Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Мультилифты
Новинки на рынке
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов

С бору по сосенке. Бульдозеры Komatsu

Л. Малютин

Если разложить иероглифы, составляющие слово Komatsu, то получится «маленькая сосенка». На самом деле компания (полностью Komatsu Iron Works) получила название от одноименного городка на западном побережье Японии, где ее основал в январе 1917 г. предприниматель Маетаро Такеючи (Meitaro Takeuchi) как часть Takeuchi Mining Industry. 13 мая 1921 г. компанию Komatsu, производившую станки и горное оборудование для Takeuchi, выделили в самостоятельную компанию и переименовали в Komatsu Ltd. Начальный профиль производства динамично развивали и расширяли.

Гусеничный трактор G25 (1930 г.)

Сегодня транснациональная корпорация Komatsu состоит более чем из 160 подразделений и заводов, расположенных на всех континентах. Общее число работников – более 34 тысяч. Komatsu занимается разработкой, производством, поставкой и сервисом более 350 видов строительной, горной и лесной техники, промышленного оборудования, оборудования для жилищного строительства, транспорта и логистики.

В России история Komatsu началась в 1960-е годы, когда грандиозный размах промышленного строительства потребовал адекватного парка мощной и надежной техники, а отечественное машиностроение оказалось не готово выполнить такой заказ. Komatsu поставила в СССР в общей сложности 40 тыс. ед. техники – бульдозеров, трубоукладчиков, карьерных экскаваторов и других машин, не имевших отечественных аналогов. Уже тогда японские конструкторы адаптировали технику к суровым условиям Сибири и Заполярья. О выносливости машин Komatsu говорит тот факт, что некоторые из них работают до сих пор.

Одной из основных статей поставок Komatsu были и остаются бульдозеры – одни из лучших в мире. Полная линейка включает 15 моделей массой от 4 до 150 т. Самые маленькие популярны в Японии и Западной Европе, самые тяжелые пользуются заслуженным уважением на горных разработках в Америке и Австралии. В Россию поставляют бульдозеры массой от 16 до 70 т – это универсальные машины для применения во многих отраслях. Легкие бульдозеры наши строители пока не готовы приобретать, предпочитая отечественную продукцию, а тяжелые эффективны, когда включены в технологическую цепочку. Однако такие технологии, составной частью которых был бы 100...150-тонный бульдозер, у нас не применяют и используют альтернативные варианты.

D65EX-12 (масса 20 т)

Бульдозеры Komatsu отличают надежность, большой ресурс, отработанность конструкции и пропорциональное распределение масс. Komatsu использует агрегатную базу – двигатели, агрегаты трансмиссии и гидроприводы собственной разработки и производства, чем гарантирует их высокое качество и большой ресурс.

Управлять бульдозером легко и просто – на левый джойстик вынесено управление трансмиссией – направление, поворот и переключение передач, на правый – управление отвалом (подъем-опускание и перекос). Чувствительная к нагрузке гидравлическая система обеспечивает перемещение отвала пропорционально движению джойстика независимо от скорости бульдозера и нагрузки. При оснащении бульдозера рыхлителем устанавливают дополнительный рычаг. Для каждой модели предусмотрено несколько вариантов бульдозерного оборудования – полусферический, сферический или прямой отвал с изменяемым углом перекоса, отвал с изменяемым углом поворота, отвал с двойным перекосом.

Бортовой компьютер собирает диагностическую информацию с многочисленных датчиков и предупреждает о неисправностях, отсчитывает отработанные машино-часы и сообщает, когда нужно проводить обслуживание. Обслуживание бульдозера – процесс длительный и трудоемкий, и лучше, если его выполняет квалифицированная бригада. Упрощает эту работу устройство дистанционной смазки центрального шарнира балансирной балки. По окончании обслуживания сервисный инженер вводит в бортовой компьютер данные о выполненных работах.

D85EX-15 (масса 28 т)

Кабины бульдозеров отвечают современным требованиям по эргономике и безопасности. Проникновению пыли в кабину препятствует хорошая герметизация и создаваемое избыточное давление, а нагнетаемый воздух проходит фильтрацию. Остекление дверей практически во всю их высоту обеспечивает хороший обзор отвала.

Рабочий диапазон температур для бульдозеров Komatsu, поставляемых в Россию, широкий – от –50 до 40 °С. Дополнительно, по заказу, машину дооснащают подогревателями воздуха во впускном коллекторе, охлаждающей жидкости, моторного масла и аккумуляторной батареи, автономным отопителем, утеплителями.

Модельный ряд поставляемых в Россию бульдозеров открывают модели D61E-12 и D65E-12. Они различаются размерами, массой и мощностью, но схожи конструктивно. Komatsu разработала простую раму прямоугольного сечения с плоским днищем, сваренную из толстой плиты. Для доступа к агрегатам в днище сделаны лючки. Внутри рамы помещен двигатель, агрегатированный с модулем силовой передачи – а это гидротрансформатор, планетарная коробка передач (КП) Power Shift, главная передача с дифференциалом и насос рабочей гидравлической системы. На низко расположенные звездочки крутящий момент передается через бортовые фрикционы. Надежное торможение обеспечивают многодисковые, не требующие регулировки тормоза, работающие в масляной ванне.

В следующих в линейке бульдозерах D85EX/PX использована новая электронная система управления трансмиссией. Контроллер регистрирует количество управляющих действий оператора, сопоставляет их с сигналами о состоянии машины от каждого датчика – скоростью хода, частотой вращения двигателя и характером переключения передач, рассчитывает оптимальную передачу и совместно с модулирующим клапаном КП обеспечивает плавное ее переключение. Также контроллер автоматически включит пониженную передачу при увеличении нагрузки и снижении скорости хода.

D375А-5 (масса 67 т)

Ходовая часть 40-тонного D155A-5 на упругой подвеске с крестообразными каретками опорных катков обеспечивает надежное сцепление с грунтом на неровной поверхности и более мощное тяговое усилие по сравнению с жесткой подвеской. Пара опорных катков установлена в коромысла, качающиеся на закрепленной на гусеничной тележке оси. В точках соприкосновения коромысел установлены резиновые подушки, в четыре раза увеличивающие демпфирующий эффект. В движении катки огибают поверхность, а башмаки четко следуют рельефу, улучшая сцепление с грунтом.

На «старших» моделях – 50-тонном D275A-5 и 70-тонном D375A-5 – крестообразные каретки видоизменены в К-образные, качающиеся уже на двух осях. На верхней оси, закрепленной на раме гусеничной тележки, каретка качается целиком, а опорные катки качаются на второй оси внутри каретки. За счет этого вертикальное смещение опорных катков существенно увеличено. Постоянный контакт катков с гусеничной лентой снизил ударные нагрузки на все компоненты ходовой части и соответственно увеличил их ресурс.

По ряду причин в Россию не поставляют последние модели бульдозеров с двигателями Stage 3/ Tier 3, ориентированные на рынки США и Западной Европы. Такие двигатели значительно требовательней к качеству топлива, которое невозможно гарантировать на всей территории России, а Komatsu хочет быть уверена, что ее техника проработает долго и без отказов.



Л. Малютин Основные Средства 03'2007 28 июня 2007

Комментарии (0)