«Они спасают жизни»

Тест-драйв грузовиков с АКП Allison

Станислав Протасов
В ноябре 2011 г. состоялась поездка группы журналистов, целью которой являлось знакомство с работой автоматических коробок передач (АКП) компании Allison Transmission, Inc. Специалисты московского представительства компании провели семинар и предоставили возможность представителям СМИ принять участие в тест-драйве грузовых и специальных автомобилей в каменном карьере в Швеции.
Пожарные автомобили с АКП Allison
В учебном центре пожарных «Густавсон»
 
 
Машины на тест-драйве, все оснащены АКП Allison
Volvo FH16 600 с кабиной Globetrotter XXL
Серпантин в карьере – один из участков тест-драйва
Машина-подъемник также оснащена АКП Allison
 
 
Пожарные автомобили на станции г. Бурос

Личные впечатления от процесса управления грузовиками с АКП, как всегда, превосходные: грузовики легко преодолевали подъем, начинали движение на подъеме и выполняли «раскачку». Это уже не первое мое знакомство с АКП Allison (см. «ОС» № 8, 2009 г.).

В чем же технические преимущества АКП Allison применительно к специфике использования на грузовых и специальных автомобилях?

Основным достоинством АКП является наличие в конструкции гидродинамического трансформатора (ГДТ). В гидротрансформаторе крутящий момент, который подводится от двигателя, может увеличиваться пропорционально разнице между частотами вращения насосного и турбинного колес (в АКП Allison – до 4 раз), причем плавно и бесступенчато, без механических ударов, поскольку передача крутящего момента происходит через жидкость. ГДТ позволяет переключать передачи без разрыва потока мощности в отличие от КП других типов, а также исключить из трансмиссии раздаточную коробку. Наличие планетарных передач в конструкции обеспечивает большое число ступеней и больший диапазон передаточных отношений по сравнению с механической КП. Благодаря ГДТ полностью груженный или порожний автомобиль способен легко начинать движение, в том числе на скользкой поверхности и на подъеме, выполняя это лучше, чем грузовик с роботизированной, а тем более с механической КП. При преодолении труднопроходимого участка пути благодаря упомянутой выше возможности переключения передач без разрыва потока мощности и плавного изменения крутящего момента в широком диапазоне проходимость автомобиля с АКП гораздо выше, чем автомобилей с КП других типов.

Как нас уверили, мифом является и «недостаточная динамика» АКП. Благодаря возможности блокировки ГДТ, многократному увеличению крутящего момента даже на малых оборотах двигателя, переключению передач без разрыва потока мощности и специально подобранной программе электронного управления грузовик с АКП Allison превосходит по динамике разгона грузовики с роботизированной и механической КП.

За счет улучшения динамики существенно повышается производительность городских автомобилей – развозных грузовиков, мусоровозов и т. п. Известен случай, когда в результате перехода на АКП Allison парк городских автомобилей удалось сократить со 120 до 105 единиц, так как автомобили успевали обслужить больше «точек».

Важным преимуществом АКП (как, впрочем, и роботизированной КП) является ее нечувствительность к квалификации водителя. Для управления многоступенчатой механической КП требуется немалый опыт, а ошибки водителя выльются в дорогостоящий ремонт современного грузовика. АКП попросту не даст водителю совершить ошибку. Если же у водителя есть достаточный опыт, он может переключить АКП Allison в ручной режим переключения передач.

В составе электронной системы управления АКП имеется небольшое число датчиков – гораздо меньше, чем в системе управления роботизированной КП, что повышает надежность АКП.

Allison Transmission разработала систему диагностики Prognostics для автоматических трансмиссий. Трансмиссии Allison оборудуют системой Prognostics с июля 2008 г. Система указывает: уровень (в литрах) и состояние масла (в % от срока службы) в АКП, состояние фильтра путем измерения перепада давления в нем и состояние АКП – необходимость проведения очередного ТО. Система отслеживает такие параметры работы трансмиссии, как время работы, скорость вращения и частота переключений, и по ним рассчитывает сроки замены масла и проведения ТО.

Распространено мнение, что автоматические трансмиссии менее экономичны из-за неизбежного «проскальзывания» колес в гидротрансформаторе относительно друг друга. Чтобы преодолеть этот недостаток, существует функция блокировки ГДТ на «неэкономичных» режимах (обычно это малые обороты двигателя), при которой крутящий момент передается напрямую с двигателя в механическую часть КП, и проскальзывания не происходит.

Также считается, что АКП не позволяет выполнить такой прием, как «раскачивание» автомобиля, т. е. движение с быстрой сменой направления вперед-назад, которое применяется для освобождения транспортного средства, застрявшего в грязи или дорожной выбоине. В АКП старой конструкции от быстрой смены направления движения могли разрушиться колеса ГДТ. В современных АКП Allison этот недостаток преодолен, имеется даже функция «раскачивание». Более того, компания утверждает, что раскачка с помощью АКП Allison выполняется быстрее, чем с механической КП, и без всякого вреда для АКП.

Одним из сомнений, высказываемых потребителями, является более высокая стоимость в эксплуатации АКП, в частности, за счет большего объема масла по сравнению с роботизированной и механической КП. Однако, как нас заверили представители Allison Transmission, при использовании синтетического масла интервал замены увеличивается до 120 000 км в самых тяжелых условиях, а при благоприятных условиях может быть увеличен до 480 000 км!

Масса АКП также несколько выше, чем роботизированной и механической КП, за счет наличия массивного ГДТ, большего объема масла и охладителя. По словам представителей фирмы, превышение по массе в масштабах многотонного грузовика не столь уж значительно. Стоимость АКП также выше, чем роботизированной КП.

Грузовик с АКП Allison невозможно завести «с толкача», только на военных грузовиках устанавливаются специальные системы, позволяющие это сделать. Однако вопреки распространенному мнению буксировать автомобиль с АКП Allison можно, но только с небольшой скоростью и на небольшие расстояния.

Достоинства АКП Allison широко известны и признаны: Allison Transmission сотрудничает более чем с 250 ведущими производителями автомобилей, автобусов и спецтехники по всему миру.

Пожарные автомобили

Тест-драйв проходил на автомобилях Volvo и Scania разного типа: развозной фургон, пожарный автомобиль, самосвал, автомобиль с установкой типа Multilift и др. В частности, в тест-драйве принимал участие 4-осный седельный тягач Volvo FH16 600 с кабиной Globetrotter XXL. Автомобили в такой комплектации в Россию пока не поступали. Кабина Globetrotter XXL разработана в Австралии. По сравнению с версией XL ее ширина и высота остались без изменений, а длина увеличена на 300 мм. Уровень комфорта, эргономики и безопасности в этой кабине значительно увеличен.

На этот раз основное внимание было уделено использованию АКП Allison на пожарных автомобилях. И это не случайно: в Швеции все вновь поступающие в пожарную охрану автомобили оснащены АКП Allison, и по мере списания старых спецавтомобилей весь автопарк пожарной охраны постепенно будет оснащен именно этими агрегатами.

Важно, что рассказывали о преимуществах АКП Allison на пожарных машинах не представители фирмы, а конечные потребители – пожарные, простые парни из шведского городка Бурос, что близ Гётеборга.

Даже в Швеции порой возникают ситуации, когда проходимость автомобиля, обеспеченная АКП Allison, выручает пожарных и позволяет выполнить задачу: например, преодолеть глубокий снег, проехать по скользкой глинистой поверхности и т. п. В экстренной ситуации даже непрофессиональный водитель сумеет управлять машиной с АКП. Возможность плавно регулировать крутящий момент на колесах помогает тяжелому пожарному грузовику маневрировать в тесных дворах, чтобы занять наиболее удобное для работы положение. От работы пожарных зачастую зависят жизни людей, и в такой ситуации экономия на трансмиссии была бы безнравственной. К тому же АКП Allison очень надежны и долговечны, а выезжать пожарному автомобилю приходится не столь уж часто, поэтому, единожды вложившись в АКП Allison, пожарные обеспечивают себе удобство и безотказность в работе на многие годы.

Как сказал Леннарт Халлфорс, начальник центра обучения пожарных в г. Бурос: «Причина выбора АКП Allison проста – они спасают жизни людей».

 
 

Hydra-Matic

На заре своего существования АКП использовались не только для легковых автомобилей, но и для тяжелой техники, в том числе военной. Факт примечательный с точки зрения доверия к «автоматам».

Общепризнанные первые автоматические гидравлические коробки передач, ставшие прообразом современных АКП, под названием Hydra-Matic Drive впервые появились в начале 1939 г. на автомобилях Oldsmobile концерна GM. В то время подобные системы называли «автоматическими безопасными трансмиссиями» (Automatic Safety Transmission – AST), потому что водителю не надо было переключать одной рукой передачи, он мог обеими руками держать руль.

АКП Hydra-Matic представляла собой два последовательно расположенных двухступенчатых планетарных редуктора (см. рис.), позволяющих получить четыре передачи, и планетарный ряд заднего хода. Вместо сцепления использовалась гидромуфта, что было революционным преимуществом данной АКП. В автомобиле не было педали сцепления.

Эта же трансмиссия использовалась на американских танках в годы Второй мировой войны (12,7-тонном M-3 Stuart и 15-тонном M-5 Stuart VI). За годы войны конструкторам GM удалось устранить многие недостатки первых «гражданских» АКП Hydra-Matic.

В тот же период гидравлические или вакуум-гидравлические АКП Maibach использовались на тяжелых немецких грузовиках Bussing, а также танках Т-III и T-VI. Немецкая система требовала от водителя выбора момента переключения передач, тогда как Hydra-Matic обеспечивала полную автоматизацию переключения передач.