1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Мультилифты
Новинки на рынке
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Автокраны и краны на специальных шасси
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы

Механизмы погрузочно-разгрузочные – меняем кузова за 3 минуты

С 1994 г. Великолукский машиностроительный завод «Велмаш-С», входящий в ХК «Подъемные машины», разрабатывает и серийно производит современные гидроманипуляторы для разных отраслей экономики, в том числе оборудование нового поколения – погрузочно-разгрузочные механизмы МПР типа «мультилифт».

Механизмы погрузочно-разгрузочные
Основная идея при создании МПР, аналогов систем типа «мультилифт», – это легкосъемный и быстро монтируемый на автомобиль кузов или грузовой модуль. При их использовании отмечены следующие положительные моменты:

• снижаются в 2...3 раза расходы на простой автопарка по сравнению с применением обычных автотранспортных средств;

• многовариантность использования кузовов разного функционального назначения (модулей) на одном шасси – контейнер, грузовая платформа для перевозки техники, вагон (бытовка), цистерна, бункер для перевозки твердых бытовых отходов;

• возможность применения одного кузова на разных однотипных шасси.

Система «мультилифт» и подобные ей мобильные системы вытеснили доминировавшие прежде машины и мусоровозы с портальным механизмом. Среди «мультилифтов» распространены три типа грузоподъемных захватов – тросовый, крюковый и рамный, а также три типа привода – гидравлический, механический и комбинированный.

Тросовый захват с лебедкой – самая старая конструкция, применяемая в системах «мультилифт». При всех недостатках этой конструкции (обслуживание при погрузке-разгрузке вне кабины, необходимость запасовывать трос, перехлест и коррозия каната, необходимость дополнительно закреплять груз, низкая транспортная скорость, обрыв троса, приводящий к тяжелым травмам, высокая стоимость эксплуатации) у нее неоспоримое достоинство – меньшая масса транспортно-погрузочного оборудования.

Крюковый захват остается самым популярным, несмотря на большую массу оборудования. Достоинств у него много: время погрузки кузова на шасси сокращается до 3 мин; водителю не надо выходить из кабины, чтобы зацепить сменный кузов; двухсекционная стрела с крюковым захватом обеспечивает жесткую фиксацию кузова или грузового модуля на раме, благодаря чему можно повысить эксплуатационную скорость до 70...90 км/ч; угол подъема кузова 50° позволяет вести выгрузку самосвальным способом.

Время подготовки и погрузки кузова у крюкового «мультилифта» – около минуты против трех у тросового. Общее время погрузки крюковым захватом почти вдвое меньше, чем тросовым, а транспортная скорость груженой машины с крюковым захватом составляет 90...70 км/ч против 60...40 км/ч у машины с тросовым механизмом, что достигается более жесткой трехточечной фиксацией кузова (крюком и двумя гидрофиксаторами).

С 2002 г. предприятие «Велмаш-С» производит механизмы погрузочно-разгрузочные МПР-1 и МПР-2 (система типа «мультилифт») крюкового типа с гидравлическим приводом, грузоподъемностью 14 и 18 т со всеми уникальными возможностями и набором кузовов для разных отраслей. МПР устанавливают на шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал», КрАЗ. За короткое время производства интерес к продукции завода проявили потребители во многих отраслях. Благодаря полностью гидрофицированному приводу МПР можно ставить на машины совместно с гидроманипуляторами, оснащенными грейферным или крановым оборудованием. МПР значительно расширяет сферу применения таких машин: это коммунальное хозяйство, строительство, сельское хозяйство, металлургия, вторичная переработка отходов, лесная, деревообрабатывающая и нефтегазовая отрасли. МПР изготовлены с использованием современных импортных сталей и гидравлических компонентов ведущих мировых производителей.

Военные также не обошли вниманием машины со сменными кузовами: в прошлом году на выставке в подмосковных Бронницах демонстрировались «мультилифты» на полноприводных КамАЗах и «Уралах» с кузовами всех типов – от бортового и контейнера до специального фургона и санитарного модуля. В конечном итоге только крюковый захват по результатам тестов в армиях стран НАТО, АСЕАН и МО РФ оказался наиболее подходящим в военных условиях, прежде всего для доставки мобильных технических средств, ремонтных, сервисных, госпитальных, штабных кузовов и организации баз быстрого развертывания.

У систем «мультилифт» с рамным захватом достоинства фактически те же, что и у «мультилифтов» с крюковым захватом, однако требуется высокая точность подъезда автомобиля к кузову при погрузке, стоимость механизма высокая, есть сложности при эксплуатации в сильно загрязненных условиях в связи с засорением погрузочных механизмов.

Для России применение «мультилифта» в службе спасения и пожарной охране пока экзотика. За рубежом эти подразделения широко используют в своем парке «мультилифты» на шасси тяжелых грузовиков для перевозки универсальных модулей-контейнеров, в которых можно содержать любое оборудование: пожарные рукава и запасные кислородные баллоны, передвижные операционные и станции связи. Пожарная охрана часто использует «мультилифты» для службы в аэропортах и на крупных промышленных объектах. Если горит самолет или химический завод, важно не только как можно раньше приступить к тушению, но и обеспечить бесперебойную доставку средств тушения. Свободного места возле горящего объекта немного, подогнать к нему пять цистерн с пеногасителем сложно, да и накладно держать в депо пять автомобилей. Иное дело пять контейнеров-цистерн и один «мультилифт»: пока расходуется пена из первой цистерны, автомобиль подтащит вторую, а первую заберет, чтобы не мешала. Российские производители пожарной техники пока такие машины на наш рынок не поставляют.

Кран или грузоперевозчик?

Традиционная схема подъема и перемещения груза предполагает использование автомобильного крана и грузового автомобиля. Гидроманипуляторы, смонтированные на бортовых автомобилях и самосвалах, загружают базовый автомобиль, прицеп и автомобили рядом. Гидроманипуляторы еще называют краново-манипуляторными установками (КМУ). КМУ повышают производительность и экономическую эффективность: при их использовании нет простоев под погрузкой-разгрузкой, не надо оплачивать дополнительный грузоподъемный механизм, сокращается обслуживающий персонал. Надо учитывать и то, что максимальная грузоподъемность серийных автокранов – 8...100 т, а значит, их применение неэффективно на работах по перемещению грузов массой менее 8 т и невозможно в стесненных условиях.

Решением проблемы стало применение компактных систем для подъема и перемещения грузов массой 1...8 т, установленных на стандартном бортовом автомобиле. Одна такая машина заменяет собой грузовик и автокран, при этом высвобождается одна единица техники и работающие на ней люди. Это объясняет, почему каждый пятый грузовик в Западной Европе оборудован КМУ.

В 2002 г. завод «Велмаш-С разработал и запустил в серийное производство краново-манипуляторную установку КМУ-90 для выполнения широкого спектра погрузочно-разгрузочных и монтажных работ в строительстве, коммунальном хозяйстве. КМУ-90 позволяет сократить до минимума затраты на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы.

Установка монтируется на шасси автомобилей «Урал», КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ за кабиной или на задней части грузовой платформы. Поперечная схема складывания КМУ-90 позволяет получить оптимальную развесовку по осям и не затрудняет доступ в моторный отсек бескапотных автомобилей. Для КМУ-90 характерно оптимальное соотношение грузоподъемности 9 т, вылета 7,5 м и относительно небольшой массы. В комплект входит крюковая подвеска, а дополнительно возможна комплектация сменными захватами для поддонов, для бордюрного камня и для грузов, имеющих отверстие.

Все КМУ оснащены автоматической системой защиты от перегрузок. Запорно-тормозные клапаны исключают возможность самопроизвольного опускания груза. Трубопроводы гидравлической системы изготовлены из нержавеющей стали. В России краны-манипуляторы используют мало, несмотря на их очевидную эффективность. Традиционная, устоявшаяся схема перевозки строительных грузов, когда со строительной базы, оснащенной стационарными кранами или погрузчиками, материалы грузят в автомобиль, а на стройплощадке для разгрузки опять требуется кран, подкрепляет этот консерватизм.

Столь затратная схема многократно увеличивает расходы на строительство. Вдобавок подрядчики плохо считают деньги, и грузовой автомобиль с КМУ в краткосрочной перспективе им кажется менее выгодным (25% стоимости шасси), чем аренда автокрана и бортового автомобиля без КМУ, а потому вопрос окупаемости не обсуждается, тогда как в малоэтажном строительстве для монтажа панелей и крыши достаточно одной КМУ на шасси бортового автомобиля. Несмотря на дороговизну срок окупаемости манипулятора меньше, чем обычной машины, и в зависимости от интенсивности эксплуатации составляет от 4 месяцев до года.

Холдинговая компания «Подъемные машины» располагает разветвленной и хорошо отлаженной сетью сервисных центров по всей территории Российской Федерации, в республиках Беларусь и Украина.

Основные Средства 09'2007 11 марта 2008

Комментарии (0)