Критерии выбора лесных машин
 9
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Гидравлический молот может работать под водой
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора

Соответствовать требованиям прогресса

И. Ходорченко

Продукцию Брянского автомобильного завода (ныне – ООО «Брянский завод колесных тягачей») еще лет десять назад можно было увидеть в основном на военных парадах на Красной площади. Одно из старейших в России машиностроительных предприятий было создано в 1958 году именно для выпуска специальной колесной техники для Вооруженных Сил страны. За последние годы конструкторы ООО «БЗКТ» обновили и значительно расширили модельный ряд машин, переориентировав многие из них для работы в народном хозяйстве. Столь востребованные в военной отрасли «фирменные» качества БАЗов – вездеходность и высокая грузоподъемность – стали основными достоинствами выпускаемых сегодня шасси гражданского назначения.

Реактивная система залпового огня «Ураган» на шасси 135ЛМП

Производство на Брянском заводе начиналось в тесном сотрудничестве с АМО ЗИЛ. В конце 1950-х – начале 1960-х завод выпускал автомобили, разработанные в СКБ В.А. Грачёва, – большой плавающий автомобиль ЗИЛ-485, бронетранспортер БТР-152, шасси ЗИЛ-135К и ЗИЛ-135ЛМ. В 1961 году на ЗИЛе были изготовлены первые образцы шасси ЗИЛ-135К под монтаж макета для крылатых ракет П-5. На параде на Красной площади 7 ноября 1961 года зарубежные военные эксперты были потрясены при виде первых советских мобильных ракетных установок на уникальных четырехосных полноприводных шасси с несравненно лучшей, чем у предшественников, проходимостью, что свидетельствовало о реальных достижениях СССР в этой области. Правительство приняло решение срочно организовать серийное производство шасси 135К в Брянске. С 1960 года на Брянском заводе начало работать конструкторское бюро, и в 1966-м в серийное производство пошло первое шасси собственной конструкции – 125МБ, которое в отличие от шасси 135К комплектовали одним дизелем – ЯМЗ-238Н. В схему трансмиссии был включен вновь разработанный узел – раздаточная коробка с межбортовым дифференциалом. Подвеска передних и задних колес стала независимой торсионной. На этом шасси монтировали такие ракетные комплексы, как «Редут» и «Рейс».

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» на шасси БАЗ-5937/39

В 1966 году отдел главного конструктора Брянского автозавода совместно с НИЭМИ (Москва) приступил к созданию семейства специальных плавающих шасси БАЗ-5937, -5938 и 5939 для зенитно-ракетного комплекса «Оса», оснащенных водометом, что позволяло им передвигаться по воде, мощным ходовым дизелем, средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания комплекса (от газотурбинного агрегата и от генератора отбора мощности ходового двигателя). В 1971 году началось их серийное производство, а сам комплекс был принят на вооружение. Выпуск шасси БАЗ-5937 и БАЗ-5939 продолжался до 1990 года. «Осу» поставляли в 25 стран мира, а в Вооруженных Силах России ее эксплуатируют по сей день.

В 1970 году Брянский автозавод совместно с заводом «Баррикады» (г. Волгоград) начал работы по созданию корпусных плавающих шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 для тактического ракетного комплекса «Точка». С мая 1974 года началось серийное производство этих полноприводных машин (колесная формула 6х6), которые отличала повышенная мореходность (ходят по волне до 2 баллов) и расположение мотора – его перенесли с кормы в отсек за кабиной. Независимая торсионная подвеска всех колес обеспечивала высокую проходимость. Малый радиус поворота делал шасси более маневренным, что достигалось благодаря принятой схеме рулевого управления с передними и задними управляемыми колесами.

«Точка» на шасси БАЗ-5921/22

В 1971 году по заданию Центрального автотракторного управления Минобороны на Брянском автозаводе развернуты работы по созданию нового семейства специальных колесных шасси для различных систем вооружения. В 1979-м после утверждения соответствующей документации начался серийный выпуск плавающего шасси БАЗ-6944. На нем был смонтирован оперативно-тактический комплекс «Ока». Эта ракета на десятки лет опередила аналогичные западные разработки, прогрессивным было и созданное для нее шасси. В передней части корпуса БАЗ-6944 находится кабина управления, за ней – моторный отсек, остальную часть корпуса занимает грузовое отделение. Крутящий момент от двигателя к колесам передается посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности. Трансмиссия состоит из пятиступенчатой гидромеханической коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов.

Ракетный комплекс «Рейс»

Создатели машины сделали ведущими все восемь колес, причем первый и второй мосты – управляемые. Отметим, что на шасси были установлены широкопрофильные шины с регулируемым давлением. Подвеска всех колес – независимая торсионная. Автомобиль способен не только перемещаться по бездорожью, но и преодолевать водные преграды. Движение БАЗ-6944 на плаву осуществляется за счет работы двух водометных движителей. В 1988 году комплекс «Ока», несмотря на свои уникальные возможности, попал под ликвидацию в рамках договора ОСВ-2.

В последующие годы специалисты Брянского автозавода, а позже ООО «Брянского завода колесных тягачей» продолжили совершенствовать производимую технику. Традиции, сложившиеся за полувековую историю предприятия, давно стали гарантом качества и надежности для потребителей техники марки БАЗ. Успешные технологические и научные разработки позволяют машинам ООО «БЗКТ» всегда соответствовать современным требованиям прогресса.

И. Ходорченко Основные Средства 04'2005 15 июня 2005

Комментарии (0)