ТВЭКС на пути диверсификации

Новая разработка – войсковой экскаватор на шасси КамАЗ
Кабина для Галичского кранового завода
Сварка стрелы в кондукторе
Сборка кабин
Экскаватор, принятый в ремонт
Ремонт будут вести на конвейере
Укрупненный машинокомплект для Белоруссии
Отремонтированный экскаватор внешне не отличается от нового

Падение спроса на строительную технику, с одной стороны, больно бьет по машиностроительным предприятиям, а с другой – стимулирует их осваивать новые виды деятельности, расширять предложение сопутствующими услугами. Этот путь выбрал и Тверской экскаваторный завод. Сегодня завод, вложив в 2007–2008 гг. значительные средства в производство, обновление станочного парка и совершенствование технологий, может гибко регулировать производственную программу, подстраиваясь под требования рынка, и диверсифицировать продуктовый портфель новыми услугами по ремонту, приему старой техники в зачет новой (trade-in) и крупноузловой сборки. Это дает возможность, пусть не в полной мере, загрузить производство и дать людям работу, что для Твери имеет большое социальное значение.

Ремонт – основной пункт программы. Завод предлагает две схемы ремонта. Первая – это агрегатный ремонт с вывозом узла к заказчику и монтаж или силами специалистов завода, или силами заказчика. Прежде всего к заказчику выезжает заводская бригада. Расходы на выезд минимальные, только чтобы окупить командировочные. Бригада составляет дефектовочную ведомость, калькуляцию и согласовывает их с заказчиком, после чего узлы и агрегаты снимают с экскаватора и доставляют на завод для ремонта или в обмен на восстановленные или новые. Четыре выездные бригады завода обслуживают Центральный федеральный округ. Предстоит создать в регионах систему ремонта на базе дилеров и ремзаводов по технологиям, предлагаемым Тверским заводом.

Вторая схема – ремонт экскаватора непосредственно на заводе. Преимущество этого метода в том, что в этом случае соблюдаются те же технические условия, что и при производстве новой машины. Объем ремонта также согласовывают с заказчиком. Заказчик, кроме того, может решить, что какие-то узлы, например двигатель, ремонтировать не надо. В этом случае завод дает гарантию не полностью на машину, а лишь на восстановленные узлы. Отремонтированный экскаватор проходит испытания по той же программе, что и новые машины, и после окраски приобретает вид нового.

Завод восстанавливает рабочее оборудование, поворотную платформу, раму шасси, мосты и ходовую часть, гидроцилиндры, гидрораспределитель, центральный коллектор. Изношенное или поврежденное ОПУ заменяют на новое. У рабочего оборудования наибольшему износу подвержены шарниры, которые подчас забывают смазывать. В настоящее время завод предлагает новую услугу – монтаж централизованной системы смазки. Кроме того, на ремонтируемый экскаватор можно установить новые, современные узлы и системы. В числе таких систем электронное управление регулятором для минского двигателя. Эта энергосберегающая система экономит топлива до 7 л/машино-ч, или до 33%, поскольку увязывает работу двигателя с нагрузкой.

Для двигателя и гидронасоса предприятие предлагает полную замену. Минские дизели широко распространены, на них нет дефицита запчастей, и многие предприятия ремонтируют их самостоятельно. Ремонтом гидроаппаратуры «ПСМ-Гидравлика», Bosch Rexroth и др. занимаются фирменные сервисные центры и специализированные предприятия, и Тверской завод не видит необходимости вникать в сложный капитальный ремонт агрегатов.

Ремонт – новое направление для завода, всегда работавшего по технологиям серийного производства, а потому предстоит многое сделать по детальной разработке технологий его проведения – методов восстановления ремонтных размеров, ремкомплектов и т. д., так чтобы было быстро и технологично, и экономично. Исследование дефектов также открывает возможности по совершенствованию серийной продукции.

Trade-in – второй пункт программы, тесно связанный с ремонтом. Смысл услуги хорошо понятен. При покупке новой машины стоимость старой, сданной заводу, принимается в зачет. Пока этой услугой мало кто пользуется. В основном потому, что ждут преференций со стороны правительства на закупку новой техники. Несомненно одно: будущее у этой программы есть.

Какие же есть нюансы в предлагаемой Тверским заводом программе trade-in. С 1999 г. завод выпускает экскаваторы серии ЕК. Эти экскаваторы будут принимать по программе trade-in, восстанавливать и предлагать на вторичном рынке. Также восстановленный ЕК можно будет приобрести у завода в обмен на старый с доплатой. Цены обещают очень демократичные.

Принимают и старые экскаваторы серии ЭО, причем выпущенные не только Тверским заводом. Экскаваторы этой серии восстанавливать не будут, они пойдут на переплавку. Возможно, какие-то узлы с них снимут для ремонтного фонда экскаваторов этой серии, которых еще остается много в эксплуатации. Привлекательность акции в том, что за счет сданного металлолома покупатель нового экскаватора экономит до 30% стоимости.

Сборка. Завод предлагает предприятиям организацию сборочных производств, в первую очередь предприятиям стран ближнего зарубежья – Казахстана, Узбекистана и др. Уже начали работать с Белоруссией. Цель этой акции – повысить привлекательность тверской техники при участии в тендерах. Предприятие-партнер будет собирать экскаваторы под совместным брендом со значительной степенью локализации, которая удовлетворит требования государственных торгов. Название белорусского партнера пока не разглашают, но работа идет полным ходом, и завод готовит к отгрузке партию укрупненных машинокомплектов. Белорусский партнер станет заниматься продажами экскаваторов, гарантийным ремонтом, сервисом и продажей запчастей. Этот опыт завод намерен распространить и на Узбекистан и Казахстан, где много строят и есть подходящие производственные мощности. Тверской завод разработал образец сборочного производства со стандартизированными рабочими местами, позволяющего собирать один экскаватор в день, чего достаточно для любой из этих стран.

Поставки машинокомплектов стали для завода стимулом для улучшения качества собственного производства. Раньше завод мог позволить себе заниматься доводкой собранной машины, но теперь этого делать нельзя. Машина, собранная партнером-сборщиком, должна быть полностью функциональна без каких-либо доводок. Завод работает над улучшением качества и уже исключил 90% операций по доводке.

ОАО «ТВЭКС» не только поставляет  машинокомплекты партнеру-сборщику, но и само становится сборщиком. Так, достигнуто соглашение с тем же белорусским предприятием о сборке экскаваторов-планировщиков, причем со временем локализация может достигнуть 100%. Проведены переговоры с Бобруйским заводом запасных частей, на который Минский тракторный передал производство легких тракторов мощностью 32, 35 и 62 л.с. Бобруйский завод согласился передавать в Тверь машинокомплекты этих тракторов на привлекательных условиях. В перспективе ТВЭКС станет брать в Белоруссии только трансмиссию, а остальные компоненты – у российских предприятий. Кабины будут изготавливать сами и, более того, поставлять их в Белоруссию.

ОАО «ТВЭКС» работает, хотя и сокращенным составом и поддерживает ежемесячный выпуск на уровне 50 экскаваторов. Сейчас завод выполняет крупный заказ Узбекистана на поставку экскаваторов ЕК-20, работает над заказом Минобороны РФ, в частности над экскаватором на шасси КамАЗ. Ведутся испытания новых модификаций экскаваторов. А развитие услуг по ремонту, trade-in и сборочные производства и за рубежом, и на своей площадке позволят загрузить мощности, обеспечить работой персонал, приобрести новый опыт, развить технологии, повысить качество.