«Дни открытых дверей» на TCM

Протасов С. И.
Уникальный в мировой практике кран TCM грузоподъемностью 200 т на серийном автомобильном шасси Astra
Уникальный в мировой практике кран TCM грузоподъемностью 200 т на серийном автомобильном шасси Astra
Изготовление стрелы крана TCM
Изготовление стрелы крана TCM
Оголовок стрелы с изменяемым углом установки
Оголовок стрелы с изменяемым углом установки
Телескопирование стрелы с грузом в горизонтальном положении
Телескопирование стрелы с грузом в горизонтальном положении
Военный кран TCM — многофункциональная машина
Военный кран TCM — многофункциональная машина
Сварочные швы — качество говорит само за себя
Сварочные швы — качество говорит само за себя
Все рабочие на заводе TCM имеют очень высокую квалификацию
Все рабочие на заводе TCM имеют очень высокую квалификацию
TCM продолжает выпускать эвакуаторы
TCM продолжает выпускать эвакуаторы

В конце марта на заводе кранов компании TCM srl., что в г. Термоли на юге Италии, прошли Дни открытых дверей, на которые был приглашен главный редактор журнала «Основные Средства». Руководство компании предоставило гостям полную возможность ознакомиться с организацией производства на этом всемирно известном предприятии.

Уникальные конструкции TCM

Только истинные шедевры могут быть такими простыми с виду» – эти слова приходят на ум, когда знакомишься с заводом.. И действительно, в компании всего около ста работников, из них 6 инженеров-конструкторов. И такой небольшой коллектив создает поистине уникальные машины.

Все конструкции – собственная разработка компании, причем многие абсолютно уникальны, не имеют аналогов в мире. Вот лишь несколько примеров: TCM – единственная в мире компания, разработавшая и изготавливающая краны грузоподъемностью до 200 т (при вылете 2,5 м от центра опорно-поворотного устройства – ОПУ) на серийных автомобильных шасси шириной 2,5 м. Причем конструкция не привязана к шасси определенной марки, а по желанию заказчика может быть установлена на любую подходящую базу. Подчеркну, что минимальная ширина спецшасси, изготавливаемых другими производителями, составляет 2,75 м. Насколько это непростая задача, можно оценить хотя бы по тому, что в нашей стране имеется ряд заводов с полноценными инженерными КБ, и крановых НИИ, опыт производства насчитывает многие десятки лет, а недавнее освоение производства 50-тонных кранов считается большим достижением. Кранов грузоподъемностью более 100 т вообще пока никто не делает.

Сделать такой технический прорыв компании TCM позволило прежде всего смелое конструкторское решение превратить опорную раму в поворотно-выдвижные опоры, которые закреплены на центральной жесткой раме, ненамного превосходящей габарит опорно-поворотного устройства. Новаторское для автокранов решение не позволяет усилиям «разгуливать» на опорной раме, на раме нет лишних узлов. Крановые установки, в том числе большой грузоподъемности, почти полностью вписываются в габарит шасси, и нагрузки на ось автомобиля не превышают требований к грузовому транспорту при движении по дорогам общего пользования.

Как автокраны TCM, так и гусеничные краны TCM имеют звездообразные выносные опоры (опоры с радиальным открытием), управляемые из кабины крановщика и с левого и правого бортов ходовой рамы. Такая конструкция опор позволяет получить более широкий и устойчивый опорный контур.

Шасси для кранов повышенной проходимости с колесной формулой 4х4х4 разрабатывают и собирают на заводе TCM. Двигатели для шасси также могут применяться разные: обычно это моторы IVECO, но по желанию заказчика могут быть установлены Mercedes, Cummins и др. Гидромеханическая трансмиссия оснащается ретардером, это также «изюминка» TCM и практически не встречается на других кранах данного типа.

Компания выпускает также ряд кранов на гусеничной ходовой части, в основном с гидравлически изменяемой шириной колеи, которую поставляет солидная итальянская компания TracMec srl (входит в BAUER Group).

Краны TCM повышенной проходимости грузоподъемностью до 75 т и гусеничные краны TCM грузоподъемностью до 70 т также имеют габаритную ширину 2,5 м.

Все металлоконструкции машин TCM изготавливаются из шведской стали Weldox. Стрелы кранов TCM собирают из 5-гранных полукоробов, которые приобретают у стороннего поставщика. Это рационально при небольшом объеме производства на предприятии. Форма сечения стрелы – восьмигранник с двумя «впадинами» в месте сварных швов – просчитана инженерами TCM: именно такая форма оптимальна по величине и распределению напряжений. Что же касается знаменитого сечения «овоид», то эта форма оптимальна именно при той конструкции стрелы и расположении подъемного цилиндра, которое применяется у кранов Liebherr и им подобных, но не для конструкции TCM.

О качестве стрел и гидросистемы свидетельствует тот факт, что краны TCM единственные в мире способны телескопировать стрелу с грузом в горизонтальном положении на полную длину, например, у крана грузоподъемностью 200 т груз массой 1,1 т телескопируется в горизонтальном положении на расстояние 24,5 м! Только у кранов TCM на стрелу может устанавливаться гидромолот и другое гидрооборудование, давления в контуре достаточно для работы. Оголовок стрелы может устанавливаться под тремя различными углами: 0°; 32,5°и 65° для увеличения рабочей высоты приблизительно на 1 м и уменьшения габаритов стрелы в ширину примерно на 80 см, такая конструкция дает возможность выполнять крановые операции, проводя стрелу над мостовыми кранами в цеховых помещениях. А трехсекционный гидравлический гусек с независимым телескопированием секций, управляемый из кабины крановщика, позволяет выполнять уникальные операции, недоступные кранам других производителей. TCM благодаря таким возможностям удачно работает в нише так называемых «тоннельных» кранов, т. е. кранов для работы в помещениях небольшой высоты: в тоннелях, под мостами и т. п.

Насколько своеобразные и жесткие требования к военной технике, всем известно. TCM производит 40- и 50-тонные краны для армий НАТО. Эти многофункциональные машины кроме собственно крановых операций способны выполнять функции тягача и аварийного транспортера-эвакуатора неисправной техники. Машины с успехом эксплуатируются в различных горячих точках.

Конечно, ряд комплектующих компания TCM покупает у сторонних поставщиков – мосты, гидравлическое оборудование, лебедки и др. Причем, особенно подчеркивалось: китайские, турецкие и т. п. комплектующие не используются, а только самые лучшие по качеству и надежности проверенные европейские бренды. Но так делают все компании в мире, это нормальная современная практика.

Многие зарубежные и российские производители спецтехники в свою очередь закупают комплектующие у TCM – стрелы, гидравлическое оборудование.

Организация производства TCM

Мне приходилось бывать на десятках предприятий во многих странах. Часто процесс производства окружают завесой секретности: запрещают фотографировать, водят только в строго ограниченные зоны производства, постоянно повторяют пытливым журналистам: «На этот вопрос мы вам не можем ответить». Совсем иначе все происходило на заводе TCM. Ходить можно было где угодно, фотографировать все, что понравится. С организацией производства TCM мне удалось ознакомиться довольно подробно.

Производство TCM начинается с заготовительных операций – из листового металла выкраивают заготовки для крановых конструкций, из труб – для гидроцилиндров.

Все сварочные операции выполняют вручную, для накладки длинных швов используется передвижной держатель. Весь «секрет» качества – в высокой квалификации рабочих. Сварочные швы исключительно ровные и аккуратные, внешний вид отличный, словно работу выполнял электронный автомат.

Каждый рабочий умеет читать чертежи и отчасти выступает в роли и технолога, и мастера ОТК. Все детали помечаются личным клеймом рабочего, поэтому выявить виновника брака, если таковой случится, можно легко.

Каждую стрелу, все секции изготавливает один мастер по чертежам, подготовленным КБ завода TCM в зависимости от типоразмера и назначения крана.

То же и на участке гидравлической аппаратуры. Детали вытачиваются на станках с ЧПУ или вручную рабочими очень высокой квалификации.

Интересная деталь: жидкость в гидросистему нового крана TCM заправляется без предварительной промывки системы и очистки жидкости внешней фильтрующей установкой. Как уверяли нас работники завода TCM, культура производства настолько высока, что двух фильтров в гидросистеме достаточно, чтобы задержать то небольшое количество загрязнений, что остается в системе после сборки. Первое ТО с заменой гидравлической жидкости и фильтров выполняется через 500 моточасов работы.

По отзывам работников компании «Русбизнесавто», никаких серьезных жалоб на неисправности гидравлической аппаратуры ни на одном проданном в России кране TCM еще не было. Это самое красноречивое свидетельство качества изготовления.

Контроль качества на заводе TCM

В который раз я с удивлением убеждаюсь, что в небольших европейских компаниях практически нет собственной службы контроля качества. За качеством изготовления следят сами рабочие, поскольку в случае брака виновный обязательно выявляется и серьезно наказывается, а качество поступающих от поставщиков комплектующих проверяется по… сертификатам! Документы Евросоюза в отличие от многих российских сертификатов, как оказывается, реально работают и действительно удостоверяют уровень качества деталей. Вот и в TCM srl испытательной лаборатории нет, и служба качества занимается проверкой сертификатов поступающих комплектующих. Результат – практически ни одного случая брака, как уверяли меня в компании TCM.

ФИРМА СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран TCM
Протасов С. И. Основные Средства 05'2010 26 апреля 2010

Комментарии (0)