Порядок а тракторных войсках

Л. Малютин

Имя Челябинского тракторного завода тесно связано с историей нашей страны. Тракторы ЧТЗ активно участвовали в индустриализации, с помощью знаменитых Т-34, КВ, ИС Красная Армия переломила ход войны и дошла до Берлина и Праги. После войны челябинские тракторы принимали участие в восстановлении хозяйства, строительстве грандиозных промышленных объектов, которые сегодня составляют основу экономики страны. ЧТЗ продолжает удерживать позиции флагмана отечественного тракторостроения. На выставке СТТ-2005 мы, воспользовавшись случаем, встретились с Ханифом Хайдаровичем Мингазовым – первым заместителем генерального директора ЧТЗ по развитию, чтобы из первых рук узнать о положении дел на предприятии, о том, над чем завод работает, о планах.

– Пожалуй, стало традицией, что на каждую выставку СТТ Челябинский тракторный привозит новые разработки. Что вы показываете посетителям выставки в этот раз?

– Прежде всего, это уникальный для российского машиностроения дизель-электрический бульдозер ДЭТ-320 тягового класса 25 т. Мы показали первый экземпляр на прошлогодней выставке СТТ, а сегодня это уже пользующаяся спросом серийная машина. Недавно я посетил в Мурманске нашего клиента. Они купили два таких бульдозера и намерены приобрести еще пять.

ДЭТ-320 – это глубоко модернизированный ДЭТ-250, выпускавшийся 40 лет. Переработке подверглись буквально все узлы – рама, гусеничная тележка, гидропривод, кабина и т. д. По настоянию заказчиков мы установили на него ярославский дизель ЯМЗ-7511. Он широко распространен, а значит, более ремонтопригоден. Возможна поставка и с двигателем нашего производства. Значительно улучшили эргономику кабины, чтобы машинист работал в человеческих условиях.

Бульдозер Б12 – наша последняя разработка. Эта новая модель массового трактора тягового класса 10 т является продолжением семейства Т10М, но по своим характеристикам приближается к 15 т. В его конструкции мы использовали оригинальные решения. Балансирная балка шарнирно соединена с тележками, а не свободно опирается на них. Новый модульный планетарный бортовой редуктор не только легко монтируется и демонтируется, но и обеспечивает надежность тракторов с повышенной тягой. Мы установили 230-сильный дизель ЯМЗ-236 с турбонаддувом. Он распространен повсеместно, так что проблем с обслуживанием, ремонтом и запасными частями возникать не должно.

Мини-трактор «Уралец»

Наш третий экспонат – мини-трактор «Уралец». Мы выпускаем семейство мини-тракторов достаточно долго и постоянно его модернизируем: что-то упрощаем, что-то обновляем. Поработали над себестоимостью, чтобы сделать цену еще привлекательнее. На этом экземпляре установлен бензиновый двигатель Vanguard, но обычно ставим наш двухцилиндровый дизель В2Ч. А привезли этот мини-трактор на выставку потому, что покупатели начали проявлять больше интереса к компактной технике.

– Каковы планы на будущее?

– Прежде чем говорить о планах, хотелось бы вспомнить историю. ЧТЗ создавался как лидер тракторостроения 62 года назад, и в лучшие годы на нем работали 62 тысячи человек. С началом диких рыночных реформ правительство как-то резко забыло о системообразующем предприятии, от которого напрямую зависит обороноспособность страны – кроме тракторов мы выпускали бронетехнику, инженерные машины и двигатели. Завод был поставлен на грань банкротства, но тем не менее практически на голом энтузиазме нам удалось выжить, не потеряв самостоятельности, не растеряв конструкторский и технологический потенциал. Кстати говоря, так называемые олигархи проявляли интерес к ЧТЗ.

Массовый бульдозер Б10

Но, видимо, никто не решился пойти на поглощение – завод слишком большой, а производство слишком сложное и не обещает быстрого возврата инвестиций. Сегодня отношение руководства страны не меняется ни в отношении гражданского машиностроения, ни в отношении оборонной промышленности. Промышленной политики как не было, так и нет. Так что приходится решать все проблемы самим, при этом мы не только выпускаем серийную продукцию, но и, как видите, расширяем гамму техники.

Сегодня на предприятии работает 23 тысячи человек. В 2004 г. объемы продаж ЧТЗ вместе с дочерними предприятиями выросли на 29% с учетом инфляции и составили около 8 млрд. руб. В этом году мы планируем выпустить около 3000 единиц техники и выйти на объем 10 млрд. руб. Не забыта и военная продукция. ЧТЗ остался единственным предприятием, выпускающим танковые двигатели. Ежемесячно мы производим 100...120 двигателей. На конечной стадии разработки находится семейство двигателей мощностью 1200...1500 л.с. Конечно, планирование осложняет полная неопределенность экономики страны. Три года назад нефтяники и газовики покупали технику, потом возник резкий спад, сегодня покупки мало-помалу возобновляются. Объемы дорожного строительства катастрофически упали, масштабных строек не ведется. А это основные объекты, на которых используют нашу технику.

Компактор БКК-1

В этом и следующем году планируем значительно продвинуть относительно новое для нас направление колесной техники – погрузчики, бульдозеры, катки и станем набирать мощности по компакторам. Год назад мы привозили на СТТ компактор БКК-1 для изучения спроса, теперь выпускаем его серийно. Также планируем запустить в серию гусеничные бульдозеры тягового класса 8...9 т.

– Как обстоят дела с поставкой машин и запасных частей, сервисным обслуживанием?

– С крупными потребителями завод работает напрямую, что составляет 60% продаж. Остальные 40% техники поставляем через дилеров. Такое положение позволяет нам контролировать рынок. Из числа фирм-посредников отбираем наиболее добросовестных и даем им статус официального дилера. Они же занимаются сервисом и ремонтом и получают запасные части с завода. Эта мера позволяет нам бороться с контрафактной продукцией – привлекая посредника к легальному бизнесу, мы уводим его с «серого» рынка. Ни для кого не секрет, что рынок все еще наводнен поддельными запасными частями и подлатанными и подкрашенными старыми тракторами с липовыми документами, выдаваемыми за новую продукцию ЧТЗ. За свою историю ЧТЗ выпустил более 1,2 млн. машин, и не так сложно из трех отработавших тракторов собрать один более-менее работоспособный. Поэтому мы советуем, прежде чем покупать технику, позвонить на завод и выяснить, когда она была произведена.

Бульдозер Б12

Постепенно развиваем экспортные поставки. В основном в страны бывшего СССР, особенно в Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, в страны бывшего СЭВ – Румынию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Вьетнам. Возобновили отношения с Монголией, где нас еще не забыли. А были времена, когда 40% продукции отправляли за рубеж.

В отношении сроков поставки могу сказать, что если мы не можем сразу отгрузить готовую машину, т. е. ее нет на складе, то на исполнение заказа уходит самое большее месяц. Заказ на запасные части мы отгружаем в течение 3...4 суток после получения предоплаты, максимум – 11,5 суток. Единственное, есть некоторые сложности с Ярославским моторным, которому тяжело выдержать такие сроки, а львиную долю остальных комплектующих мы производим сами, поэтому можем гарантировать и сроки, и качество. Но это не от хорошей жизни. В 1990-е мы пришли к низкому уровню кооперации, поскольку были вынуждены вернуть на завод производство комплектующих: качество продукции поставщиков упало неприемлемо низко. С экономической точки зрения это не совсем оправданно, поэтому сейчас возобновляем работу с наиболее добросовестными поставщиками, в том числе с зарубежными.

Как видите, мы стараемся, чтобы наши дети и внуки жили в экономически сильной стране, а не в «банановой» республике.