Минский моторный завод: темпа не потеряем!

С. Протасов

С 1 января 2010 г. в России должны войти в силу экологические нормы Euro 4. Прежде всего этим нормам должны удовлетворять двигатели дорожных автомобилей и автобусов. Моторостроители стран СНГ уже готовятся к новым условиям. О разработке двигателя ЯМЗ-534 уровня Euro 4 недавно объявил Ярославский моторный завод, а 9 ноября на Минском моторном заводе (УП »ММЗ») состоялась презентация автомобильного дизельного двигателя нового поколения Д-249 Euro 4. Четырехцилиндровый дизель рабочим объемом 4,75 л полностью разработан заводскими конструкторами. По габаритным размерам и массе двигатель близок к предшествующей серийной модели Д-245.

С этого конвейера уже сходят дизели Euro 3,
а через два года пойдут Euro 4

Ключевую роль в уменьшении токсичности выхлопа играет процесс сгорания в двигателе, поэтому конструкция Д-249 полностью отличается от предыдущих моделей: в головке цилиндров по четыре клапана на цилиндр, форсунки расположены в центре камеры сгорания вертикально по оси цилиндров. Расчетная мощность двигателя 140 кВт (190 л.с.), но в конструкцию заложена возможность форсировки: повышена жесткость блока цилиндров, применено галерейное охлаждение поршня, увеличены диаметры коренных и шатунных шеек коленчатого вала.

Топливная система аккумуляторного типа (Common Rail) с электронным управлением и максимальным давлением впрыска 180 МПа поставляется компанией Bosсh. Коленчатый вал кованый, выполнен за одно целое с восемью противовесами. Блок газораспределительных шестерен расположен в задней части двигателя для снижения крутильных колебаний коленчатого вала (влияющих на фазы газораспределения) и уровня шума. Имеется автоматический натяжитель поликлинового ремня.

Вот он – новый Д-249 Euro 4, герой праздника

Работа над двигателем еще не завершена. Перед минскими моторостроителями стоит целый ряд проблем. Надо найти партнера, способного изготавливать чугунные отливки: головки блока и блоки цилиндров. Опытные образцы Д-249 (в этом году – два, в следующем году – еще шесть) пока комплектуют деталями, отлитыми по заказу в ФРГ. Предстоит провести доводочные, а затем и эксплуатационные испытания, сертифицировать двигатель в России. Имея восемь экспериментальных образцов, сделать это будет непросто. В последнем квартале 2009 г. уже должно быть освоено серийное производство нового двигателя. Какая из технологий снижения токсичности выхлопа – рециркуляция (EGR) или каталитическая нейтрализация с мочевиной (AdBlue) – будет применяться, пока не определено, в значительной степени это будет зависеть от покупателей.

Минский моторный завод успешно преодолевает трудности, работает и развивается. Немалую помощь в этом оказывает государство. В 2007 г. будет произведено около 135 тыс. двигателей – уровень «советского» времени 20-летней давности. В Россию поставляется 52% всех двигателей, и подавляющее большинство – автомобильные. Предприятие работает только по предварительным заявкам: каждый дизель имеет конкретного заказчика и изготавливается в соответствии с его пожеланиями.

Навесные агрегаты нового двигателя скомпонованы очень плотно

Как известно, с 1 января 2008 г. в РФ вступают в силу нормы Euro 3 (дорожные автомобили и автобусы) и Stage 3/ Tier 3A (тракторы, комбайны), поэтому инженерами ММЗ были модернизированы двигатели Д-245 и Д-260, а с ноября начинается серийный выпуск этих 4- и 6-цилиндровых двигателей, соответствующих экологическим нормам 2008 г. В ноябре будет выпущено 100 дизелей, массовый выпуск развернется после Нового года.

Чтобы соответствовать нормам токсичности, двигатели оборудуют топливной аппаратурой ЯЗДА «Компакт 40» или типа Common Rail с электронным управлением Bosch. Сборка электроники требует более высокого уровня квалификации и культуры производства, поэтому администрацию сборочного цеха в ближайшие месяцы не ждет легкая жизнь.

И, наконец, главный вопрос: кому отдадут предпочтение крупнейшие покупатели двигателей Горьковский автозавод и российские автобусные заводы – ЯМЗ-534 или белорусскому двигателю? Белорусы исполнены оптимизма.