Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Курьер для опасного груза
Бензовозы
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
 2
Приборы безопасности автокранов
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма

ОАО «Промтрактор». К 30-летию ввода в строй Чебоксарского завода промышленных тракторов

Ю. Петров

Интенсивное освоение рудных месторождений началось в СССР в 1960-е годы. Большие объемы вскрышных работ требовали применения землеройной техники высокой единичной мощности. Значительные валютные средства уходили на закупку необходимой техники за рубежом, и тогда правительство страны приняло принципиальное решение об организации современного отечественного производства землеройной техники. В январе 1972 г. в Чебоксарах, столице

Чувашской Республики, приступили к строительству нового завода промышленных тракторов. Первым в производственной программе завода стал гусеничный трактор Т-330 мощностью 330 л.с. (тяговый класс 25). В его конструкции впервые в отечественном тракторостроении реализован ряд инновационных технических решений. Однако высокая степень новизны конструкции обусловила сложность и длительность доводки трактора. Его производство решено было начать, не дожидаясь завершения приемочных испытаний, а технологию производства отрабатывать в реальных условиях.

Первый Т-330 сошел с конвейера 25 октября 1975 г. Этот день и принято считать днем рождения Чебоксарского завода промышленных тракторов (ЧЗПТ) – нынешнего «Промтрактора». С того дня и до момента прекращения его производства в 2001-м выпущено 14 150 тракторов Т-330. Параллельно с выпуском основной продукции осваивались другие виды тракторной техники. Так, в 1977 г. разработан первый и самый мощный российский тракторный трубоукладчик грузоподъемностью 50 т для укладки магистральных трубопроводов диаметром 1220 и 1420 мм.

Опыт эксплуатации тракторов Т-330 вскрыл ряд конструктивных недочетов. В связи с этим специалисты головного конструкторского специализированного бюро (ГКСБ) Чебоксарского завода обосновали необходимость возврата к традиционной, апробированной мировым опытом классической компоновке машин: переднее расположение моторной установки и заднее расположение кабины оператора. Первым в новом семействе тракторов с такой схемой стал Т-25.01 тягового класса 25. Опытные образцы этих машин изготовлены в 1985 г. Была разработана техническая концепция создания семейства промышленных тракторов высоких тяговых классов, в основу которой положен принцип конструктивного подобия, типизации и унификации.

В 1992 г. ЧЗПТ был преобразован в акционерное общество «Промтрактор». Пропал госзаказ. Наработанные связи с поставщиками металлопроката и комплектующих нарушились, резко упал спрос на продукцию завода. Чтобы выстоять в жестких условиях рынка, было решено реконструировать производство, разработать новую техническую политику, кардинально изменить систему менеджмента, внедрить систему маркетинга и мониторинга потребительского спроса.

В сжатые сроки были разработаны и поставлены на производство тракторы тяговых классов 15 и 20 и несколько позже класса 11. На базе этих трех машин разработаны и выпускаются трубоукладчики грузоподъемностью 31, 21 и 12,5 т соответственно.

В современном ряду базовых моделей гусеничных тракторов с бульдозерно-рыхлительным оборудованием – восемь типоразмеров тягового класса 9, 11, 15, 20, 25, 35, 40 и 50 с двигателями мощностью от 103 до 552 кВт, эксплуатационной массой от 16,5 до 93,5 т.
Мониторинг рынка выявил целесообразность производства колесной землеройно-погрузочной техники, а первыми моделями колесных машин, выпущенными «Промтрактором», стали одноковшовый фронтальный погрузчик ПК-12 грузоподъемностью 12 т с основным ковшом вместимостью 6 м3 и бульдозер ТК-25. Обе машины унифицированы между собой, а также с базовой моделью – гусеничным трактором тягового класса 35. Результатом дальнейших работ в этом направлении стал колесный одноковшовый погрузчик Четра 60 грузоподъемностью 6 т.

В структуре «Промтрактора» четыре основных специализированных завода по производству узлов и деталей тракторов, опытно-механический и инструментальный заводы, ремонтное производство и два дочерних предприятия – литейное и сервисное. На сегодняшний день – это третий в мире и крупнейший в России и СНГ производитель широкой гаммы бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники, а также одно из ведущих предприятий в машиностроительном комплексе России. С 2003 г. Промтрактор» является членом некоммерческого партнерства «Концерн «Тракторные заводы», в котором по праву занимает лидирующее положение.

Производственный потенциал предприятия огромен: общая площадь крытых помещений 1 млн м2, парк станочного оборудования более 3600 ед. Общая численность работающих в компании «Промтрактор» около 14 тыс. человек. Механическая обработка и сварка особо сложных и оригинальных деталей осуществляется на гибких автоматизированных линиях производства стран Западной Европы и Японии. Для испытаний, обкатки и регулировки узлов смонтировано более 100 ед. стендового оборудования, в том числе уникального – для оценки прочности рамных конструкций, систем защиты оператора ROPS и FOBS, ускоренных ресурсных испытаний. Производственные мощности компании легко трансформируются в зависимости от конъюнктуры рынка. Внедрено современное программное обеспечение для разработчиков, технологов и управленцев.

Система качества предприятия в 2002 г. признана соответствующей международным стандартам ISO 9001:2000 и сертифицирована. Гарантийный срок на выпускаемые машины составляет 3 тыс. машино-ч, а на бульдозер Т-20.01 – 5 тыс. машино-ч. Наработка на сложный отказ составляет 400...450 машино-ч. Машины производства «Промтрактор» получили высокую оценку Центра экспертных программ Всероссийской организации качества, а базовые модели тракторов Т-11.01, Т-15.01, Т-20.01 награждены дипломами «Российское качество». Внедрение данной системы позволило «Промтрактору» войти в число 20 ведущих предприятий России, допущенных к участию в финальном конкурсе на соискание премии Правительства РФ в области качества.

Компания одной из первых в России и СНГ организовала собственную сеть сервисных центров, объединенных в дочернюю компанию «Промтрактор-Сервис», филиалы которой расположены во всех горнодобывающих регионах России. Поступающая из региональных сервисных центров достоверная информация по статистике отказов и причинах их возникновения тщательно анализируется в центральном офисе, что позволяет формировать эффективную стратегию ремонтного производства. Сервисная сеть включается в работу непосредственно на заводе, выполняя предпродажную подготовку техники перед отгрузкой потребителю. На заводе также проводят капитальный ремонт и модернизацию тракторов. Создаются мобильные бригады для проведения оперативного фирменного технического обслуживания и текущего ремонта непосредственно на месте эксплуатации машин.

ОАО «Промтрактор» активно развивает и реализует системы лизинга и trade-in. В 2001 г. создана собственная лизинговая компания «Промлизинг». В перспективе «Промтрактор» планирует реализовывать до 30% своей продукции на условиях финансового лизинга.

Предприятие вносит весомый вклад в развитие экономики Чувашской Республики.

Компания достойно встречает свой 30-летний юбилей. С 1975 г. выпущено более 20 тыс. промышленных тракторов. Спрос российских потребителей в тяжелых тракторах на 70% удовлетворяется за счет продукции «Промтрактора». Сегодня по наполнению рынка тракторной техникой и по уровню спроса «Промтрактор» в России вне конкуренции. Более 500 тракторов работает в 23 странах мира.

Уникальность некоторых прогрессивных высокопроизводительных заводских технологий подтверждена патентами и свидетельствами на изобретение. Постоянно расширяется номенклатура продукции. Динамика развития компании подтверждает реальность поставленных целей. Внедрение намеченных программ, реализация технически и экономически обоснованной производственной политики способствуют укреплению и дальнейшему развитию позиций «Промтрактора» на внутреннем и внешнем рынках землеройного, погрузочного и грузоподъемного оборудования для горнорудной, строительной и других отраслей промышленности.



Ю. Петров Основные Средства 11'2005 7 марта 2006

Комментарии (0)