Любимое детище Хасана Бозкурта

С. Протасов

Хасан Бозкурт, миллионер и владелец Hidromek – улыбчивый и скромный человек

В сборочных цехах чистота и порядок

Рычаг переключения передач на рулевой колонке

НМК 300LC

Гидравлические шланги проложены внутри стрелы экскаватора и защищены от повреждений

Проверить температуру гидравлической жидкости легко – указатель выведен на раму машины

НМК 200W-2

НМК 102S

Турция встретила группу журналистов из России жарким вечером и дружескими улыбками – менеджеры отдела экспорта были радушны. Но самой обаятельной улыбкой покорил нас Хасан Бозкурт – генеральный директор, основатель и единоличный владелец компании Hidromek.

История компании
Владелец одного из ведущих машиностроительных предприятий Турции, которому принадлежит более 30% местного рынка экскаваторов-погрузчиков и гидравлических экскаваторов, оказался простым и радушным человеком. Со стороны никто из нас не сказал бы, что это миллионер и владелец фирмы, экспортирующей машины в 50 стран. И это не только внешнее впечатление. Как рассказали нам работники компании, Хасан Бозкурт действительно очень простой в обращении и скромный в быту человек, прямой и честный. Скромно одетый, с небольшим портфелем он похож на инженера среднего звена, кем и был 30 лет назад, когда в 1978 г. ушел из дорожно-строительной компании и открыл небольшую мастерскую по ремонту гидравлических компонентов для строительных машин. Новое предприятие получило немудреное, но запоминающееся название – Hidromek. Здесь был налажен выпуск навесных орудий для переоборудования сельскохозяйственных тракторов в экскаваторы-погрузчики. Под энергичным руководством г-на Бозкурта предприятие успешно развивалось, в 1986 г. был открыт первый завод в Анкаре, а 1989-м выпущен экскаватор-погрузчик собственной конструкции HMK 80, ставший первым оригинальным экскаватором-погрузчиком, произведенным в Турции!
Шло время, компания разрасталась, и в 1996 г. на окраине Анкары построили завод по производству массивных сварных стальных деталей и новое здание главной штаб-квартиры. В 2001 г. компания открыла новый завод по сборке экскаваторов-погрузчиков в портовом городе Измир в свободной экономической зоне. В 2006-м открылся новый завод по сборке гусеничных и колесных экскаваторов в Анкаре.
Хочу подчеркнуть: компания развивалась, не торгуя нефтью или газом, а разрабатывая собственные конструкции и выпуская сложные строительные машины. И за это честь и хвала турецким менеджерам и инженерам. Побольше бы и нам в России таких компаний!
По сравнению с некоторыми западноевропейскими и американскими компаниями Hidromek существует и развивается недолго, всего 30 лет, но результаты впечатляющие.

Промплощадки
На сегодняшний день производственные мощности компании включают в себя:
• в Анкаре – заводы по производству массивных сварных стальных деталей для экскаваторов-погрузчиков и экскаваторов, завод по сборке гидравлических экскаваторов, центр послепродажного обслуживания, запчастей и обучения;
в Измире – завод и новая промплощадка по сборке экскаваторов-погрузчиков.
Общее число работников компании – 940.
Сам Хасан Бозкурт является генеральным директором всех заводов компании, возглавляют же заводы начальники производства. Оба сына г-на Бозкурта также работают в компании: один в отделе продаж в главном офисе в Анкаре, а второй в представительстве в Испании.

Производство
Мы посетили все заводы Hidromek. Производство организовано на высоком техническом уровне: используются новые современные станки с ЧПУ, в частности установки газо- и водоплазменной резки, лазерной резки металла, новейшие гибочные станки. Кроме ручной сварки применяются сварочные роботы, и качество сварных швов очень хорошее. В цехах чисто, эффективно работает вентиляция.
Проблему кадров компания решает успешно: приглашают специалистов-рабочих с предприятий автомобильной промышленности, которая хорошо развита в Турции. Зарплата рабочих на уровне автомобилестроительных предприятий. При компании открыто техническое училище, в котором три года учатся подростки после средней школы в возрасте 13…16 лет в режиме полдня работа, полдня учеба.
Годовой план производства составляется на основании заказов дилеров, его ежеквартально пересматривают и корректируют.
Несмотря на внешнюю простоту система контроля качества на заводах Hidromek достаточно эффективна. Во-первых, комплектующие закупают только у лучших по качеству надежных компаний. Контроль качества деталей собственного производства осуществляют в основном сами рабочие – каждый на своем рабочем месте, на своей операции. Фамилии исполнителей фиксируют в контрольной карточке, которая прикладывается к изделию. По завершении сборки машины проверяют на площадке для испытаний в течение 5 часов. В карточке указывают все замеченные недостатки. После устранения недостатков машину проверяют еще раз, и лишь после этого она считается готовой к отгрузке. Вот только один пример уровня качества: при годовом выпуске 2500 экскаваторов-погрузчиков за последний год отмечены существенные дефекты всего на трех машинах. Это же подтверждают и российские дилеры – у продукции Hidromek устойчивая репутация прочных и надежных машин.

Продукция
Конструкция машин полностью разработана инженерами Hidromek без использования каких-либо лицензий или ноу-хау других фирм. Техническая документация выполняется в соответствии со стандартом ISO 9001.В конструкторском отделе работают 35 человек – есть бюро экскаваторов-погрузчиков и бюро экскаваторов. Благодаря широкому использованию компьютерных программ расчета прочности деталей и 3D-проектирования небольшому коллективу инженеров удается в сжатые сроки разрабатывать отдельные агрегаты и целые машины. Как нам рассказали, срок разработки новой кабины для экскаватора-погрузчика – 18…20 месяцев, модернизации уже спроектированной кабины – около двух месяцев.
Основные узлы и агрегаты приобретают у лучших турецких и европейских производителей. Соотношение турецких и иностранных комплектующих в конструкции машин примерно 50 на 50:
двигатели Perkins (Великобритания), Mitsubishi (Япония);
мосты и трансмиссия ITL (экскаваторы-погрузчики; мосты производят в Турции и применяю на машинах JCB и Hidromek);
стандартная трансмиссия экскаватора-погрузчика PowerShift 4x4, автоматически переключается на 4x2 для экономии топлива;
для экскаваторов мосты и трансмиссия NAF и ZF (Германия);
гидрораспределитель Husco International Ltd. (Великобритания);
гидронасосы David Brown;
тормозная система Carlisle и Bosch Rexroth (Германия);
рулевое управление Danfoss (Дания);
гидравлические шланги, фитинги и трубопроводы Europower (Великобритания) и Alfa S.p.A. (Италия);
Некоторые ответственные детали для ковшей изготавливают из высокопрочной листовой стали очень высокого качества Hardox 400 производства Швеции.
В настоящее время Hidromek производит две модели экскаваторов-погрузчиков серии Maestro: • НМК 102В (4х4), неравноколесная модель; • НМК 102S (4х4х4), равноколесная модель, а также три модели экскваторов: • НМК 200W колесный массой 21,6 т, • НМК 220LC гусеничный массой 22,3 т, • НМК 300 LC гусеничный, 30,5 т.
В ближайших планах компании освоение новых моделей – 14- и 16-тонных колесных экскаваторов и 36-тонных гусеничных экскаваторов. Уже испытывается опытный образец – 16-тонный колесный экскаватор НМК 160W, который может появиться на европейском рынке к концу этого года.
В стандартную комплектацию экскаваторов-погрузчиков входит система «возврата к копанию», радио-СD-проигрыватель, 20-дюймовые передние колеса, иммобилайзер и также «плавающая» система выравнивания ковша.
Для экскаваторов-погрузчиков имеются опции: вилы, снежный отвал, различные ковши, гидравлический бур и гидромолот, сиденье на пневмоподвеске, джойстик управления, кондиционер. У гидравлических экскаваторов кондиционер входит в базовую комплектацию.

Экспорт
Правильно выбранные наиболее востребованные на рынке типоразмеры машин это лишь один несложный, но беспроигрышный «секрет» успеха техники Hidromek. В компании считают, что важнейшим элементом маркетинга являются не только доступная цена, отличное качество и надежность машин, но и высокий уровень послепродажного обслуживания и снабжения клиентов запчастями. По-видимому, в этом сказался длительный опыт работы Хасана Бозкурта в дорожно-строительной компании, где он на практике узнал, как дорого обходится каждый час простоя техники. И постоянный рост внутренних и экспортных продаж машин компании – наглядное доказательство успешной маркетинговой политики Hidromek.
В центре послепродажного обслуживания Hidromek в Анкаре на складе всегда находится до 97% наименований запчастей для машин Hidromek. Такой же уровень обслуживания клиентов и снабжения запчастями компания стремиться обеспечить на зарубежных рынках.
В настоящее время Hidromek сосредоточился на экспорте экскаваторов-погрузчиков и экскаваторов по всему миру и продолжает работать над расширением сети своих представительств и торговых предприятий.
В 1998 г. компания сертифицирована по нормам ISO 9001, что стало очередным признанием высокого качества продукции и повысило возможности экспорта ее машин за границу. В 2007-м объем экспорта Hidromek (в финансовом выражении) впервые превысил продажи на внутреннем рынке. В 2008 г. эта тенденция продолжилась. Динамика развития экспорта весьма красноречива. В 2003 г. было экспортировано всего около 150 ед. техники, в 2008 г., по прогнозам, объем экспорта увеличится в 10 раз.
Hidromek в числе пятидесяти лучших турецких компаний, работающих на мировом рынке, которые удостоились чести войти в государственную программу поддержки экспорта Turquality. По этой программе компании получают государственную поддержку для развития экспортного производства и маркетинга. Можно не сомневаться, что Хасан Бозкурт использует государственную помощь с максимальной пользой для развития семейной фирмы.
Чтобы расширить присутствие на уже освоенных рынках и проникнуть на новые, компания участвует в самых крупных мировых выставках строительных машин: «СТТ» (Россия), INTERMAT (Франция), Kielce (Польша), CONEXPO (США), SMOPYC (Испания), выставка в Алма-Ате (Казахстан). На выставке BAUMA 2007 Hidromek представила новую разработку – экскаватор-погрузчик Hi-Concept, оборудованный кабиной нового дизайна, более эргономичной и комфортной.

Планы в России
Российский рынок очень привлекает компанию Hidromek по ряду причин. Турция расположена от России довольно близко и удобно с точки зрения транспортировки, что позволяет турецким товарам успешно конкурировать с продукцией других стран, а машины Hidromek обладают рядом достоинств, позволяющим им набирать популярность на российском рынке. Цена их ниже, чем западных аналогов, а качество и надежность весьма высокие. Одна из особенностей эксплуатации техники в России – холодные зимы. По отзывам дилеров, в России пока никто из клиентов на пусковые качества машин Hidromek не жаловался. До –40 ºС техника надежно заводится даже без предпускового подогревателя, хотя во многом пусковые качества зависят в том числе от качества топлива. Фирменная политика компании Hidromek – обеспечить высококачественное послепродажное обслуживание клиентов и постоянное наличие на своих складах и складах дилеров до 97% ассортимента запчастей. Менеджеры Hidromek уверяют, что в случае, если нужной запчасти отсутствует на складе в России, любому клиенту компании необходимое вышлют в течение суток срочной доставкой (самолетом). Действительно, по договору компании «Техстройконтракт» с Hidromek любые запчасти немедленно доставляют из Турции, в том числе срочной курьерской почтой. Нам привели такой пример: при выходе из строя на экскаваторе-погрузчике гарантийной коробки передач новую КП доставили из Турции за сутки!
В России пользуются спросом экскаваторы-погрузчики с телескопическими стрелами, и Hidromek без ограничений поставляет машины именно в такой комплектации. Наиболее значительный прогресс в поставках машин Hidromek в Россию произошел в 2007 г., когда количество продаж в единицах техники выросло в 7,5 раза по сравнению с 2006 г. В компании расчитывают, что этот бурный рост продолжится хотя бы еще несколько лет. Ожидается, что в 2008 г. по объему продаж техники Hidromek российский рынок выйдет на первое место, опередив болгарский и испанский рынки. Хасан Бозкурт сказал в разговоре с журналистами, что собирается открыть в России филиал компании со складом запчастей и сборочное производство техники.


Редакция благодарит компанию «Техстройконтракт» за предоставленную возможность посетить предприятия Hidromek.

С. Протасов Основные Средства 10'2008 19 мая 2009

Комментарии (1)

Вадим Васильевич г.Иркутск
Второй раз с 10г. сталкиваюсь с тем что у диллеров в Москве нет в наличае запасных частей срок поставки 30 - 70 дней<br />
в сезон караул просто
28 июня 2011 – 19:26 Ответить