«Автодизель». Новые возможности для развития

В. Васильев, фото из архива автора

Этой осенью старейшей компании автостроительной отрасли России ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод) исполняется 90 лет. За это время предприятие совершило огромный скачок в развитии и, несмотря на трудности либеральных реформ, не только остается одним из локомотивов отечественного машиностроения, но и наращивает потенциал.

Завод основал в 1916 году талантливый русский инженер и предприниматель Владимир Александрович Лебедев. Начав с авторемонтных мастерских, к середине 1920-х ЯГАЗ стал третьим по величине после ЗИСа и ГАЗа автомобильным предприятием страны. Первые отечественные «трехтонки» Я-3 изготовлены в 1925 г. на Государственном автомобильном заводе № 3 в Ярославле. В 1920-х – 1930-х годах из цехов предприятия вышли также первые 4-, 5-, 8-тонные автомобили. В середине 1930-х здесь освоено производство первых 4-, 5-тонных самосвалов ЯС-1, ЯС-3, ЯС-4. В те же годы по заказу военных ведомств завод выпускал спецтехнику – грузовики повышенной проходимости ЯГ-10 и первый в стране и один из первых в мире четырехосный полноприводный автомобиль ЯГ-12 грузоподъ­емностью (г/п) 12 т.

В 1930-е годы в крупнейших городах СССР появились первые отечественные троллейбусы ярославского производства ЛК-1, ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4 и двухэтажные ЯТБ-3 (они эксплуатировались в Москве), а также первые автобусы среднего и большого классов ЯА-1 и ЯА-2 на 80...100 чел. В те годы завод начал экспорт своей продукции, а в 1935-м была выпущена первая партия грузовиков Я-5 в экспортном исполнении.

Родоначальник ярославских грузовиков – 3-тонный грузовик Я-3

В годы Великой Отечественной войны завод перешел на выпуск изделий оборонного назначения – артиллерийских гусеничных тягачей Я-11 и Я-12. К 1945 году инженеры предприятия разработали семейство автомобилей нового поколения г/п 7...12 т. Это были двухосные ЯАЗ-200 (в 1947-м их производство передано на МАЗ) и трехосные грузовики ЯАЗ-210 (в 1958-м их выпуск начал осваивать КрАЗ).

Выпуск автомобильных дизелей для перспективной техники Ярославский завод освоил за три года, с 1947-го по 1949-й, и первые модели – это двухтактные четырехцилиндровые ЯАЗ-204 и шестицилиндровые ЯАЗ-206, мощностью 110...165 л.с. Семей­ство двухтактных двигателей предприятие выпускало до 1993 года.

С 1958 года завод специализируется на разработке и производстве дизелей многоцелевого назначения, коробок передач, сцеплений, силовых агрегатов и постепенно становится лидером российского дизелестроения. В конце 1950-х – начале 1960-х специалисты завода разработали семейство четырехтактных V-образных 6-, 8-, 12-цилиндровых двигателей размерности DхS=130х140 мм с диапазоном мощности 180...500 л.с., предназначенных для комплектации автомобилей МАЗ, БелАЗ, КрАЗ, МоАЗ, тракторов «Кировец» и др. В 1980-е годы ПО «Автодизель» (ЯМЗ) начало серийный выпуск перспективных двигателей многоцелевого назначения семейства ЯМЗ-840 мощностью 412...800 л.с., спроектированных для тяжелой промышленной техники. В 1990-е ЯМЗ одним из первых предприятий российского автопрома освоил выпуск двигателей, обеспечивающих выполнение международных экологических норм Euro 1, Euro 2, а в 2004 году получил международный сертификат соответствия стандартам Euro 3.

Самосвал ЯАЗ-210Е грузоподъемностью 10 т

В середине 1990-х завод, активно работая на новых рынках сбыта, существенно расширил номенклатуру базовой продукции. В 1994–2000 годы освоен выпуск нового продукта – силовых и электрогенераторных установок на базе дизелей ЯМЗ. С 2001 года «Автодизель» осуществляет промышленное производство электроагрегатов и установок для привода насосов, компрессоров семейств АД и ЯСУ. В том же году предприятие вошло в состав холдинга «РусПромАвто» как дивизион «Ярославский дизель», а в этом году оно стало частью финансово-промышленного объединения «Группа ГАЗ», созданного в ходе реструктуризации производ­ственных активов ОАО «РусПромАвто».

Сегодня «Автодизель» выпускает семейство V-образных 6-, 8- и 12-цилиндровых дизелей ЯМЗ мощностью от 150 до 800 л.с., включающих 60 базовых моделей, модификаций и свыше 250 комплектаций. Предприятие выпускает также девять моделей (30 комплектаций) 5-, 6-, 9- и 14-ступенчатых коробок передач, два типа (15 комплектаций) сцеплений, пять моделей (46 комплектаций) электрогенераторных станций, а также силовые установки для привода насосов, компрессоров, буровых механизмов мощностью 60...475 кВт (82...646 л.с.), свыше 1200 позиций оригинальных запчастей ко всем моделям двигателей и силовых агрегатов.

Главный конвейер

Высокий уровень ярославских двигателей неоднократно подтвержден в ходе
международных соревнований по ралли-рейдам в классе грузовиков. Спортивные автомобили КамАЗ с двигателями ЯМЗ-7Э846 стали семикратными победителями самых престижных марафонов Париж–Дакар в 1996-м, 2000-м, 2002–2006 годах, а также многих этапов Кубка мира 1995–2004 годов. Дизели с логотипом ЯМЗ устанавливают более чем на 300 видов изделий: это автобусы, грузовые автомобили, промышленные и сельскохозяйственные тракторы, фронтальные погрузчики, бульдозеры и трубоукладчики, специзделия оборонного назначения, комбайны и другая сельскохозяйственная техника, экскаваторы, краны, дорожные катки, автогрейдеры, снегоуборочные и коммунальные машины, валочно-пакетирующая техника, снегоболотоходы и др.

«Концепция развития автомобильной промышленности России» предусматривает поэтапное повышение параметров качества выпускаемой отечественными заводами автотехники. Главной целью является плавный переход от реализации показателей Euro 2 к выполнению стандартов Euro 3 и Euro 4. На первом этапе (до 2004 года) основные усилия были направлены на организацию изготовления двигателей, удовлетворяющих нормам Euro 2, и создание силовых установок, отвечающих стандарту Euro 3. На втором этапе (2005–2008 годы) предполагается завершить переход на выпуск двигателей с показателями Euro 3 и начать производство дизелей с экологическими параметрами Euro 4. На третьем этапе (2008–2010 годы) планируется завершить переход на выпуск двигателей уровня Euro 4 и создать научно-технический задел для обеспечения требований Euro 5.

Спортивный 750-сильный ЯМЗ-7Э846.10

Новая техника должна выпускаться на
современном оборудовании, и у завода такая возможность есть. Сегодня бюджет Союзного государства оплачивает две трети ставки рефинансирования банковских кредитов, благодаря чему завод может позволить себе техническое перевооружение. Последние десять лет на Ярославском моторном заводе произошли серьезные позитивные перемены, что позволило с 2005 года выпускать ежегодно по 25 тыс. двигателей стандарта Euro 2, а общий объем всех типов находился на уровне 61 тыс. ед. В этом году «Автодизель» по выпуску двигателей Euro 2 намерен перешагнуть 30-тысячный рубеж и изготовить 10 двигателей по нормам Euro 3.

Сейчас предприятие полностью обеспечивает потребности российского рынка в двигателях Euro 2 для большегрузного автомобильного транспорта. Идет работа по программе «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года», в соответствии с которой с 1 января 2008 года начнется серийный выпуск двигателей стандарта Euro 3. Освоить производство дизелей Euro 4 рассчитывают к 2010 году. К этому же году завод планирует и по объему выпускаемых двигателей, и по качеству изготовления выйти на 5-е место в мире, а пока «Автодизель» занимает только 11-ю позицию.

Основой модельного ряда двигателей, удовлетворяющих нормам Euro 2, является 400-сильный V-образный 8-цилиндровый ЯМЗ-7511.10 рабочим объемом 14 л, который послужил отправной точкой для создания модификаций, развивающих мощность 420, 375, 360, 330 и 300 л.с. Базовой кон­струкцией V-образных 6-цилиндровых дизелей является 300-сильная модель ЯМЗ-7601, производные которой – разновидности мощностью 250 и 230 л.с.

КамАЗ-4911 с дизелем ЯМЗ-7Э846.10 – многократный победитель ралли-рейдов

Дизель оснащается топливной аппаратурой с давлением впрыска до 1200 кгс/см2, у него улучшенные характеристики впускных и выпускных каналов, встроенный жидкостно-масляный теплообменник, модернизированная система фильтрации масла, новая цилиндропоршневая группа с более эффективной системой масляного охлаждения.

Дизели семейств ЯМЗ-840 и ЯМЗ-850 (Euro 1 и Euro 2 размерностью 140х140 мм, 12 цил., 25,86 л) занимают верхнюю ступень мощностного ряда 440...800 л.с. Ими оснащают большегрузные автомобили, карьерную и армейскую технику, тяжелые тракторы. Продолжается выпуск V-образных двигателей серии ЯМЗ-240 (130x140 мм, 22,3 л) для тяжелых карьерных самосвалов.

Еще в 2003 году на «Автодизеле» создали первый российский дизель ЯМЗ-658.10 (Euro 3, V8, 420 л.с.) с электронно-управляемой системой впрыска Bosch. Он дал жизнь новому семейству двигателей ЯМЗ стандартов Euro 3 и Euro 4, а затем V-образным ЯМЗ-6582.10 (8 цил., 470 л.с.) и ЯМЗ-651.10 (6 цил., 11,15 л, 330 л.с.).

По реализации проекта выпуска дизелей стандарта Euro 3 достигнута договоренность с одной из фирм Словении и изготовителями из других стран о поставке оборудования. К разработке двигателей стандартов Euro 3 и Euro 4 привлечено МФПГ «Аэрокосмическое оборудование», которое по заказу «Автодизеля» создает электронные системы управления двигателем.

(Окончание следует)

В. Васильев, фото из архива автора Основные Средства 09'2006 2 марта 2007

Комментарии (0)