4
Всё дело в базе
Обзор короткобазных кранов
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин

Caterpillar в России. Итоги 2007 года

Л. Малютин

Под занавес года 11 декабря корпорация Caterpillar в лице директора по развитию Сергея Фоменко провела пресс-конференцию по итогам 2007 г. и планам на 2008 г. Итоги впечатляющие, планов громадье. В прошедшем году фантастически выросло потребление строительной, дорожно-строительной и горной техники в России, Казахстане и других странах СНГ.

Темпы роста – 52...58%, это многократно превышает рост на стабильных рынках, где 4...8% считается нормой. По прогнозам, рост продолжится до 2012/2013 г., после чего динамика выровняется с рынками развитых стран с темпом роста 3...4%. В Caterpillar полагают, что в ближайшие лет восемь, а может, и 12 лет движение России будет поступательным.

Какую же структуру выстроила Caterpillar на 1/6 части суши? По делению корпорации в эту маркетинговую зону входят страны бывшего СССР, кроме стран Балтии и Молдовы, которые включены в другой маркетинговый регион, плюс Монголия. Здесь работает пять российских компаний со 100%-ным капиталом Caterpillar и персоналом около тысячи человек. Главная – это маркетинговая компания Caterpillar CIS, SSL, действующая с 1973 г., со штаб-квартирой в Москве. Там же филиал, ответственный за западные регионы СНГ. Есть филиалы в Алма-Ате, Новосибирске и Хабаровске, они помогают сгладить проблемы удаленности, границ и часовых поясов. Маркетинговая компания отвечает за развитие и координацию бизнеса Caterpillar на всей этой обширной территории. В ее задачи входит развитие и поддержка дилерской сети и планирование производства, т. е. чтобы заводы производили технику в том количестве, модельном составе и в то время, что необходимо заказчикам.

Финансовая компания Caterpillar Finance LLC учреждена в 2002 г. в Москве. Ее задача – предложить заказчикам финансовые инструменты с тем, чтобы снизить бремя на их бюджет. Это в основном, на 90%, лизинговые операции и в некоторой степени факторинг.

Логистическая компания Caterpillar CIS Logistics, LLC с 2004 г. предоставляет логистические услуги подразделениям Caterpillar в России и партнерам.

Четвертая компания – это запущенный летом 2007 г. склад запасных частей Caterpillar RFDC, LLC в Чёрной Грязи для снабжения дилеров корпорации запасными частями и поддержания неснижаемого остатка. Особенность склада в том, что он входит в глобальную систему снабжения запчастями и комплектующими корпорации. Запас на складе является частью глобального запаса запчастей, и он поддерживается автоматически, т. е. если запчасть отгрузили потребителю, то система управления инициализирует процедуру по восполнению запаса. Если какой-то детали не оказалось в наличии, то система ищет по всему миру, находит и автоматически отправляет по месту назначения. Самой большой проблемой при организации склада было совместить глобальную корпоративную систему управления с российской бухгалтерией.

Пятая компания – завод Caterpillar Tosno LLC, запущенный в 1999 г. Завод производит металлоконструкции для сборочных производств в Гослисе (Бельгия) и Гренобле (Франция).

Из знаменательных для Caterpillar событий в России и СНГ в 2007 г. С. Фоменко прежде всего отметил открытие склада, что означает переход в снабжении запасными частями на новый качественный уровень. Развивается дилерская сеть, а это непростая задача. Сложно обеспечить ее рост теми же темпами, что и рынка. Дилеры – самостоятельные компании, у них есть свои акционеры, и когда речь заходит о реинвестировании, с акционерами возникает сложная дискуссия. В Caterpillar горды тем, что дилеры понимают сложность ситуации и необходимость массированных инвестиций. После бурного роста рынка примерно до 2012/2013 г. темпы спадут. Этот период, по образному выражению С. Фоменко, как спортивная дистанция. Сегодня все – Caterpillar, Komatsu, «Промтрактор», Terex – на одной линии. Кто лучше сработает, тот и получит значимую долю рынка, базу для дальнейшего успеха. Гораздо важней добиться этого вначале, чем отвоевывать долю, когда рынок стабилизируется.

Сегодня у Caterpillar 16 дилерских компаний, где работают около 3000 сотрудников, но эта цифра относительная: идет интенсивный набор новых специалистов и их обучение. Подавляющая часть дилеров предлагают полный спектр услуг, как и дилеры в западных странах. Не все, поскольку дилеры, например, в Армении и Азербайджане очень молоды – им полтора года и не хватает сил, чтобы действовать в полном объеме.

В 2007 г. корпорация совместно с дилерами смогла почти полностью удовлетворить запросы рынка. По сравнению c 2006 г. поставки оборудования в стоимостном выражении выросли на 70%, а запасных частей – на 40% во многом благодаря складу в Чёрной Грязи. Запчасти теперь доступней, и заказчики стали отказываться от «серых» поставщиков, предпочитая оригинальные комплектующие.

Успешно развивается маркетинг и продвижение продуктов. Так, на выставке «СТТ-2007» был презентован трубоукладчик 587R, и заказчики столь позитивно приняли новую модель, что все машины, которые в 2007 г. только запланировали в производство, уже получили владельцев. Есть успехи в продвижении автогрейдеров благодаря развитию дорожного строительства. В Caterpillar решено сохранить производство простых моделей, с которыми заказчики из удаленных регионов не боялись бы работать. Рекордных результатов достигли в продвижении бульдозеров, особенно в поставках 20- и 50-тонных D6R и D9T. Здесь подействовал как высокий спрос, так и инновации в их конструкции, в частности, ходовая часть SystemOne.

За прошедший год обновили и расширили линейку больших фронтальных погрузчиков, запустив в серию новое поколение К и новую модель 993К. Отвечая на резкий всплеск активности в дорожном строительстве, обновили линейку дорожно-строительных машин – в начале этого года можно заказывать асфальтовые и грунтовые катки новой серии, колесный асфальтоукладчик АР300 и укладчик на резиновых гусеницах АР655D. Транспортная скорость обоих – 20 км/ч. К началу 2008 г. 80...90% модельного ряда катков полностью обновят. Катки подготовлены к монтажу системы AccuGrade для определения местонахождения катка и степени уплотнения грунта/ покрытия. Причем опыт оператора не имеет значения и значительно упрощен контроль: руководитель может контролировать ход работ по компьютерной распечатке.

Запустили новую линейку бульдозеров малой серии D3K, D4K, D5K с ходовой SystemOne и шестиоперационным отвалом, а также новое поколение автогрейдеров серии М с абсолютно иной концепцией управления с помощью многофункциональных джойстиков. Главное достоинство этой системы – возможность быстро обучить оператора. Запущена новая серия F самосвалов грузоподъемностью 35...75 т.

В этом году Caterpillar отметит 35-летие деятельности в России и СНГ. Кроме торжественного празднования корпорация планирует дальнейший рост дилерской сети в полтора раза как по численности работников, так и по числу филиалов, складов, сервисных машин. Производственные мощности готовят к увеличению поставок машин и оборудования по меньшей мере на 80%. Планируется внедрение программы REMAN – капитального ремонта агрегатов на специализированных заводах корпорации в Европе. Специфика внедрения этой программы в России заключается в сложном документообороте. В отличие от европейских стран обезличивания агрегатов не будет.

Caterpillar не отказалась от планов сборки машин в Тосно. Завод строили именно в расчете на сборку экскаваторов массой 20...30 т и бульдозеров массой 19...20 т, но после 1998 г. планы пришлось на ходу менять и переориентироваться на выпуск комплектующих. Сейчас реализация первоначальных планов зависит от того, как справятся с локализацией. Пока даже Ford не сумел выполнить графика локализации. Причина – в нестабильном качестве продукции российских поставщиков. Расходы на входной контроль оказались много выше ожидаемых. Но есть надежда на позитивные перемены в отношении российских бизнесменов к бизнесу, поэтому преждевременно строить конкретные планы по сборке. Возможно, что в 2008 г. выпустят несколько сотен единиц техники, а первую машину смогут показать где-то в середине лета.

В сегментах тяжелых бульдозеров и тяжелых экскаваторов массой от 50 до 90 т Caterpillar наверняка займет лидирующее положение. Есть предложения изменить ситуацию с незаслуженно забытыми скреперами. В 2007 г. в Россию продали шесть скреперов, и они работают на рекультивации земель и демонстрируют высокую эффективность. В 2008-м хотят завезти демонстрационные машины, чтобы поддержать это начинание.

Л. Малютин Основные Средства 01'2008 30 июня 2008

Комментарии (0)