Инжиниринг коммунальной техники

Даже не специалисту очевидно, что жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в перевооружении. Наш корреспондент Леонид Малютин встретился с Александром Халецким, генеральным директором ЗАО «Коминвест-АКМТ», одной из ведущих дистрибьюторских и сервисных компаний на рынке коммунальной техники. Предметом их беседы стали пути развития ЖКХ и современные технические и организационные решения в этой отрасли.

Вакуумная подметально-уборочная машина Johnston на шасси КамАЗ

Что сегодня представляет собой компания «Коминвест-АКМТ»?

Мы позиционируем себя как инжиниринговую компанию с эксклюзивными дистрибьюторскими правами пяти крупнейших европейских брендов. Это Johnston Sweepers – вакуумные подметально-уборочные машины, Farid – мусоровозы, начиная от серии Micro и заканчивая тяжелыми транспортными мусоровозами, Moro – ведущая компания по производству илососных, каналопромывочных и комбинированных машин, пескосолераспределители Morselli e Maccaferri, и Overaasen – дорожная и аэродромная снегоуборочная техника. На самом деле наше предложение гораздо шире. У нас появились мобильные бетоносмесители Cementech, начинаем работу с корпорацией Terex и уже сегодня готовы принимать заказы на ее технику. Также мы входим в первую пятерку дилеров Группы ГАЗ.

Какой смысл вы вкладываете в понятие инжиниринговая компания?

– Мы не только занимаемся дистрибуцией готовой продукции, а организовали собственное производство – монтаж импортного оборудования на шасси КамАЗ, МАЗ, Isuzu, MAN и др. Наше конструкторское бюро разрабатывает чертежи с применением современных программных средств. И если работа с импортными шасси не вызывает затруднений, поскольку у всех производителей есть специальные модификации для коммунальных машин, то объем работы с отечественными шасси значительно больше – только на их подготовку уходит две недели.

Мусоровоз Farid серии Micro на шасси ульяновского Isuzu

Автозаводы не производят готовых модификаций шасси под установку «коммунальной» надстройки, приходится подбирать наиболее подходящую модель, и адаптировать ее – выводить наверх глушитель, устанавливать ходоуменьшитель и КОМ, переносить топливный бак и аккумуляторы. Кроме того, все шасси приходят с небольшими отклонениями от стандартных размеров, и приходится их дорабатывать – резать или, наоборот, наращивать раму. Обязательно проводим испытания опытных образцов и сертифицируем готовую продукцию. Фирменная гарантия на шасси полностью сохраняется.

Отрадно, что наметились позитивные изменения: отечественные автозаводы предлагают разработку специальных модификаций шасси для коммунальных машин.

Какие решения вы можете предложить городу для летнего содержания дорог и улиц?

– Прежде всего уборочную технику английской компании Johnston Sweepers, которая хорошо зарекомендовала себя по всему миру, завоевав 60% рынка. Компания производит широкую гамму вакуумных подметально-уборочных машин, как крупногабаритных для уборки магистралей, так и компактных для содержания дворовых территорий, тротуаров, парков и т. п. Если компактные «пылесосы» Johnston устанавливает на специальные шасси, то магистральные мы самостоятельно монтируем на шасси КамАЗ, МАЗ, MAN, Volvo и др.

Какие машины вы предлагаете для сбора и вывоза мусора?

Сборочный цех

– Мы предложили логистический комплекс Supermatic на базе мусоровозов итальянской фирмы Farid. В историческом центре с плотной застройкой сбором мусора занимаются машины серии Micro вместимостью 4 и 7 м3 и с таким же коэффициентом уплотнения, как у транспортных мусоровозов. Они вывозят мусор на площадки, где его перегружают в транспортные мусоровозы серии Super. Farid предложила полусферический кузов, т. е. с большим коэффициентом уплотнения. Парк мусоровозов можно дополнить пластиковыми контейнерами и специальными машинами – мойщиками контейнеров. Мы позаботились о доступности мусоровозов, адаптировав их к отечественным шасси – КамАЗ, МАЗ и ульяновским Isuzu.

Не сегодня-завтра наступит зима. Что вы можете предложить для уборки снега?

– Для магистралей и аэродромов мы предлагаем производительную крупногабаритную технику норвежской фирмы Overaasen. Есть у них решение и для уборки улиц, точнее, решение универсальное – это фрезерно-роторный очиститель с автономным двигателем, навешиваемый на фронтальный погрузчик, но можно использовать и отечественные погрузчики. Очиститель разрабатывает завалы снега на любой высоте и отбрасывает его на 30 м – автономный двигатель позволяет работать на разных оборотах. Желоб можно настроить на погрузку в машину. Агрегат дорогой, но мы хотим сделать его доступней, установив в нем двигатель ЯМЗ.

У нас также есть оборудование для распределения пескосоляной смеси итальянской фирмы Morselli e Maccaferri. Установка выполнена из нержавеющей стали, оснащена автоматизированной системой распределения.

Компактная вакуумная подметально-уборочная машина Johnston

Что касается малогабаритной техники, то мы на компактную подметально-уборочную машину монтируем спереди плужное оборудование, а сзади – распределитель гранитной крошки. Получается многофункциональная, используемая круглогодично машина. Применение гранитной крошки прогрессивно, экологично, можно сказать, дружественно человеку, но требует изменения принятой у нас технологии уборки. На Западе распределяют горячую крошку, чтобы она сразу вплавлялась в лед и не разносилась прохожими. Потом ее собирают, в том числе с газонов, промывают и используют вторично. Под эти задачи создана соответствующая инфраструктура и оснащение. У нас пока этого нет. Если крошку не собирать, она будет забивать стоки. Кроме того, решетки перед входом в метро не отсеивают крошку, пассажиры проносят ее на эскалатор, тот забивается и в конце концов останавливается.

Как сегодня складывается ситуация с оснащением ЖКХ?

– Рынок техники для ЖКХ до сих пор слабо развит. В Москве сотни подрядчиков, вывозящих мусор. Предприниматель-одиночка с 20-летним мусоровозом считается подрядчиком, и за счет более низких, чем у ГУП, издержек умудряется выигрывать тендеры на вывоз мусора, а унитарные предприятия остаются без работы. Но когда в Москве стояли морозы под минус сорок, то 70...80% частников не смогли выехать, и столица утопала в мусоре.

Теперь эту систему начнут перестраивать и проводить тендеры на жестких условиях. Мелкие подрядчики будут вынуждены объединяться и вести бизнес цивилизованно. Кроме того, в Москву стремятся специализированные иностранные компании, выполняющие комплексную уборку города и вывоз мусора. Таким образом, через год-два мы ожидаем всплеск спроса на высокопроизводительную импортную технику. Да, она дороже на 20...30%, но окупается чуть ли не за полгода. Подумайте сами: если у российского мусоровоза коэффициент уплотнения 1,3, то у Farid – 1,6.

Передвижная мастерская-«летучка» для выездной бригады

Что касается летнего содержания улиц, то здесь надо пересматривать расценки. И без того заниженные нормативы устарели, летняя уборка убыточна, у предприятий нет денег на хорошую, производительную технику, оттого и улицы в таком состоянии. Так что, пока правительство не скорректирует расценки, в Москве так и останется сто подметально-уборочных машин, тогда как в Лондоне с гораздо меньшим населением их восемьсот.

Как вы строите сервисную систему?

– Самое главное – не продать технику, а обеспечить в последующем заказчику комфортные условия ее эксплуатации. Ведь конкурентная борьба XXI века – это борьба именно в сфере сервиса. И мы готовы предложить заказчику квалифицированный сервис.

Сервисную структуру мы начали создавать достаточно давно с дорожно-строительной техники, а недавно компания отметила свое 15-летие. Организовали сервисный центр и склад запчастей, две выездных бригады по три-четыре специалиста в каждой. Этот опыт пригодился, когда начали заниматься импортной техникой. Наши специалисты проходят обучение на заводах-изготовителях. Закупили диагностическое оборудование, оснастили «летучки» для выездных бригад. Должен заметить, что мы не делаем различий между клиентами в зависимости от их бюджетов и выезжаем к каждому.

Транспортный мусоровоз Farid

Будущее за специализированными сервисными центрами. Крупные унитарные предприятия, сохранившие ремонтные базы и кадры, занимаются ремонтом самостоятельно, пока в их парках отечественная техника. Как только у них появятся импортные надстройки, то потребуются специалисты по электро- и гидравлическому оборудованию, и им придется обратиться в сервисный центр. Мелким и средним предприятиям невыгодно содержать собственную мастерскую. Для них даже удаленный сервис-центр – самое лучшее решение.

У нас давно функционирует сервисный центр в Москве. Что касается развития дилерской и сервисной сети, то первая ласточка – это филиал в Санкт-Петербурге. В богатых и населенных регионах, например в Сочи, мы также будем создавать центры. В Центральной России и за Уралом придерживаемся другой политики. Там создавать специализированное предприятие неэффективно. Поэтому мы заключаем соглашение с крепкой региональной сервисной фирмой или дилером КАМАЗа, что для них тоже интересно – таким образом они диверсифицируют свой бизнес. Мы наработали уже достаточно богатый опыт обучения специалистов. Проводим двухнедельное обучение на нашей базе в Москве, и не только теоретическое. После того как человек сам соберет уборочную машину или мусоровоз, обслужит его, проведет ремонт, он уезжает достаточно подготовленным.

Каковы перспективные цели компании?

– Наша цель – создать супермаркет коммунальной техники, чтобы клиент мог купить весь набор необходимого ему инструмента. Мы полагаем, что будущее – за комплексным подрядчиком, занимающимся на своем участке уборкой, вывозом мусора, чисткой стоков, заливкой швов и трещин, несущим полную ответственность за участок. Вот для такого комплексного подрядчика мы и работаем. И, должен сказать, есть позитивный опыт. Так, служба эксплуатации МКАД сначала купила уборочную машину-«пылесос», в этом году заливщик швов, а сейчас заинтересовалась каналопромывочной машиной.

Что бы вы хотели сказать в заключение нашим читателям?

– Отечественное машиностроение надолго отстало. Мы патриоты, и считаем необходимым предлагать потребителю качественное, оптимальное решение. Патриотизм в том, чтобы выбирать лучшее, что есть в стране, а если такового нет, использовать импортное. Наша продукция наполовину российская, так что инвестируйте в развитие производства, в лицензии, в совместные производства. Мы первый шаг к совместному производству сделали – приобрели один завод и строим второй, где развернем совместное производство с ведущими европейскими брендами.