Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
 2
Поиск и устранение неисправностей гидропривода

«Рыси» и снова... «рыси»

Л. Малютин

Легенда гласит, что в далеком 1957-м фермер Эдди Вело из Миннесоты, выращивающий индеек – традиционную американскую пищу в Рождество, пришел в мастерскую братьев Келлер поделиться своим горем: его погрузчик громоздок и тяжел для работы на ферме и своими чудовищными размерами и грохотом ввергает нежных пернатых в состояние стресса, что калорийности им не прибавляет. Помяв замасленной пятерней давно не бритые подбородки, братья решили помочь приятелю. Из подручных средств они сконструировали самоходную трехколесную коляску с вилами. Модель получилась удачной: поворотливой и легкой.

Самый маленький телескопический погрузчик Т2556

Судьба распорядилась так, что в то самое время братья Мелро из Северной Дакоты, поставив на широкую ногу производство жаток для комбайнов, объезжали центральные штаты в поисках новых заказчиков и заглянули на огонек к Эдди. Коляска произвела на них такое впечатление, что они тут же выкупили у Келлеров их концептуальную идею и, более того, дальновидно наняли братьев на работу. Так возникла компания Bobcat. Позже производство жаток братья Мелро продали компании John Deer.

Прошло немало времени, прежде чем погрузчики Bobcat завоевали мир. Настоящая популярность пришла в 1963 г. с моделью М-444. С нее начался бурный рост компании и экспансия на международный рынок. Основное производство погрузчиков в Гвиннере (штат Северная Дакота) значительно расширили, доведя мощность завода до 3700 машин в месяц, и последовательно развивали модельный ряд. С появлением в этом году S205 линейка погрузчиков с бортовым поворотом расширилась до 11 моделей, начиная от мини-погрузчиков 463 и 553 – наследников М-371 Mini-Bob (1971 г.) и заканчивая S300 массой 3700 кг и грузоподъемностью 1400 кг. Цифры в наименовании погрузчиков означают грузоподъемность в десятках фунтов.

Демонстрационная площадка в Лоте, Бельгия. На переднем плане – гусеничный мини-погрузчик MT52

В чем же причина популярности погрузчиков Bobcat? Не только в компактности, маневренности и подкупающей простоте управления, но и в их универсальности. Достаточно беглого взгляда на производственную структуру, чтобы понять, какое значение компания Bobcat придает ассортименту навесного оборудования. За полвека только самой компанией создан арсенал из примерно 60 видов агрегатов, в том числе такие интересные для малоэтажного строительства устройства, как бетоносмеситель и бетононасос. Еще больше разнообразия вносит в этот перечень оборудование, предлагаемое сторонними производителями. С помощью механизма быстрой смены Bob-Tach, изобретенного в 1970 г., оператор легко меняет один агрегат на другой, успевая за смену выполнить множество задач. Гидрофицированный механизм Bob-Tach упрощает его работу – оператор может реже покидать кабину, а механизм перекоса Tilt-Tach еще более расширяет возможности погрузчика.

К «фамильным чертам» погрузчиков Bobcat можно отнести гидростатическую трансмиссию с массивными цепными передачами, ведущими от гидромоторов к бортовым редукторам, и два варианта конструкции стрелы: с радиальным и вертикальным подъемом, у каждой из которых есть свои достоинства. Треугольная схема рычагов, использованная еще на первом «самоходном погрузчике», – простая и эффективная. При подъеме груз описывает дугу, чем обеспечивается больший, чем у схемы с вертикальным подъемом, вылет на средней высоте.

Последние штрихи на сборке телескопического погрузчика

Более сложная параллелограммная схема рычагов вертикального подъема при такой же грузоподъемности предлагает больший вылет на максимальной высоте, что удобнее при загрузке грузового автомобиля с высокими бортами. Кроме того, грузоподъемность погрузчика остается постоянной независимо от высоты подъема груза, а работа с такой стрелой при подъеме тяжелых строительных материалов или вплотную к препятствию безопасней.

В 2001 г. компания предложила рынку новую концепцию – погрузчик с комбинированным поворотом, представленный сегодня моделью А300. В новинке акцент сделан на главное достоинство погрузчика – маневренность и добавлен плавный, комфортабельный поворот всеми колесами или только передними, не причиняющий вреда шинам и опорной поверхности.

Не обойден вниманием и новый, развивающийся сегмент гусеничных погрузчиков, в который компания вошла в 1999 г., создав модель Т200. В последующие годы линейку этих машин расширили до четырех моделей грузоподъемностью 800…1400 кг. Представляют интерес две модели миниатюрных гусеничных погрузчиков – МТ52 и МТ55, эдакие «лопаты с моторчиком», за которыми оператор идет или едет, стоя на подножке. В основном эти машины предназначены для развитого в Европе и Америке рынка аренды. По своим возможностям мини-погрузчики не отстают от «старших братьев». Для них разработано около 20 наименований сменного оборудования, в том числе такие достаточно сложные агрегаты, как гидромолот, траншеекопатель, плуг для прокладки кабеля и др.

Мини-экскаватор на разборке здания

На европейском рынке компания появилась в 1965 г. Попытки наладить производство погрузчиков для Европы сначала в Англии и затем в Италии не увенчались успехом. Ситуация упростилась, когда в 1970-х недалеко от Брюсселя в г. Лот был создан маркетинговый центр с большим складом и организован ввоз техники и запасных частей из США. Несмотря на неудачи, компания не похоронила замысла организовать в Европе производство, выбрав путь, оказавшийся успешным и перспективным. Bobcat приобрела в 2000 г. у французской промышленной группы Fayat завод по производству телескопических погрузчиков в Поншато и одновременно вошла в новый для себя сегмент рынка.

Телескопические погрузчики изобрели сравнительно недавно. Рассказывают, что два даровитых американских студента, выполняя дипломный проект, придумали концепцию компактного самоходного шасси с выдвижной стрелой и ковшом на конце. Однако реализовали их идею не американцы, а европейцы. Практически одновременно в 1970 г. на рынок вышли погрузчики с телескопической стрелой британской компании JCB и французской Sambron, которая в 1986 г. вошла в состав холдинга Fayat Group.

Целиком отдав завод в Поншато под «телескопы», перестроили производственные линии. Ушли в историю некогда знаменитые, выпускавшиеся в большом количестве думперы Sambron.

12-метровый Т35120L

Примерно полтора года назад моделью Т3571 завершилось обновление модельного ряда, состоящего из восьми моделей: компактных Т2556 и Т2566 грузоподъемностью 2,5 т, размеры которых позволяют въезжать в ворота 2х2,2 м; Т3571 и Т3571L (с устройством выравнивания рамы) с высотой подъема до 7 м и грузоподъемностью 3,5 т; Т35120L и T35120SL (с опорами) с высотой подъема 12 м и грузоподъемностью 3,5 и 4 т; «старших» моделей Т40140 и Т40170 грузоподъемностью 4 т и высотой подъема 14 и 17 м, которые в базовой комплектации оснащены опорами.

Основные изменения коснулись дизайна кабины (она стала комфортабельней и функциональней), компоновки моторного отсека и конструкции стрелы. «Продвинутая» стрела advanced boom коробчатого сечения сваривается из двух штампованных профилей, выполненных из тонкой, но значительно более прочной, чем на предшествующих моделях, стали. На «младших» моделях Т2556…Т3571L применена двухсекционная стрела с гидравлическим механизмом телескопирования, на «старших» – трехсекционная, а на Т40170 – четырехсекционная. Механизм телескопирования стрел состоит из гидроцилиндра и двух цепных передач – на выдвижение и втягивание. Стрела навешивается на легкую и одновременно жесткую несущую раму коробчатого сечения, или «монокок», как ее называют в компании, тогда как большинство других производителей использует две массивные балки, соединенные поперечинами.

Сборочная линия телескопических погрузчиков в Поншато, Франция

Пожалуй, раму можно назвать главной «фамильной чертой» телескопических погрузчиков Bobcat. Ее нижняя плоскость одновременно выполняет ограждающую функцию, защищая агрегаты трансмиссии от повреждений. Гидростатическая трансмиссия – третья «фамильная черта» этих машин Bobcat.

От самой лучшей механической трансмиссии гидравлика отличается плавностью хода, бесступенчатым изменением скорости и функцией inching, когда оператор на полных оборотах двигателя манипулирует грузом, одновременно очень медленно продвигая шасси. Функция inching совмещена с педалью тормоза, и оператор использует ее просто и органично.

Кроме опор в качестве основных опций предлагают механизм выравнивания рамы, куда входят гидроцилиндр на переднем мосту справа, позволяющий изменять угол наклона рамы на ±6°, параллелограммный механизм сдвига рамы, упрощающий подачу груза на большие высоты, а также набор электронных систем безопасности, блокирующих выдвижение стрелы и подъем опор. В максимальной комплектации машина получает полную «защиту от дурака». Для телескопических погрузчиков разработана также широкая гамма навесного оборудования и компанией Bobcat, и множеством сторонних поставщиков, например подъемные платформы. А возможность управлять стрелой с радиопульта позволяет оператору еще и совмещать профессии.

17-метровая модель Bobcat Т40170

В 1986 г. Bobcat, оценив потенциал молодого, своеобразного рынка мини-экскаваторов, наладил на своем основном заводе в Гвиннере сборку по лицензии пяти моделей. Первый опыт дал повод для оптимизма, и через три года компания начала производить уже собственный модельный ряд на специально построенном для этого заводе в Бисмарке, Северная Дакота.

В 1993 г. запустили третье по счету поколение мини-экскаваторов Bobcat, которое в 2002-м сменило четвертое, современное поколение. С появлением в феврале этого года самой тяжелой «444-й» модели линейка выросла до 15 моделей массой от 820 кг до 7,5 т. Все модели оснащены резиновыми гусеницами, поворотной стрелой, а платформа старших моделей выполнена в соответствии с концепцией «нулевого выноса» – при повороте «корма» не выходит за габариты гусеничной тележки. Сочлененная стрела (опция) еще более расширяет возможности экскаватора в плотной городской застройке.

У экскаваторов характерное для всей техники Bobcat простое, интуитивно понятное управление. Машину легко освоить самостоятельно, без инструктора и руководства пользователя. Навесное оборудование изготовлено на том же заводе, а кроме того, с мини-экскаваторами совместимо оборудование, разработанное для погрузчиков с бортовым поворотом.

«Младшая» модель Т180

Не так давно в ассортименте компании появились оригинальные многофункциональные машины Toolcat, скомпонованные как грузовой автомобиль: двухместная кабина над двигателем, сзади самосвальная грузовая платформа. Впереди Toolcat несет грузовую стрелу с механизмом Bob-Tach. У машины благодаря полному приводу и всеми четырем управляемым колесам хорошая маневренность и высокая проходимость. Применение навесного оборудования для погрузчиков позволяет выполнять различные виды работ, а также транспортировать груз на платформе или буксировать прицеп.

С момента своего рождения компания Bobcat исповедует подход к конструированию машин и навесного оборудования, основанный на инновациях и универсализме. Даже небольшим парком машин Bobcat с помощью набора сменного оборудования потребитель может решить широкий круг задач. А для решения новых достаточно пополнить этот набор. Может оказаться, что один и тот же агрегат подходит и к погрузчику с бортовым поворотом, и к экскаватору, и к грузовичку Toolcat. Возможно, что благодаря этому подходу компания заняла лидирующие позиции на рынке и на многие годы вперед определила стратегию развития.


Л. Малютин Основные Средства 05'2005 14 июля 2005

Комментарии (0)