4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Курьер для опасного груза
Бензовозы

Фабрика эталонов

Л. Малютин

Как с полей сражений, поступают сводки о глобальных переменах в мировом машиностроении – слияниях, поглощениях, разделениях. Исчезают одни мировые бренды, на их месте появляются другие, воскресают основательно забытые имена. Островком стабильности в этой переменчивой стихии вот уже 60 лет остается британская компания JCB.

Новинка 2005 г. – экскаватор JZ 140 с «нулевым выносом»

Фирма JC Bamford Excavators Ltd. со дня основания была и остается частной компанией, одним из последних оплотов британского машиностроения. Сегодня компанией управляет сэр Энтони Бамфорд – сын основателя Джозефа Сирила Бамфорда. Такая форма собственности не дает возможности для широкого финансового маневра и обязывает главу компании вести взвешенную, разумную финансовую политику, не пускаясь в авантюры с поглощениями и слияниями, что, вероятно, огорчает биржевых дельцов. Финансовая дисциплина – обязательное, но недостаточное условие для завоевания на рынке лидирующих позиций. Личный изобретательский и предпринимательский талант основателя компании, заложенная им и поддержанная наследниками и коллегами философия стремления к совершенству – та движущая сила, что превратила захолустную мастерскую в международную компанию.

Сегодня производственные мощности JCB насчитывают 15 предприятий в Великобритании, США, Бразилии и Индии с численностью персонала более 4000 человек. Для оптимальной загрузки заводских мощностей производство компактной, средней и тяжелой техники разнесено по разным заводам. Производство кабин, агрегатов трансмиссий и навесного оборудования выделено в отдельные предприятия. Российским покупателям поставляют технику, изготовленную в Британии, а никак не в Индии, где собирают очень ограниченный модельный ряд в тропическом исполнении.

Представители модельного ряда 2005 г. мини-экскаваторы 8014

Наиболее значимым, стратегически важным событием последних лет стал пуск в январе этого года нового завода двигателей JCB Power Systems. Осенью 2003 года компания выкупила 12 акров земли с заводским корпусом площадью 15 000 м2 близ городка Фостон в графстве Дербишир. Выбор места не случаен – в непосредственной близости находятся заводы, размещенные в Ростере, Ютоксетере и Чидле. Производственный потенциал предприятия, на котором работают более 100 человек, превосходит текущие потребности компании и рассчитан на значительное увеличение объемов выпуска. Сегодня с конвейера сходят двигатели трех моделей – атмосферный мощностью 84 л.с. и два с турбонаддувом мощностью 92 и 100 л.с. В течение этого года их изготавливают только для экскаваторов-погрузчиков, поступающих на европейский рынок. К следующему году объемы выпуска увеличат и двигатели начнут устанавливать еще и на телескопические погрузчики.

Что побудило частную компанию потратить несколько лет и инвестировать не один миллион фунтов стерлингов в разработку и организацию производства собственных двигателей? Ведь дизели Perkins и Cummins хорошо себя зарекомендовали и используются многими компаниями, в том числе имеющими собственное моторное производство. Скорее всего, причина в том, что потенциал двигателей именитых производителей почти исчерпан, а значит, нет возможности землеройной машине или тому же экскаватору-погрузчику на 100% реализовать свои возможности.

Кабина экскаватора-погрузчика 4CX

Чтобы сделать шаг вперед, создать новую, лучшую в своем классе машину, к чему всегда стремился основатель компании и чью философию переняли его последователи, нужна была абсолютно новая идея – принципиально новый двигатель. Кто лучше знает, какой двигатель нужен для экскаватора-погрузчика, как не компания, 50 лет выпускающая эти машины, ставшие ее визитной карточкой. Потому-то конструкторы и отказались от традиционного пути – приспосабливать системы машины к характеристикам серийного дизеля, а спроектировали его «наоборот». Сформулировали требования, определили параметры двигателя, при которых гидравлика и трансмиссия работают наилучшим образом, что минимизирует рабочий цикл. Кроме того, двигатель должен отвечать не только текущим нормам по выхлопу и шуму, но и перспективным, иметь большой ресурс и быть удобным в обслуживании.

Какова же ключевая особенность дизеля JCB? Если говорить коротко, то это большой крутящий момент на малых оборотах. Оператор может раньше, еще на низкой частоте вращения начать подъем ковша или копание, сокращая таким образом время рабочего цикла. Вдобавок экономится топливо и сокращаются выбросы в атмосферу.

Представители модельного ряда 2005 г.
мини-экскаваторы 8016

Эта особенность полезна и при подъеме на крутой склон с полным ковшом, т. е. когда нужна большая мощность. Более того, благодаря применению двигателей, адаптированных к системам экскаватора-погрузчика, создаются условия для их дальнейшего совершенствования. Подняв на 10% давление в гидросистеме, конструкторы не только увеличили грузоподъемность и усилие отрыва, но и получили возможность уменьшить габаритные размеры и массу узлов гидросистемы.

Узлы двигателя JCB, в том числе фильтры, не унифицированы с Perkins. Кроме того, в топливную и впускную системы добавлены новые элементы – предварительный топливный фильтр, отделяющий воду, и устройство предварительной фильтрации воздуха с наружным забором воздуха, что позволило увеличить ресурс двигателя и интервалы обслуживания главного топливного и воздушного фильтров.

Сложная, разнесенная по многим предприятиям структура компании требует адекватной системы управления. В 2002 году началось развертывание системы планирования и управления ресурсами SAP R3, объединившей производство трансмиссий, кабин, гидравлики, а в 2004 году – и двигателей. Клиент-серверная R3 заменила физически и морально устаревшую самописную систему на мейнфрейме. От нее ожидают точного планирования материальных, людских и финансовых ресурсов, поддерживающего принцип «точно в срок», на котором строится работа компании. Заводы не работают на склад, вся техника изготавливается под заказ, и на конвейере одновременно собирают разные модели в разной комплектации.

Экскаватор-погрузчик 2005 г. – 4CX

В черте города Ютоксетера в старых заводских корпусах размещается подразделение JCB Heavy Products Ltd. В 1991 году в рамках совместного проекта с Sumitomo – одним из признанных мировых специалистов в области проектирования и производства экскаваторов – завод начал выпускать колесные и гусеничные экскаваторы. Проект успешно развивался, а в скором времени стало очевидно, что JCB может продолжать его самостоятельно.

В 1998 году JCB выкупила долю японского партнера, и в последующие годы стала очевидна правильность этого решения. Технологии Sumitomo были сохранены, равно как и хорошо зарекомендовавшие себя поставщики комплектующих, в том числе Isuzu. Двигатели Isuzu считаются одними из лучших для экскаваторов, и их замена на агрегаты собственного производства пока не планируется. Сохранили и наименование JS – JCB-Sumitomo. Ежедневно с конвейера сходят 14 колесных и гусеничных экскаваторов, но эти объемы уже не удовлетворяют спрос. Городские власти выделили территорию недалеко от города, в ближайшее время на ней возведут современный корпус. Таким образом сразу решится проблема расширения производства, освобождения городской территории и сохранения рабочих мест для местных жителей, а кроме того, переезд снимет проблему с транспортировкой готовых машин на площадку для тестирования за городом.

Новенькие экскаваторы-погрузчики на полигоне

Тестирование – конечный этап контроля качества техники JCB, когда каждая машина на специальных площадках проверяется в течение полутора часов под рабочей нагрузкой. Жесткие требования к системе контроля качества объясняются масштабами производства, разнесенного на полтора десятка заводов: ежедневно только с конвейеров в Ростере сходит 55…60 экскаваторов-погрузчиков и 40 «телескопов».

Отдельное подразделение вырабатывает процедуры контроля и стандарты качества для всех участков, внедряет их и контролирует исполнение, начиная с входного контроля материалов и комплектующих и заканчивая отгрузкой готовых изделий. Каждый участок отвечает за качество своей работы. В большинстве случаев применяют статистические методы контроля и простые стандартизованные процедуры. Тотальному тестированию подвергают наиболее ответственные, нагруженные узлы – экскаваторные стрелы и большие гидроцилиндры. Здесь важно отметить, что процедуры хорошо отработаны и могут легко масштабироваться на новые и расширяющиеся производства. Организационные возможности подтверждены сертификатами ISO 9000 – сертифицированы все производственные и бизнес-процессы.

Экскаватор погружен для вывоза на испытания

Компания инвестировала 27 млн. фунтов стерлингов в складской комплекс World Parts Centre, который начал работу в 2000 году и откуда запасные части поставляют во все страны Европы, в том числе в Россию. В апреле 2004 года запущена в эксплуатацию система управления, включающая аппаратно-программный комплекс, интегрированный с глобальной базой данных служб продаж и сервиса. В базе хранится история каждой машины с момента поступления заказа на нее до утилизации. Помещения комплекса общей площадью 46 500 м2 разделены на зоны, в которых на стеллажах и в патерностерах хранятся запасные части, сгруппированные по размеру, виду и частоте заказа, всего более 85 тыс. наименований на общую сумму 40 млн. фунтов стерлингов.

Каждое рабочее место оборудовано терминалом, а в руке у каждого оператора – сканер штрих-кодов. Никакой бумаги, все транзакции проводятся системой управления. Система отслеживает историю каждой запчасти с момента поступления на склад до отгрузки, компьютер обсчитывает массу и размеры собранного заказа и предлагает оптимальную тару и раскладку в ней деталей. Ежедневно система управления позволяет отгружать до 1600 заказов и обрабатывается такой же объем поступлений. Формирование заказа в среднем занимает до одной смены.

Сроки отгрузки увеличиваются, если поступает требование на редко заказываемые детали, которые не включены в постоянную номенклатуру склада, а также детали для старых моделей, ведь до сих пор еще работает техника, выпущенная 20 лет назад. Однако владельцу такого раритета не стоит беспокоиться: в инженерной службе тщательно хранят все чертежи и изготовить требуемую деталь не составит труда.

Длительное время валютная ситуация складывается не самым лучшим образом для европейских производителей. Тем не менее спрос на технику JCB растет, и компания инвестирует значительные средства в разработки и расширение производства, о чем свидетельствуют пуск завода двигателей, вывод на рынок новых моделей, планы по переносу и расширению производства экскаваторов в Великобритании и строительству второго завода в Индии. Компания проявляет большой интерес к российскому рынку, так что модельный ряд экскаваторов-погрузчиков 2005 года и другие новинки мы увидим в скором времени.


Л. Малютин Основные Средства 05'2005 14 июля 2005

Комментарии (0)