Key
DTCO 2.0
DLK Pro TIS-Compact
Терминал для скачивания данных с тахографа при помощи смарт-карты водителя
DTCO 2.0 и устройства для скачивания данных
Передача данных DTCO 2.0 через GPS
Скачивание данных тахографа при помощи «ключа» DLK Pro

Выпуск новой версии тахографа DTCO обусловлен предстоящим 1 октября 2012 г. вступлением в действие ряда статей директивы ЕЕС № 1266/2009, в которой регламентируются параметры «контрольных приборов» (цифровых тахографов). В новых статьях ужесточаются меры по предотвращению манипуляций с данными о движении транспортного средства.

Continental VDO рассматривает и создает свои цифровые тахографы как составную часть общей системы электронной технологии информации и коммуникации (ITS) коммерческого автомобиля.

DTCO 2.0 – что нового?

Итак, что же нового в тахографе DTCO 2.0? Усовершенствована электронная архитектура прибора, встроен более мощный процессор, увеличен объем памяти и обеспечена поддержка всеобъемлющего списка программных средств и интерфейсов для повышения производительности транспортного средства, помощи водителю и руководителям в управлении автопарком, в частности интерфейс с шиной CAN и программные средства для скачивания и передачи данных с тахографа.

Защита данных тахографа от несанкционированных манипуляций. Тахограф DTCO 2.0 отвечает новейшим требованиям законодательства ЕС по защите данных от намеренного искажения. В дополнение к сигналу от датчика скорости используется второй, независимый сигнал движения IMS (либо от системы АБС, либо от GNSS* или иной).

Вводится в обращение новый датчик скорости KITAS II+. Благодаря микропроцессорной электронной системе он обнаруживает и исправляет помехи извне в большей степени, чем прежняя версия, защищая передаваемый сигнал от внешних магнитных воздействий.

Защита информации в DTCO 2.0 организована таким образом, что все приборы взаимозаменямы: при необходимости можно демонтировать один тахометр и установить на его место аналогичный, система будет продолжать работать корректно.

«Счетчик VDO». Важным нововведением является сервисная программа «счетчик VDO», которая поступит в продажу в составе тахографа DTCO версии 2.0 начиная с осени 2012 г. Счетчик позволяет водителю видеть на дисплее DTCO баланс времени на текущий рабочий день: сколько времени вождения у него осталось, когда наступит следующий период отдыха и как долго он должен продолжаться. Во время перерыва счетчик VDO показывает водителю оставшееся время отдыха и максимальное время вождения, разрешенное после отдыха. При желании тахограф также может показать эту информацию на неделю и больше.

Учет времени в новой версии DTCO 2.0, как и в предыдущей, производится в соответствии с «правилом одной минуты»: каждая минута классифицируется как время вождения или отдыха в зависимости от того, какая деятельность производилась дольше. Это особенно важно при движении в пробках или ожидании в очереди на таможенное оформление, когда зачастую автомобиль перемещается в течение всего нескольких секунд, а потом долгое время стоит на месте. Функция помогает водителю сохранить ценное время вождения.

Функция удаленной загрузки данных. Благодаря этой функции данные с тахографа можно автоматически передавать непосредственно из автомобиля в офис компании. Руководителю не нужно подходить к грузовику и тратить время на считывание данных из тахографа. Для автомобилей, которые регулярно возвращаются в автопарк, есть устройство ближнего действия VDO Download Device (DLD) Short Range, которое передает данные, используя систему WLAN («местная беспроводная сеть»). Если транспортные средства применяются в международных перевозках, можно использовать устройство DLD Wide Range для передачи GPRS мобильного телефона.

В прошлом удаленное извлечение данных было возможно только когда автомобиль работал. Теперь можно считать данные из памяти DTCO 2.0 даже когда автомобиль стоит во время перерыва или ночью, пока водитель спит. Как только тахограф получает сигнал из автопарка, он автоматически активируется с помощью «сигнала пробуждения» и начинает загрузку. Водителю не понадобится прерывать свой отдых или сон.

DLK Pro – это серия компактных считывающих устройств (или «ключей») с программным обеспечением для скачивания и архивирования данных тахографа. DLK Pro является дальнейшим развитием смарт-карты, практичным решением для работы с большим объемом данных DTCO, а также с картами водителя, мастерской и инспектора. Это настоящий карманный компьютер, который позволяет обрабатывать данные без внешних считывателей карт. Простое меню отображается на 29 языках.

DLK Pro Download Key – «загрузочный ключ», который позволяет работать с картой водителя и осуществлять защищенную передачу этих данных в компьютер.

DLK Pro TIS-Compact – универсальное устройство начального уровня для визуализации, загрузки, архивирования и распечатки данных о транспортном средстве и водителе для индивидуальных предпринимателей – владельцев грузовиков и малых компаний, имеющих до пяти автомобилей и до десяти водителей.

DLK Pro Inspection Key – устройство для инспекторов дорожного движения, администрации автопарков, которое позволяет просматривать данные о работе транспортного средства и водителя для выявления нарушений.

Бронирование парковки. Новый тахограф DTCO 2.0 будет выполнять поиск и бронирование мест для парковки транспортного средства. Эта функция особенно полезна в случае, когда время разрешенного движения для водителя заканчивается и ему необходимо остановиться для отдыха.

А теперь поговорим о проблемах внедрения цифровых тахографов в нашей стране.

Хаос или особенности национальной тахографии?

Тахограф – отличная идея! На протяжении многих лет система функционирует в Европе и получила отличный результат. Российское правительство предполагает оснастить тахографами почти все транспортные средства (ТС), используемые в коммерческих целях, которые движутся по нашим дорогам. Предполагается, что после этого дороги станут намного безопаснее и будет спасено много жизней. Конечно же определены суммы штрафов за отсутствие и неиспользование данного устройства.

Как известно, требования к тахографам рекламентируются соглашением ЕСТР (Соглашение о работе экипажей транспортных средств, занятых в международных перевозках). Участниками его являются страны Евросоюза, Россия, страны Таможенного союза и все страны СНГ – всего 51 страна.

Во исполнение этого соглашения в России в разное время принят ряд законодательных актов.

Выдержка № 1 из постановления № 922 от 03.08.1996 г.: «Осуществить с 1 января 1998 г. оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 т, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами – контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с ЕСТР».

В соответствии с этим постановлением Минтранс подготовил несколько приказов о «Правилах контроля за режимами труда и использования тахографов в России».

Выдержка № 2 из приказа № 86: «Тахографы, применяемые в РФ на автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям ЕСТР и иметь выданный Госстандартом сертификат, допускающий к применению в РФ».

В 2006 г. в Европе ввели цифровые тахографы, России дали срок 4 года для перехода на цифровые тахографы. Российское правительство приняло постановление № 720 от 10.09.2010 с изменениями № 706, в котором говорилось об оснащении тахографами транспортных средств, эксплуатируемых в РФ.

Выдержка № 3 из постановления № 720: «Порядок оснащения тахографами определяется Минтрансом. Данное требование применяется в отношении ТС, находящихся в эксплуатации, с 23.01.2012 г.».

Минтранс потребовал ввести в отечественные тахографы функцию использования навигационной системы ГЛОНАСС. Для чего на автомобиле нужен ГЛОНАСС, зачем его скрещивать с тахографом и как это контролировать, не пояснили. Что касается технических требований к тахографам, Минтранс указал отечественным производителям придерживаться требований ЕСТР.

Для введения и контроля за использованием цифровых тахографов в странах ЕСТР существует объемная государственная инфраструктура. Чтобы исключить какие-либо национальные привилегии, уполномоченные сертификационные центры и лаборатории размещены в разных странах Европы. Все требования для участников международных перевозок жестко определены, контролируются в рамках единой европейской системы информации и могут подлежать контролю на территории любой страны, по которой осуществляется перевозка.

Например, польский инспектор может назначить штраф за нарушение российскому водителю или транспортному предприятию, даже если нарушение имело место несколько месяцев назад и на территории другой страны, но не выявлено российским контролером и в тахографе нет соответствующей отметки. Естественно, штраф поступит в пользу не нашего государства.

В России такой инфраструктуры контроля за цифровыми тахографами пока нет. Ранее принятые нормативные акты, определяющие порядок оснащения, использования и государственного контроля за тахографами, соблюдения режимов труда водителями, узаконенные в рамках постановления правительства № 922, применимы только в отношении аналоговых тахографов и регистрационных листов (дисков). Минтранс пытается отменить действие ранее принятых нормативных актов, очевидно не отдавая себе отчет, что в этом случае он усиливает хаос. Ведь сегодня аналоговые тахографы установлены более чем на 90% оборудованных транспортных средств, осуществляющих международные и междугородные перевозки по территории РФ.

Введен приказ № 319 от 14.12.2011 о «Порядке оснащения ТС и использования тахографов». Данный приказ и приложенный к нему «Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха» ввел в состояние ступора всех российских перевозчиков, как международных, так и внутренних, производителей транспортных средств, продавцов, работников сервиса и даже контролеров.

Участники транспортной отрасли понимают «Порядок» по-разному. «Плохие» транспортники, проанализировав этот документ, поняли, что сегодня наказать их смогут только за отсутствие прибора, поэтому должно стоять все равно что, лишь бы называлось «тахограф» и соответствовало постановлению № 720, в котором требования к этому устройству определены тремя предложениями. Контролировать режимы труда и скорость с помощью этого «девайса» и наказать никто не сможет, потому что не определены статус этого устройства и технические требования к нему. Вывод: оно должно быть и называться «тахограф».

«Хорошие» транспортники поняли, что уйти от закона все равно не удастся, потому что есть требования ЕСТР, есть постановление № 922, поэтому ставить нужно то, что сертифицировано по ЕСТР, вопрос только – «аналог» или «цифру»? Для «цифры» нужно менять систему контроля и обслуживания на предприятии, покупать оборудование, искать более профессиональный персонал, более того, цифровой тахограф не всегда возможно установить на ТС из-за неприспособленности конструкции, и стоимость оснащения выше на 30–50%. Закон предписывает устанавливать цифровые тахометры только на впервые вводимые ТС, поэтому можно ездить и с аналоговыми.

Российские контрольные органы, очевидно, тоже не могут разобраться в «Порядке» и стараются не сильно «наезжать» на транспортников и не озвучивать свою позицию, справедливо полагая, что за бездействие наказание будет меньше, чем за неправомерные действия.

Российские производители электроники прочитали ЕСТР и, кто как понял, разработали тахографы, похожие на тахограф по ЕСТР, и даже ввели в них ГЛОНАСС. Таких производителей уже больше пяти и наверняка будут еще. Они справедливо требуют у Минтранса, которому постановлением № 720 поручено ведение реестра контрольных устройств, внести их продукцию в реестр, чтобы можно было продавать свою продукцию. Но у Минтранса нет полномочий проводить сертификацию продукции, а в реестр они могут внести только то, что сертифицировано по ЕСТР (см. выдержки № 1 и 2).

Ситуация абсолютно непонятная и продолжает усугубляться.

В новом Федеральном законе № 78 от 14.06.2012 вновь упоминается «тахограф», но теперь, по версии разработчиков, это прибор для регистрации скорости, маршрута движения и режимов труда и отдыха. В законе не прописаны процедуры контроля внутренних перевозок на территории России с использованием возможностей цифрового оборудования, карт цифровых тахографов, а требования к тахографу и его компонентам вообще не определены. Они определены только в отношении международных перевозок. Контроль осуществляется только в отношении наличия тахографа на ТС и сроков его проверки. Контроль в отношении соблюдения скорости движения, времени труда и отдыха водителя законодательством не предусмотрен и потому не осуществляется. Процедурой контроля при российских перевозках предусмотрено использование только регистрационных листов (бумажные носители: диски и распечатки).

Получаем поразительный вывод: факт наличия на транспортном средстве тахографа никоим образом не может влиять на безопасность движения. Достоверная информация, которую регистрирует и хранит тахограф, сегодня, по сути, не может быть востребована российскими инспектирующими организациями. Предусмотрена процедура оперативного контроля на дорогах, но нет достаточно подготовленного инспекторского состава. Предусмотрена процедура контроля на автотранспортных предприятиях, но нет достаточных юридических оснований для выполнения такого контроля.

* * *

ЕСТР предусмотрены ежегодные проверки половины эксплуатирующегося подвижного состава. Технические средства (тахографы) это позволяют, поскольку данные сохраняются 365 дней, это специально предусмотрено для обеспечения принципа неотвратимости наказания. ЕСТР предусмотрен единый стандарт на тахографы, чтобы этот прибор от любого производителя мог проверить любой дорожный инспектор, разговаривающий на любом языке, в любой стране. Если российскому государству нужен подобный контроль – надо обеспечить возможность его исполнения.

А вот Минтранс России своими приказами узаконивает применение в эксплуатации десятков различных типов тахометров и, следовательно, различных методов их контроля. Реально ли подобрать для инспектирующих организаций всю необходимую контрольную аппаратуру и сотрудников, которые смогут все это освоить и выполнить? Если это не хаос, то что?!

 

* Глобальные навигационные системы, такие как GLONASS, GPS Galileo и проч., объединенные в один чипсет. (Прим. автора)

 

Принципиальное отличие цифрового тахографа от электронного – способ записи информации, наличие энергонезависимой памяти, способной хранить данные в течение одного года, и очень серьезная защита от несанкционированного доступа к данным в памяти. Доступ к разным разделам памяти осуществляется с помощью четырех видов «ключей», или смарт-карт: «Карта водителя» сохраняет данные за последние 28 суток; «Карта мастерской» позволяет настраивать тахограф и изменять его основные функциональные параметры; «Карта администратора автопредприятия» позволяет считывать данные о поездках автомобилей, которые принадлежат данному автопредприятию, а также закрывать эти данные от доступа другим администраторам; «Карта инспектора» считывает из памяти тахографа допущенные водителем нарушения (например, превышения скорости или режима труда и отдыха) и произошедшие сбои в работе оборудования (например, отключение питания или датчика скорости).

    Четыре самые распространенные в Европе марки цифровых тахографов, получившие европейский сертификат:
  • DTCO 1381 фирмы Continental VDO;
  • EFAS 4 фирмы EFKON AG;
  • SE 5000 Exact фирмы Stoneridge Electronics;
  • SmarTach производства фирмы Actia (этот прибор сертификат на соответствие правилу «одной минуты» не получил).