«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)

«Автодизель». Новые возможности для развития

В. Васильев

(Окончание. Начало см. в «ОС» № 9, 2006 г.)

В 2006 году старейшей компании автостроительной отрасли России ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод) исполняется 90 лет.

Линия начальной стадии сборки двигателей

Чтобы отечественные дизели находились в одном ряду с лучшими зарубежными аналогами, необходимо создание новой индустрии компонентов, а чтобы соответствовать экологическим нормам Euro 3, невозможно обойтись без микропроцессорного управления топливоподачей. Необходимо применять также многоплунжерный или распределительный топливный насос (для малых дизелей) с электронным регулятором. Уровень Euro 4 обеспечивается только индивидуальными насос-форсунками с микропроцессорным управлением или аккумуляторными системами топливоподачи. Для комплектации дизелей придется освоить выпуск турбокомпрессоров с колесами диаметром от 50 до 100 мм. Перспективные дизели немыслимы без совершенных систем охлаждения наддувочного воздуха. Приоритетное значение будет иметь схема охлаждения воздух–воздух с алюминиевым теплообменником, имеющим коэффициенты тепловой эффективности не менее 0,85 и внутреннего аэродинамического сопротивления не менее 0,95. При этом необходимо освоить выпуск теплообменников под каждый типоразмер турбокомпрессоров.

Первостепенное значение для выполнения экологических норм Euro 3 и Euro 4 имеет совершенствование цилиндропоршневой (ЦПГ) группы. По гильзам цилиндров – это пониженная нецилиндричность в свободном и деформированном состоянии и пониженная маслоемкость. По поршням – это высококремнистые алюминиевые сплавы, нерезистовые вставки, оптимальная геометрия. По поршневым кольцам – это выбор оптимальной конструкции и высоты кольца и т. д. Определяющее значение по качеству деталей ЦПГ имеет их производство на специализированных предприятиях.

Перспективный 4-цилидровый ЯМЗ-534 (Euro 3)

Специалисты Группы ГАЗ разработали стратегию, рассчитанную на период до 2011 г. и направленную на существенное обновление модельного ряда дизелей производства ОАО «Автодизель», сделав при этом ставку на производство рядных дизелей. Одним из них является французский мотор Renault DСi11. В июне Группа ГАЗ и компания Renault Trucks заключили договор о приобретении лицензии на производство и доработку этого агрегата (см. «ОС» № 8, 2006 г.). На первом этапе в Ярославле по лицензии Renault предполагается выпускать двигатели мощностью 330 и 360 л.с., позже освоят производство модификаций мощностью 380 и 420 л.с. Это событие стало отправной точкой в процессе создания нового продуктового ряда, включающего мощные рядные дизели, соответствующие экологическим нормам Euro 3 и Euro 4.

К конструктивным особенностям французского дизеля рабочим объемом 11,1 л (диаметр цилиндра – 123 мм, ход поршня – 156 мм) можно отнести применение системы впрыска топлива под высоким давлением Common Rail, форсунок с пьезоклапанами, электронного управления VMAC 3, турбонаддува с использованием компрессора с изменяемой геометрией, промежуточного охлаждения воздуха с помощью радиатора типа воздух–воздух, вентилятора с изменяемой скоростью вращения, сменных одноразовых масляных фильтров. Границы мощности находятся в диапазоне 370...420 л.с., диапазон максимального крутящего момента – 1670...1870 Н·м. Ресурс двигателя, уже разошедшегося тиражом свыше 1 млн., достигает 1 млн. км пробега.

Ярославские V-образные двигатели по массогабаритным показателям, удельным мощностным характеристикам и жесткости блока цилиндров уступают рядным двигателям, в том числе модели DСi11. Так, последний приблизительно на 250 кг легче ярославского аналога. В перспективе на ЯМЗ планируют выйти на ежегодное производство 20 тыс. новых моторов.

ЯМЗ-8502 на 650 л.с.

Не исключено, что в будущем «Автодизель» вместе с холдингом, куда входят Volvo и Renault Trucks, будет развивать на базе DСi11 совместную линейку, от двигателей легкой серии до сверхтяжелых, а значит, скоро в производственной программе ярославской компании окажутся собственные V-образные дизели и французская рядная «шестерка». Планируется, что со временем DСi11 в модельном ряду частично заместит 6- и 8-цилиндровые моторы ЯМЗ.

Большие надежды на «Автодизеле» связывают с производством нового семейства среднелитражных рядных дизелей серии 530 (диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 128 мм) с рабочим объемом одного цилиндра 1,1 л: 4-цилиндрового ЯМЗ-534 и 6-цилиндрового ЯМЗ-536. Подобные агрегаты отечественная промышленность еще не выпускала, и спрос на них исключительно велик. Они найдут применение в автомобильном и тракторном машиностроении, дорожно-строительной технике и оборонном комплексе. Ежегодная емкость рынка изделий такого рода в России и странах СНГ достигает 100 тыс. ед. В настоящее время ярославские инженеры доводят их параметры до высших международных кондиций вместе с коллегами из австрийской фирмы AVL, корифеем в своей области. ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536, в конструкцию которых заложены значительные резервы модернизации, изначально создавались под нормы Euro 3 и Euro 4. Диапазон их мощности – от 100 до 300 л.с.

В конструкции ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 много прогрессивных технических решений. Система подачи топлива оснащена индивидуальными секциями высокого давления, установленными в блоке цилиндров, они приводятся в движение от распределительного вала двигателя. Управление подачей топлива осуществляется электромагнитом и микропроцессорным блоком, обеспечивающим выполнение норм Euro 3, а в дальнейшем при использовании более совершенной электроники – Euro 4.

Рядная «шестерка» ЯМЗ-536 –
самый совершенный отечественный дизель

Применение системы впрыска Common Rail заметно повышает конкурентные преимущества ярославских моторов. Турбокомпрессоры оборудованы клапаном перепуска газов на турбине. Двигатели работают с охладителями наддувочного воздуха типа воздух–воздух. Силовые установки оснащены встроенными масляными радиаторами и комплектуются генераторами мощностью 1 или 2 кВт. В передней и задней частях двигателей предусмотрены места для установки различных гидравлических насосов с шестеренным приводом в отключаемом и неотключаемом вариантах. Компрессор пневмотормозов встроен в двигатель. Во впускном коллекторе есть воздушная заслонка аварийной остановки двигателя с электрическим и механическим приводом.

Поскольку масса дизелей ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 не более 420 и 580 кг соответственно, это позволяет значительно уменьшить массу силовых агрегатов по сравнению с эксплуатируемыми сегодня двигателями аналогичной мощности. ЯМЗ-534 найдет применение на автомобилях ГАЗ и ЗИЛ. Для ЯМЗ-536 предусматривается несколько вариантов форсировки: 180...300 л.с. – для автобусов ЛиАЗ, грузовиков «Урал», МАЗ, ЗИЛ, а 160...250 л.с. – для тракторов и дорожно-строительной техники. В перспективе планируется довести максимальную мощность ЯМЗ-536 до 350 л.с. Огромный потенциал у данных дизелей при использовании на армейской автомобильной и гусеничной технике. Уже в этом году завод изготовит 10 образцов ЯМЗ-536, которые пройдут проверку на испытательных стендах и автомобилях. Опытно-промышленная партия появится в конце 2007 г., серийное производство намечено на вторую половину 2008 г. Ежегодный выпуск в конце 2010-го – начале 2011 г. составит 70...80 тыс.

ЯМЗ-651 мощностью 330 л.с. (Euro 3)

«Автодизель» кроме двигателей предлагает заказчикам двухдисковые сухие фрикционные сцепления моделей ЯМЗ-236К, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-236КМ, ЯМЗ-238М, ЯМЗ-238НМ с периферийными пружинами. К особенностям их конструкции можно отнести ведомые диски диаметром 400 мм, гасители крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа с накладками на асбестовой основе. Однодисковые сухие диафрагменные сцепления вытягиваемого типа индексов 181, 182, 183, 184, 187 снабжены ведомыми дисками диаметром 430 мм и фрикционными накладками на безасбестовой основе. Муфта включения оснащена радиальным подшипником, которая при включении перемещается от двигателя.

На предприятии налажен выпуск четырех семейств коробок передач. Механические пятиступенчатые ЯМЗ-236П, ЯМЗ-236У, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Л оборудованы синхронизаторами на 2...5-й передачах, возможна их комплектация герметизированным картером сцепления. Максимальный входной крутящий момент достигает 930 Н·м. Механические шестиступенчатые КП (серии ЯМЗ-336 и ЯМЗ-3361) уже имеют синхронизаторы на всех передачах переднего хода и рассчитаны на восприятие крутящего момента соответственно 1200 и 1350 Н·м. В более мощных 14-ступенчатых аналогах (серии ЯМЗ-239, ЯМЗ-2391, ЯМЗ-2392, ЯМЗ-2393), выдерживающих входной момент 1800 Н·м, – основная пятиступенчатая КП и планетарный демультипликатор с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и заднего хода. Механические 14-ступенчатые ЯМЗ-330 и ЯМЗ-3301 способны работать при входном крутящем моменте 2205 и 2500 Н·м соответственно. Они оснащены двухдиапазонным планетарным демультипликатором с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и заднего хода.

В. Васильев Основные Средства 10'2006 30 марта 2007

Комментарии (0)