Украинский фронтальный погрузчик? Это реально!

Н. Протасов, фото автора

17 августа состоялась презентация пуска украинского завода «ПетроНик». Событие это уникальное для украинской экономики. Это первый прецедент, когда достаточно сложную дорожную технику пусть не производят, но собирают в стране. Завод сегодня работает по сборке в формате SKD, или, оперируя юридическими терминами, осуществляет «сборку готовых машино-комплектов на территории Украины без изменения страны происхождения».

Украинская компания «МегаТехноМаркет» тесно связана с идеей создания предприятия «ПетроНик». Раньше на украинском рынке дорожной техники практически не были представлены китайские производители, а ТД «МегаТехноМаркет» едва ли не первая украинская компания, торгующая китайской техникой для дорожно-строительного комплекса. Спрос на нее в Украине огромен, ведь по числу карьеров и шахт, где ведется добыча открытым способом, страна занимает одно из первых мест в Европе. Так, в Украину завезено в 2004 г. фронтальных погрузчиков (а именно их собирает «ПетроНик») 241 шт., в 2005-м – 424 погрузчика, в 2006 г. – 1050, за первый месяц 2007 г. – 100 ед.

Именно ТД «МегаТехноМаркет» (фото 1), предлагая на продажу образцы техники, таким образом проводит маркетинговые исследования рынка. На территории «ПетроНика» был представлен полнооборотный гидравлический экскаватор китайского производства из китайских комплектующих: компактный маневренный, с колесной базой 2150 мм, шириной колеи 1750 мм, укомплектованный грейдерным отвалом 1950335 мм, с ковшом 0,22 м3. Двигатель очень напоминает первые двигатели МТЗ, а коробка передач – таковую на ГАЗ-51. Экскаватор позволяет вынимать грунт на расстоянии по горизонтали до 5930 мм и в глубину до 3040 мм, высота выгрузки – 3780 мм. Эта техника широко используется для прокладки труб небольшого диаметра, кабелей, рытья небольших котлованов. ТД «МегаТехноМаркет» предусмотрел и систему сервисного обслуживания предлагаемой техники, создан штат ремонтников, на всю технику дается гарантия 12 месяцев, или 1500 мото-ч. Экскаваторы комплектуют небольшим ЗИПом, а ремонтная служба продавца оперативно устранит поломку, но, по словам работников сервисной службы, пока нареканий у потребителей нет, а работают экскаваторы около года.

Фото 1.

Рядом был представлен образец более мощного экскаватора с ковшом 0,5 м3, двигателем мощностью 52 кВт при 2300 мин-1 с турбонаддувом, усиленным шасси. Мощный грейдерный отвал позволяет подготовить себе площадку, засыпать траншею, да и в целом возможности этой машины выше.

Представители ТД «МегаТехноМаркет» продемонстрировали оригинальные автокраны, полностью собранные из китайских комплектующих. Двигатель шасси – одноцилиндровый дизель в 20 л.с., аутригеры выставляют вручную, максимальная грузоподъемность (г/п) при собранной стреле – 4 т. Полный вылет пятисекционной стрелы – до 18 м, при таком вылете грузоподъемность на конце стрелы – 200 кг. Машина на рессорной подвеске без каких-либо изысков, отопление кабины не предусмотрено, система охлаждения воздушная. Коробка передач – тоже аналог КП ГАЗ-51 с валом отбора мощности. Привод стрелы и крюка осуществляется гидромоторами, они же являются и предохранителями. И все-таки для мелких СМУ для малоэтажного строительства, до трех этажей, эта машина подходит и по возможностям, и по цене.

Фирма Shangli поставляет продукцию и в страны Западной Европы (фото 2, 3). Демонстрировались вилочные погрузчики г/п 2,5 т, с высотой подъема груза до 3 м, укомплектованные дизелями как чисто китайской разработки, так и дизелями Isuzu японской сборки.

Партнером в проекте «ПетроНик» с китайской стороны стала фирма Shandong Degong Machinery Co., Ltd. Присутствующий на презентации генеральный директор компании г-н Танг в интервью журналу «Основные Средства» рассказал, что компания существует с 1958 г. и одной из первых в Китае освоила выпуск фронтальных погрузчиков, и сейчас модельный ряд охватывает диапазон грузоподъемности 1,6...7 т, а также выпускает 85 видов дорожно-строительной спецтехники, например дорожные катки статические и вибрационные.

Фото 2.

Виброкатки и вальцы Shandong Degong использует при сборке своих машин очень известная фирма SDLG. Компания Degong производит уникальную дорожную машину по переработке старого асфальтового покрытия с одновременной укладкой восстановленного материала. Объем выпуска погрузчиков составляет около 5 тысяч в год. На вопрос, почему в России фирма Degong неизвестна, г-н Танг ответил, что продукция продается в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы, часть экспортируется в Россию, но «через другую фирму». По словам главы Shandong Degong, продукция компании имеет Сертификат управления качеством ISO 9001, все детали изготавливаются в Китае из китайских материалов, и качество своей техники он оценивает как высокое. Он также отметил, что это первый проект его компании, когда сборка осуществляется не в Китае, и Degong видит в этом большие перспективы.

Был представлен уже готовый к продаже погрузчик PN-936 с лицензионным 6-цилиндровым дизелем Deutz мощностью 88 кВт (120 л.с.) с турбонаддувом. Вместимость ковша – 1,7 м3, г/п – 3 т. Шарнирно-сочлененная рама обеспечивает радиус поворота всего 6 м, горизонтальное положение ковша устанавливается автоматически, что повышает эффективность работы и снижает утомляемость оператора. Масса погрузчика – 10,8 т, что в сочетании с длинной колесной базой (длина погрузчика 6970 мм) улучшает продольную устойчивость. Z-образный механизм опрокидывания ковша обеспечивает максимальное вырывное усилие 9,6 т.

Погрузчик марки PN-956 был представлен в двух исполнениях – c рычажным управлением рабочими органами и с управлением джойстиком, что, безусловно, усложнило гидросистему и добавило ряд шлангов в управление гидравликой. Оба исполнения укомплектованы дизелями мощностью 162 кВт (220 л.с.) с турбонаддувом, собранными в Шанхае по лицензии Caterpillar.

Фото 3.

Вместимость ковша – 2,7 м3, г/п 5 т. Тормозная система – гидравлическая с пневмоприводом, двухконтурная. Удобна система замены колодок – не надо практически ничего разбирать, колодка вынесена в доступное место, снимается и ставится быстро и легко. Есть, конечно, и стояночный тормоз на трансмиссии.

Реализованные погрузчики работают сегодня в карьерах по добыче щебня и песка. Для удобства работы с песком «клыки» ковша меняют на ножи, а вообще переднее рабочее оборудование может поставляться на выбор: для работы с бревнами, сеном, различными сыпучими материалами. По словам генерального директора «ПетроНика» П.А. Гребенюка: «Первоначальный замысел состоял в том, чтобы просто импортировать дорожную технику, с некоторым техническим сопровождением, но затем идея украинского погрузчика так захватила участников процесса, что родилось производство «ПетроНик». И свою задачу мы видим не только в том, чтобы продать погрузчик, но и объяснять покупателю, как правильно его надо выбирать». «ПетроНик» хочет работать максимально честно по отношению к клиенту. Уже создано несколько сервисных групп, укомплектованных всем необходимым на случай поломок техники у клиентов, а до 2008 г. их будет, по словам руководства, 15 мобильных на базе «ГАЗелей». На заводе будет создан обменный фонд, и в случае сложных поломок, устранение которых займет неделю и больше, клиенту предоставят подменный заводской погрузчик. При покупке машины клиенту не надо будет ждать доставки из Китая (а это сегодня два месяца): он получит ее с заводской площадки. На заводе могут укомплектовать машину американским или немецким двигателем, но это будет на 12% дороже базовой модели, тем не менее клиент будет знать, за что он платит. И стрелу по желанию заказчика могут поставить и удлиненную, и суперудлиненную, но при этом, говорят заводские специалисты, они поставят контр-груз такой массы, которая необходима для наиболее эффективной работы техники.

Фото 4.

А поскольку украинцы ставят перед собой задачу добиться в следующем году выпуска погрузчиков на сумму 120 млн. USD, а это порядка 1500 изделий, то, по словам директора «ПетроНика», китайская сторона дает очень существенные скидки на поставляемые запчасти, что крайне важно при реализации такой сложной техники.

В Китае на всех заводах выходящий с конвейера погрузчик проходит достаточно серьезные испытания. На «ПетроНике», учитывая этот факт, построен испытательный полигон. Погрузчик, выйдя из цеха, проходит ряд испытаний на полигоне, а затем делает 400 подъемов с грузом, после чего специалисты еще раз осматривают машину, регенерируется масло и техника идет на площадку готовой продукции. Используются масла фирм Neste’ и Mobil.

Планы украинской стороны весьма обширные – с февраля 2008 г. организовать у себя не сборку, а производство. «ПетроНик», производя на своих площадях из украинских материалов ковш, малый рычаг и раму погрузчика, переходит в формат сборки CKD, и «страной происхождения товара» становится Украина. Это означает, что при ввозе в Россию украинский погрузчик не будет облагаться ввозной пошлиной, тогда как при ввозе из Китая погрузчик облагается 12%-ной пошлиной. Вполне возможно, что в недалеком будущем мы увидим погрузчики серии PN и в России. Да, именно серии, потому что планируется производить погрузчик PN 16 с ковшом вместимостью 0,9 м3 и г/п 1,6 т, погрузчик PN 20 с ковшом 1 м3 и г/п 2,0 т, погрузчик PN 30G c ковшом 1,7 м3 и г/п 3,0 т, а также погрузчики г/п 5,0 т PN 50G-II и PN 50F-III, имеющие небольшие конструктивные различия и оснащенные ковшом вместимостью 3,0 м3. Надо еще отметить, что, по словам генерального директора «ПетроНика», в III квартале 2008 г. завод получит Сертификат управления качеством ISO 9001.

Но и это не все, что намерены выставить на рынок учредители «ПетроНика». Достигнуто соглашение с американо-китайским предприятием Shenzhen Hongya Trailer Co., Ltd. и уже идет отправка первых экземпляров под сборку на «ПетроНике» двух- и трехосных полуприцепов с пониженной высотой грузовой платформы. Компания Hongya, созданная в 2001 г., ежегодно выпускает около 4500 трейлеров, а по номенклатуре имеется более 50 типов специализированных транспортных средств, таких как полуприцепы, перевозчик автомобилей, контейнеровозы, машины для вывоза мусора и т. д. В Украину под сборку компания поставит полуприцепы для перевозки контейнеров как рамного типа, так и платформенного.

Планы, конечно, грандиозные, ведь кроме всего перечисленного на заводе будут собирать экскаваторы PN 230-6 (фото 4). По согласованию с китайским партнером модель будут комплектовать двигателем Cummins мощностью 125 кВт с турбонагнетателем. Главные элементы управления и гидравлики: основной насос, основной гидрораспределитель, двигатель поворота, гидрораспределители педалей управления и джойстиков управления и т. п. – производства японской фирмы Kawasaki, а гидравлические шланги поставит фирма Parker (США). Вместимость ковша экскаватора будет 1,0 м3, общая масса машины составит 23 т. Машина за счет качественных комплектующих получится не дешевая, но руководители проекта уверены, что высокая надежность техники позволит обойти конкурентов в этом секторе.

Российские производители фронтальных погрузчиков практически не представлены на рынке Украины. Продукцию ЗАО «Орёл-Погрузчик», ЗАО «Дормаш», Курганмашзавода, ЧСДМ и других динамично развивающихся компаний украинский потребитель практически не знает – рекламы нет или присутствует в мизерных количествах. Пожалуй, только о продукции белорусского ОАО «Амкодор» можно сказать, что эти фронтальные погрузчики являются конкурентами китайской технике.

Остается только в который раз отметить гибкость и предприимчивость китайцев в решении непростых стратегических коммерческих задач. Соотнося в проекте «ПетроНик» все уже выполненное с тем, что сама идея создания предприятия возникла лишь в феврале 2007 г., хочется верить, что эти начинания вскоре воплотятся во что-то масштабное и значимое.

Н. Протасов, фото автора Основные Средства 10'2007 27 марта 2008

Комментарии (0)