А начиналось все с мастерской ( Клинцовский автокрановый завод )

С. Протасов



Памятник первому автокрану АК-75, изготовленному на заводе в 1962 г.

Перспективный гусеничный кран

На новом прессе будут изготавливать профилированные детали стрел

Сварочные тракторы, позволяющие изготавливать детали из отечественных и импортных высокопрочных сталей



Клинцовскому автокрановому заводу 27 сентября исполнилось 80 лет. В нашей стране солидный возраст предприятия не является залогом успеха. Мы знаем немало заводов и с более длинной историей, которые в одночасье исчезли в «лихие» перестроечные годы. Есть и совсем молодые фирмы, в основном из числа торгующих полезными ископаемыми, буквально купающиеся в богатстве.
Клинцовский завод в день юбилея представил гостям выставку серийных и перспективных моделей автокранов. Предприятие входит в тройку лидеров отрасли по России, ему принадлежат 15% рынка. Это впечатляет и внушает уважение.

О заводе
Начинался завод в далеком 1928-м с механической мастерской, которая затем занялась ремонтом сельхозтехники. Исторические перемены 1990-х годов больно ударили по производству, однако начиная с момента прихода на завод новой молодой команды руководителей в 2000 г. четко обозначилась тенденция выхода завода из кризиса. С 2001-го по 2007 г. производство увеличилось с 241 до 1003 крана. Ежегодный прирост в среднем был около 60%! За последние несколько лет объем инвестиций в здания, оборудование, технологии составил около 140 млн. руб. В настоящее время у завода нет внешних задолжностей. Стратегическая линия развития предприятия – расширение номенклатуры продукции, улучшение качества, а также гарантийного и послегарантийного сопровождения продукции и снабжения запчастями.

Борьба за качество
В борьбе за повышение качества продукции заводчане используют все возможности: это и система входного контроля, и применение импортных комплектующих. Например, краны теперь комплектуют итальянской гидравликой – и сразу снизилось число отказов до долей процента, в гарантийный же период неисправности практически сведены к нулю.
Конечно, предприятие стремится повысить качество изготовления. При этом огромное значение имеет качество швов сварных деталей, поэтому применяются импортные сварочные аппараты ведущих мировых фирм. В производстве применяется сварочная оснастка, это обеспечивает высокую точность деталей стрел – слабого звена многих отечественных кранов
В ближайших планах – создание современного высокотехнологичного производства кранов. В этом году построен новый цех площадью 1000 кв.м. Здесь будет комплекс по изготовлению металлоконструкций. Закуплен и смонтирован немецкий тандемный гибочный пресс EHT Variopress 500 для изготовления гнутых профилей – деталей стрел, обеспечивающий высокую точность изготовления. Производительность пресса рассчитана на программу выпуска 100 кранов в месяц. Здесь же будет располагаться оборудование прецизионной резки металлических заготовок.
При окраске для повышения качества и достижения гарантированной толщины покрытия применяют установки безвоздушного распыления.
На заводе недавно построили новый модуль для предпродажной подготовки кранов. С использованием системы трехступенчатой очистки и контроля чистоты рабочей жидкости у всех 100% машин проводят очистку гидравлической жидкости и заменяют фильтроэлементы. Эта система дала колоссальный эффект – число отказов резко сократилось.
Специалисты завода пришли к выводу, что повышение качества путем одних только контрольных мер – малоперспективный путь. Широко применяется способ профилактики неисправностей. Заводские специалисты изучают случаи отказов кранов в эксплуатации, проводят исследования по наработке на отказ. По результатам исследований вносятся изменения в конструкцию и технологию их изготовления. На испытательном полигоне проводят динамические и статические испытания, настройку приборов и оборудования каждого крана в течение примерно 6,5…7 ч.
Неотъемлемой частью общей системы качества является и система гарантийного и послегарантийного обслуживания. Сейчас у предприятия, как уверяют заводчане, самая широкая из кранопроизводителей сервисная сеть из 28 партнеров. Один из них находится в Белоруссии, четыре – в Казахстане. Большое внимание уделяется снабжению запасными частями. Заводчане поставили себе целью добиться, чтобы в течение трех дней любая запчасть доставлялась клиенту, где бы он ни находился. На заводском складе есть фонд запчастей на 12 млн. руб.
Электронные спутниковые системы – принадлежность и показатель качества самых передовых дорожно-строительных машин. С 1 сентября этого года 100% кранов, выпускаемых заводом, комплектуют спутниковой системой охраны, которая также позволяет проводить мониторинг местонахождения и работы крана.

Продукция
Завод серийно выпускает 12 моделей кранов грузоподъемностью (г/п) 16…25 т на шасси КамАЗ, МАЗ и «Урал». Краны г/п 25 т наиболее популярны у потребителей. По результатам 2007 г. их доля составляла 68% рынка, а по итогам первого полугодия 2008 г. – уже 71%! Выпускаются четыре модели на полноприводных и обычных шасси. Проведена глубокая модернизация 25-тонных моделей – к концу года планируется начало производства моделей 25-тонных кранов на импортных шасси – Ford Cargo и Hyundai, оснащенных 24-метровой легкой стрелой из гнутого профиля, обеспечивающей еще более выгодные грузовысотные характеристики крана.
Монополия Клинцовского завода – 20-тонники. Они весьма популярны у потребителей, потому что стоят значительно меньше, чем 25-тонные, а за счет легкой стрелы с выдвижением с помощью полиспаста их грузовысотные характеристики очень близки к характеристикам 25-тонников.
Краны г/п 16 т вторые по востребованности на рынке, их доля 11%. Клинцовский завод выпускает четыре модели таких кранов на полноприводных и обычных шасси. В прошлом году завод приостановил их выпуск в пользу 25-тонных кранов, однако, учитывая пожелания покупателей, в этом году принято решение производство возобновить.
В настоящее время возобновляется производство кранов г/п 15 т на шасси КамАЗ с двухсекционной стрелой длиной 14 м. Это простой и доступный по цене, как теперь говорят, «бюджетный» кран. Доля кранов этой грузоподъемности небольшая – всего 2% рынка автокранов, но спрос на них стабилен. Серийное изготовление и продажи начнутся с октября этого года.
Предлагаемый Клинцами 40-тонный кран по техническим характеристикам не имеет аналогов в России. Благодаря легкой и прочной стреле длиной 34 м из гнутого профиля его грузовысотные характеристики приближаются к показателям 50-тонных кранов. Кран изготовлен на обычном, серийном шасси КамАЗ-6540. Цена – гораздо более низкая, чем у 50-тонных кранов, – является важным конкурентным преимуществом этой машины. Серийное производство крана начнется в будущем году.
Очень скоро Клинцовского автокранового завода… больше не будет: предприятие приступает к производству гусеничных кранов и чисто автокрановым считаться уже не сможет. С гусеничным краном, созданным в сотрудничестве с немецкими конструкторами, завод вступает в принципиально новую для себя рыночную нишу. Первая модель, с которой завод выходит на рынок в будущем году, это RDK-36 г/п 36 т. Кран имеет уникальные характеристики: длина стрелы 40 м, длина маневрового гуська 20 м. По грузовому моменту этот кран значительно превосходит однотипные отечественные краны. Привод гибридный дизель-электрический, гидравлический от дизельного двигателя или от электросети. Гусеничный ход производства известной итальянской фирмы Bonfiglioli S.p.A. Колея может расширяться до 4,5 м путем раздвижения гусениц гидроцилиндрами без вывешивания машины, на ходу. Привод гусеничного хода бесступенчатый. Кран способен перемещаться с грузом массой 10 т на крюке. Он самостоятельно устанавливает противовесы, а также складывается в транспортное положение. Кран будут комплектовать агрегатами разных марок по желанию покупателей.


С. Протасов Основные Средства 11'2008 22 мая 2009

Комментарии (0)