Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 11
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
 8
Hardox. Разберемся спокойно
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»

Caterpillar в России. Итоги 2007 года

Л. Малютин

Под занавес года 11 декабря корпорация Caterpillar в лице директора по развитию Сергея Фоменко провела пресс-конференцию по итогам 2007 г. и планам на 2008 г. Итоги впечатляющие, планов громадье. В прошедшем году фантастически выросло потребление строительной, дорожно-строительной и горной техники в России, Казахстане и других странах СНГ.

Темпы роста – 52...58%, это многократно превышает рост на стабильных рынках, где 4...8% считается нормой. По прогнозам, рост продолжится до 2012/2013 г., после чего динамика выровняется с рынками развитых стран с темпом роста 3...4%. В Caterpillar полагают, что в ближайшие лет восемь, а может, и 12 лет движение России будет поступательным.

Какую же структуру выстроила Caterpillar на 1/6 части суши? По делению корпорации в эту маркетинговую зону входят страны бывшего СССР, кроме стран Балтии и Молдовы, которые включены в другой маркетинговый регион, плюс Монголия. Здесь работает пять российских компаний со 100%-ным капиталом Caterpillar и персоналом около тысячи человек. Главная – это маркетинговая компания Caterpillar CIS, SSL, действующая с 1973 г., со штаб-квартирой в Москве. Там же филиал, ответственный за западные регионы СНГ. Есть филиалы в Алма-Ате, Новосибирске и Хабаровске, они помогают сгладить проблемы удаленности, границ и часовых поясов. Маркетинговая компания отвечает за развитие и координацию бизнеса Caterpillar на всей этой обширной территории. В ее задачи входит развитие и поддержка дилерской сети и планирование производства, т. е. чтобы заводы производили технику в том количестве, модельном составе и в то время, что необходимо заказчикам.

Финансовая компания Caterpillar Finance LLC учреждена в 2002 г. в Москве. Ее задача – предложить заказчикам финансовые инструменты с тем, чтобы снизить бремя на их бюджет. Это в основном, на 90%, лизинговые операции и в некоторой степени факторинг.

Логистическая компания Caterpillar CIS Logistics, LLC с 2004 г. предоставляет логистические услуги подразделениям Caterpillar в России и партнерам.

Четвертая компания – это запущенный летом 2007 г. склад запасных частей Caterpillar RFDC, LLC в Чёрной Грязи для снабжения дилеров корпорации запасными частями и поддержания неснижаемого остатка. Особенность склада в том, что он входит в глобальную систему снабжения запчастями и комплектующими корпорации. Запас на складе является частью глобального запаса запчастей, и он поддерживается автоматически, т. е. если запчасть отгрузили потребителю, то система управления инициализирует процедуру по восполнению запаса. Если какой-то детали не оказалось в наличии, то система ищет по всему миру, находит и автоматически отправляет по месту назначения. Самой большой проблемой при организации склада было совместить глобальную корпоративную систему управления с российской бухгалтерией.

Пятая компания – завод Caterpillar Tosno LLC, запущенный в 1999 г. Завод производит металлоконструкции для сборочных производств в Гослисе (Бельгия) и Гренобле (Франция).

Из знаменательных для Caterpillar событий в России и СНГ в 2007 г. С. Фоменко прежде всего отметил открытие склада, что означает переход в снабжении запасными частями на новый качественный уровень. Развивается дилерская сеть, а это непростая задача. Сложно обеспечить ее рост теми же темпами, что и рынка. Дилеры – самостоятельные компании, у них есть свои акционеры, и когда речь заходит о реинвестировании, с акционерами возникает сложная дискуссия. В Caterpillar горды тем, что дилеры понимают сложность ситуации и необходимость массированных инвестиций. После бурного роста рынка примерно до 2012/2013 г. темпы спадут. Этот период, по образному выражению С. Фоменко, как спортивная дистанция. Сегодня все – Caterpillar, Komatsu, «Промтрактор», Terex – на одной линии. Кто лучше сработает, тот и получит значимую долю рынка, базу для дальнейшего успеха. Гораздо важней добиться этого вначале, чем отвоевывать долю, когда рынок стабилизируется.

Сегодня у Caterpillar 16 дилерских компаний, где работают около 3000 сотрудников, но эта цифра относительная: идет интенсивный набор новых специалистов и их обучение. Подавляющая часть дилеров предлагают полный спектр услуг, как и дилеры в западных странах. Не все, поскольку дилеры, например, в Армении и Азербайджане очень молоды – им полтора года и не хватает сил, чтобы действовать в полном объеме.

В 2007 г. корпорация совместно с дилерами смогла почти полностью удовлетворить запросы рынка. По сравнению c 2006 г. поставки оборудования в стоимостном выражении выросли на 70%, а запасных частей – на 40% во многом благодаря складу в Чёрной Грязи. Запчасти теперь доступней, и заказчики стали отказываться от «серых» поставщиков, предпочитая оригинальные комплектующие.

Успешно развивается маркетинг и продвижение продуктов. Так, на выставке «СТТ-2007» был презентован трубоукладчик 587R, и заказчики столь позитивно приняли новую модель, что все машины, которые в 2007 г. только запланировали в производство, уже получили владельцев. Есть успехи в продвижении автогрейдеров благодаря развитию дорожного строительства. В Caterpillar решено сохранить производство простых моделей, с которыми заказчики из удаленных регионов не боялись бы работать. Рекордных результатов достигли в продвижении бульдозеров, особенно в поставках 20- и 50-тонных D6R и D9T. Здесь подействовал как высокий спрос, так и инновации в их конструкции, в частности, ходовая часть SystemOne.

За прошедший год обновили и расширили линейку больших фронтальных погрузчиков, запустив в серию новое поколение К и новую модель 993К. Отвечая на резкий всплеск активности в дорожном строительстве, обновили линейку дорожно-строительных машин – в начале этого года можно заказывать асфальтовые и грунтовые катки новой серии, колесный асфальтоукладчик АР300 и укладчик на резиновых гусеницах АР655D. Транспортная скорость обоих – 20 км/ч. К началу 2008 г. 80...90% модельного ряда катков полностью обновят. Катки подготовлены к монтажу системы AccuGrade для определения местонахождения катка и степени уплотнения грунта/ покрытия. Причем опыт оператора не имеет значения и значительно упрощен контроль: руководитель может контролировать ход работ по компьютерной распечатке.

Запустили новую линейку бульдозеров малой серии D3K, D4K, D5K с ходовой SystemOne и шестиоперационным отвалом, а также новое поколение автогрейдеров серии М с абсолютно иной концепцией управления с помощью многофункциональных джойстиков. Главное достоинство этой системы – возможность быстро обучить оператора. Запущена новая серия F самосвалов грузоподъемностью 35...75 т.

В этом году Caterpillar отметит 35-летие деятельности в России и СНГ. Кроме торжественного празднования корпорация планирует дальнейший рост дилерской сети в полтора раза как по численности работников, так и по числу филиалов, складов, сервисных машин. Производственные мощности готовят к увеличению поставок машин и оборудования по меньшей мере на 80%. Планируется внедрение программы REMAN – капитального ремонта агрегатов на специализированных заводах корпорации в Европе. Специфика внедрения этой программы в России заключается в сложном документообороте. В отличие от европейских стран обезличивания агрегатов не будет.

Caterpillar не отказалась от планов сборки машин в Тосно. Завод строили именно в расчете на сборку экскаваторов массой 20...30 т и бульдозеров массой 19...20 т, но после 1998 г. планы пришлось на ходу менять и переориентироваться на выпуск комплектующих. Сейчас реализация первоначальных планов зависит от того, как справятся с локализацией. Пока даже Ford не сумел выполнить графика локализации. Причина – в нестабильном качестве продукции российских поставщиков. Расходы на входной контроль оказались много выше ожидаемых. Но есть надежда на позитивные перемены в отношении российских бизнесменов к бизнесу, поэтому преждевременно строить конкретные планы по сборке. Возможно, что в 2008 г. выпустят несколько сотен единиц техники, а первую машину смогут показать где-то в середине лета.

В сегментах тяжелых бульдозеров и тяжелых экскаваторов массой от 50 до 90 т Caterpillar наверняка займет лидирующее положение. Есть предложения изменить ситуацию с незаслуженно забытыми скреперами. В 2007 г. в Россию продали шесть скреперов, и они работают на рекультивации земель и демонстрируют высокую эффективность. В 2008-м хотят завезти демонстрационные машины, чтобы поддержать это начинание.

Л. Малютин Основные Средства 01'2008 30 июня 2008

Комментарии (0)