Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Scania R113 380
Хорош на первый взгляд. Давайте еще раз убедимся
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители

Время мини-погрузчиков JCB

Леонид Малютин
Парад погрузчиков нового поколения
Преимущества вертикального подъема
Шлейф навесного оборудования
Сборочная линия мини-погрузчиков
Колесный погрузчик с захватом для бревен
Газонокосильщик
Гусеничный погрузчик обрезает подлесок
Скорость экскаватора-погрузчика НМЕЕ до 88 км/ч
Колесный погрузчик с фрезой
Гусеничный погрузчик в роли бульдозера
Колесный погрузчик с траншеекопателем
Завод JCB в Саванне

В начале ноября JCB собрала на конференцию специализированную прессу из Северной Америки и Европы, поводом для которой послужил пуск производства нового поколения мини-погрузчиков за заводе компании в Саванне, шт. Джорджия (США). С 1998 г. и до недавнего времени завод выпускал для североамериканского рынка экскаваторы-погрузчики и мини-погрузчики, а также экскаваторы-погрузчики HMEE для инженерных войск США и стран НАТО. В этом году JCB приняла новую производственную и дистрибьюторскую стратегию и, вложив $40 млн., перепрофилировала завод, на который теперь возложено производство только мини-погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков НМЕЕ. Развернутое крупномасштабное производство мини-погрузчиков мощностью 2000 ед. в год должно обеспечить потребности глобального рынка. Из Саванны компания намерена отправлять мини-погрузчики во все страны, в том числе в Россию. Важное значение для такого стратегического положения имеет морской порт – это позволит использовать контейнерные перевозки и снизить издержки на логистику.

Если абстрагироваться от продукции военного назначения, то завод в Саванне стал узкоспециализированным. И поскольку у JCB нет других заводов в Северной Америке (в отличие от английского производственного кластера), все американское производство компании приобрело узкую, монопродуктовую специализацию. Преимущества специализации общеизвестны – экономия на масштабах производства, т. е. минимальные издержки на единицу продукции, плюс к тому большие объемы и высокое качество. Обратная сторона специализации – потери диверсификации и гибкости производства. При резком падении спроса трудно удержать производство одного продукта на уровне рентабельности. Спасательный круг в виде других продуктов потерян, перепрофилирование теряет смысл из-за больших затрат, дешевле производство закрыть.

Компания ожидает многого от специализации. JCB стала номером один в сегментах экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков. Теперь компания, входящая в первую пятерку мировых поставщиков строительной техники, жаждет стать лидером в сегменте мини-погрузчиков. Амбициозная цель подвигла JCB пойти на некоторый риск и некоторые жертвы – закрыть производство мини-погрузчиков в Англии, а экскаваторов-погрузчиков в США. Опыт предыдущих лет показывает, что JCB умеет рисковать и пока не ошибалась в своих прогнозах. И каждое рискованное, затратное предприятие, будь то разработка и производство собственного двигателя, покупка Vibromax или строительство завода в Китае, давало весомые результаты и в долгосрочной перспективе увеличивало рыночную долю компании. JCB постепенно перебралась из первой десятки ведущих мировых поставщиков строительной техники в первую пятерку. Не стоит забывать, что JCB оказалась единственной компанией, которая предугадала и подготовилась к финансовому кризису благодаря тому, что она полностью частная и вся тяжесть решений и ответственности лежит на одном человеке – Энтони Бамфорде. JCB – не акционерное общество с распыленным на миллионы акций капиталом, сиречь долговыми обязательствами, с безответственным менеджментом, гоняющимся за «капитализацией», «доходом на акцию» и прочими химерами в угоду биржевым спекулянтам. Компания не берет в долг у финансовых организаций, ведет развитие за счет собственных средств и не получает помощи от правительства Объединенного Королевства. В общем, компании сильно повезло с управляющим.

Так почему JCB выбрала именно Северную Америку и именно мини-погрузчики? Северная Америка, точнее США и Канада, была и остается крупнейшим рынком строительной техники в целом и мини-погрузчиков в частности. JCB оценивает емкость глобального рынка строительной техники в 100 тыс. ед. на сумму $4,2 млрд. Из них на Северную Америку приходится 42 тыс. ед. на сумму $2 млрд. Присутствовать на таком рынке жизненно важно для компании международного масштаба. Далее, 95% всех мини-погрузчиков производят на территории США и 60% рынка мини-погрузчиков приходятся на Северную Америку, а также 42% всей строительной техники, продаваемой в Северной Америке, приходится на мини-погрузчики. Емкость североамериканского рынка мини-погрузчиков и навесного оборудования к ним оценивается в $1,5 млрд., а сам рынок делится на следующие сегменты – 31% ландшафтные работы, 20% сельское хозяйство, 20% рынок аренды, 6% земляные работы, 3% дорожное строительство, 3% бетонные работы, оставшиеся 17% – это прочие виды деятельности. Есть за что бороться, и острие удара JCB направлено на главного конкурента – основателя мини-погрузочного движения и его бессменного пока лидера Bobcat.

Чем JCB собирается брать искушенного американского (и не только) потребителя? Прежде всего – отличием мини-погрузчиков JCB от техники Bobcat и его многочисленных клонов. У JCB моноблочная стрела, расположенная справа от кабины, а вход в кабину соответственно слева с уровня земли. Насколько это удобно, безопасно и функционально, пользователи мини-погрузчиков прекрасно представляют. Попробуйте проникнуть в кабину погрузчика с двухбалочной стрелой и входом спереди, преодолев простой, незамысловатый ковш. В сухую ясную погоду не так-то просто. А зимой? А если вместо ковша навешена фреза или что-нибудь еще побольше? Упражнение приобретает характер экстрима с риском повредить ноги и прочие части тела. А если проделывать это много раз в день? Кроме того, у погрузчика JCB лучше обзор: суммарно он составляет 270° против 165° у погрузчика с двумя ограничивающими обзор балками стрелы. Моноблочная стрела также позволяет устанавливать более просторную, а значит, более комфортабельную кабину. По дотошным подсчетам, она на 33% больше, чем у конкурентов.

JCB открыла для себя моноблочную стрелу еще в 1950 г., использовав ее на обычном тракторе. В 1977-м начали производство телескопических погрузчиков с моноблочной стрелой, а в 1993 г. – мини-погрузчиков. Вилочные погрузчики Teletruk также пользуются преимуществами моноблочной телескопической стрелы. Сейчас компания идет дальше в развитии моноблочной стрелы.

Завод в Саванне начал производство мини-погрузчиков нового поколения, оснащенных не просто моноблочной стрелой, а стрелой с вертикальным подъемом, получившей даже имя собственное – PowerBoom. Это ответ на требование рынка. 70% рынка приходится на мини-погрузчики именно с вертикальным подъемом. Их преимущество в том, что ковш движется по траектории, близкой к вертикальной прямой. Его проще контролировать, а в верхней точке ковш находится на том же вылете, что и внизу, и это дает оператору больше возможностей, упрощает работу и повышает ее безопасность.

Bobcat поддерживает самый широкий в отрасли модельный ряд. JCB намерена оспорить его лидерство по этому пункту. Сегодня в новое поколение погрузчиков JCB входят 7 моделей – колесные погрузчики с бортовым поворотом моделей 260, 280, 300 и 330 грузоподъемностью 1179, 1271, 1360 и 1476 кг и гусеничные погрузчики моделей 260T, 300T, 320T грузоподъемностью 1179, 1361 и 1452 кг. И это только начало, в дальнейшем линейка разрастется до 18 моделей, которые покроют 97% потребностей рынка. Компания вплотную занялась и такой важной составляющей рынка мини-погрузчиков, как навесное оборудование. В настоящий момент набрали номенклатуру из 30 видов навесок для земляных, ландшафтных, сельскохозяйственных, погрузочных и строительных работ, и эта номенклатура будет расширяться.

И, наконец, такой важнейший фактор, как цена. Техника JCB никогда не была дешевой, но это обстоятельство решили исправить за счет масштаба производства и конструктивных особенностей нового поколения погрузчиков. У нового поколения на 25% меньше деталей, чем у предыдущего поколения погрузчиков Robot, на 50% меньше резьбовых соединений, на 25% меньше соединений гидравлики, а на производство погрузчика уходит на 35% меньше времени. Надо добавить, что главный конкурент дал JCB фору в цене. Корейский пивной конгломерат Doosan, перекупивший компанию Bobcat у Ingersoll Rand, поднял цены на погрузчики. Так что у JCB есть реальный шанс обойти конкурента.

Отмечу также, что погрузчики JCB оснащены собственными двигателями JCB Dieselmax, отвечающими действующим экологическим требованиям. При этом двигатели на 16% экономичнее, чем в среднем по рынку в данном диапазоне мощности 60...90 кВт. В начале 2010 г. компания представила двигатель, подготовленный к будущим экологическим нормам Stage IIIB/ Tier 4 interim, так что переход на следующие нормы пройдет без потрясений.

Почему-то не возникает сомнений, что у JCB все получится. Все хорошо подготовлено, и время выбрано удачное. Рынок растет, хотя и неспешно, конкуренты самоуспокоились после кризиса и морально не готовы к острой борьбе. Так что грядет время мини-погрузчиков JCB.

ФИРМА Мини-погрузчик JCB
Леонид Малютин Основные Средства 12'2010 14 декабря 2010

Комментарии (0)