Турецкий автобус для Европы

С появлением в Европе новой автобусной марки NEOMAN, а фактически по причине поглощения фирмой MAN законодателя автобусной моды Neoplan многие работники оказались не у дел. Это слияние прошло очень жестко, ведь некоторые производственные площади Neoplan были попросту закрыты, и работники, в том числе специалисты высокого класса, были вынуждены покинуть ставшие родными стены. Однако ушли и те, кто был не согласен с политикой бывшего руководства.

Золотые руки, умная голова и высокое мастерство востребованы всегда. Не секрет, что уже много лет лицо фирмы Neoplan определял мэтр автобусного дизайна Боб Ли (Bob Lee), чья безудержная фантазия ставила немцев на первое место среди других европейских производителей автобусов. Необычные дизайнерские решения, смелость мысли и, по словам сослуживцев, дикая трудоспособность помогали ему создавать настоящие шедевры. Какие уж тут итальянцы! Все равнялись на Neoplan и с тревогой ожидали новинок: конкуренция есть конкуренция. Последняя работа Боба Ли Starliner тому подтверждение. Отказавшись от нескольких заманчивых предложений, в настоящее время Боб Ли сотрудничает с турецким автобусным заводом Temsa, который с 2001 года производит автобусы на шасси MAN.

Компания Temsa (полное название этой промышленно-торговой группы – Temsa Industrial & Trading Co.) образована в 1968 году для производства и поставок на внутренний и мировой рынок различных транспортных средств – от легковых автомобилей до средних и крупногабаритных междугородных автобусов. Современный автобусный завод был открыт в 1985-м в г. Адана (Турция). В настоящее время он производит ежегодно 1500 автобусов.

В производственной программе завода отсутствовали самые дорогие, высококлассные автобусы особо большого класса. Именно в этом секторе и понадобилось сотрудничество с Бобом Ли. Здесь следует уточнить, что до 2000 года шло наполнение продукцией компании Temsa внутреннего рынка Турции и сопредельных стран, а с 2001 года, с выходом компании на рынки Европы, динамика экспорта ежегодно удваивается.

В Кортрийке на международной выставке Busworld зрителям был представлен совершенно новый трехосный покоритель дорог под названием Temsa Diamond, построенный на агрегатах MAN и ZF, к созданию дизайна которого, как вы уже поняли, причастен Боб Ли. Новинка построена в двух исполнениях – 13- и 14-метровой длины, причем она резко отличается от существовавшей до того продукции турецкой фирмы. В настоящее время практически каждая фирма, включая Neoplan и Temsa, разрабатывая новый лайнер, старается оформить его переднюю часть в виде «улыбки с глазками» – такова современная мода. Сегодня, за редким исключением, «улыбается» почти весь мир. Боб Ли не стал использовать дизайнерские и стилистические приемы, проверенные еще на прежней работе, а начал поиски нового стиля. Вся передняя часть кузова решена исключительно прямыми линиями и поверхностями малой кривизны.

Шесть углубленных в поверхность кузова фар небольшого размера, бампер, также интегрированный в кузов, подтверждают целостность стилевого решения. Уходящее на крышу почти по радиусу ветровое двухцветное стекло визуально подчеркивает замысел стилиста. Легкость буквально во всем. Среди «улыбающихся» новинок все это было настолько неожиданно, что стенд Temsa привлекал множество посетителей. В том же ключе сделана и задняя часть кузова, где находится двигатель. Оригинально решены блоки задних фонарей – когда задний люк открыт для обслуживания двигателя, блоки остаются на кузове.

По сути, Temsa Diamond – трехосный полутораэтажник, а потому весь нижний объем предназначен для багажа пассажиров. Дверей две – одна на переднем свесе, другая в базе. Здесь же туалет, как на большинстве аналогичных дорожных лайнеров top-класса.

Панель приборов удивляет цельностью и эргономичностью – циферблаты интересным приемом утоплены в панель серебристого цвета и не бликуют. Темный развитый козырек накрывает все приборы и сервисную зону справа и переключатели слева от водителя. Такое сочетание радует глаз – красиво!

Инновационные решения использованы в салоне, напоминающем салон самолета. Полностью автоматические кондиционирование и система обогрева Webasto, сделанные со вкусом цветовые комбинации, расслабляющий синий цвет люминесцентного освещения ночью, высококачественные материалы, два ЖК-монитора обеспечивают комфорт. Для каждой пары сидений предусмотрен красиво оформленный пульт с регулировками индивидуальной подсветки, воздушного потока, экстренного вызова водителя или стюарта, если таковой положен по штату в транспортной фирме, а также регулировкой громкости звука музыкального центра Blaupunkt с CD-проигрывателем. Очень удобна форма сидений с множеством функциональных возможностей. Для удобства передвижения до туалета, к холодильнику или кофеварке в передней части салона спинки сидений снабжены ручками-поручнями.

Рядный шестицилиндровый турбированный двигатель MAN модели D2876 LOH02 (Еurо 3) с промежуточным охлаждением развивает мощность 338 кВт (460 л.с.), максимальный крутящий момент – 2100 Н·м при 1100 мин-1. Сцепление – сухое однодисковое с гидроприводом и пневмоусилителем. Коробка передач – ZF 8 S 180 с интардером. Подвеска полностью пневматическая с системой поднятия-опускания кузова. В передней подвеске установлен стабилизатор поперечной устойчивости торсионного типа. Тормозная система двухконтурная пневматическая с дисковыми тормозами впереди и сзади, с АБС.

Пространственный каркас корпуса сделан из труб прямоугольного сечения, обшитого оцинкованным стальным листом. Багажное отделение обшито листом из алюминия. Широко применяется пластик. Из композитных материалов изготовлены крыша, передняя и задняя панели. Габаритные размеры Diamond 14 – 13 975х2550х3890 мм, внутренняя высота 2000 мм; Diamond 13 – соответственно 12 990х2550х3890 мм и 2000 мм.

Автобус Diamond Европа приняла и закупает сейчас до двадцати машин в месяц. Но самое главное – конструкторы приготовили и адаптировали версию специально для России. Число мест для сидения в 14-метровой модификации составляет 55+1+1 (максимально – 63 места) и 50+1+1 – в 13-метровой. Адаптированную для России версию подготовила ГК «Коста» (официальный дилер) совместно с заводом Temsa.

Основные Средства 12'2005 30 марта 2006

Комментарии (0)