Прошлое и будущее челябинских машин

В. Семёнов

Акционерное общество «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЗАО «ЧСДМ») расширяет модельный ряд фронтальных погрузчиков и запускает в производство две новые машины легкого и тяжелого классов – В-125 и В-190. Эксперты прогнозируют им большое будущее. Первые образцы новинок появятся уже в конце этого года. Параллельно с этим проводится совершенствование существующего модельного ряда.

Производство машин для дорожного строительства ЗАО «ЧСДМ» – тогда еще «Челябинский завод дорожных машин им. Колющенко» – начало после войны, в 1946 году. Долгое время приоритетными направлениями в производственной программе оставались строительные машины и техника для горнодобывающей отрасли – бульдозеры, скреперы и автогрейдеры, которые экспортировались в 53 страны мира.

Ныне ЗАО «ЧСДМ» входит в состав дивизиона «Стройдормаш» (холдинг «РусПромАвто») и специализируется на выпуске дорожно-строительной техники, которая широко используется в лесной, горной, строительной, дорожной, нефтегазовой и золотодобывающей отраслях промышленности. Сегодня ЗАО «ЧСДМ» выпускает восемь видов строительно-дорожной техники: автогрейдеры А-120 полутяжелого и ДЗ-98 тяжелого класса, фронтальные погрузчики В-138, В-160 и ТО-40, бульдозер ТС-10 «Добрыня» и сочлененные самосвалы ВДС-16 и ВДС-25, которые не имеют аналогов в России. Кроме этого предприятие производит рабочую оснастку широкого спектра – грейдерные и бульдозерные отвалы, челюстные захваты, рыхлительное, погрузочное и другие виды оборудования, оригинальные запчасти и осуществляет ремонт техники.

Основное направление деятельности ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» – выпуск высокоманевренных тяжелых полноприводных фронтальных погрузчиков сочлененной конструкции. В секторе этих машин ЗАО «ЧСДМ» остается признанным лидером рынка России. Сейчас погрузчики являются одним из самых востребованных видов техники на рынке строительного оборудования. Спрос и производство погрузчиков сопоставимы с этими показателями для полноповоротных одноковшовых экскаваторов и бульдозеров. Одноковшовый фронтальный колесный погрузчик – это гибрид экскаватора с автомобилем-самосвалом, где ковш экскаватора и кузов самосвала преобразуются в широкий ковш погрузчика. Конечно, из-за его ширины нет возможности разрабатывать прочные грунты. Назначение подобной машины в другом – захват и погрузка сыпучих материалов. Из-за распределения центра масс погрузчик не может передвигаться на большие расстояния со скоростью автомобиля, однако он незаменим на загрузке расходных бункеров асфальто- и цементобетонных заводов инертными материалами. На складах песка и щебня он загрузит автомобиль-самосвал за 2...3 цикла работы, тогда как экскаватору для этого понадобится 6...8 циклов.

Производственную линейку погрузчиков ЧСДМ открывает 14-тонная многофункциональная модель В-138, используемая не только в строительстве и на открытых горных разработках, но и в коммунальных службах городов, а также в промышленном производстве.

Погрузчик выпускают в трех вариантах: В-138.0 с универсальным ковшом вместимостью 2,2 м3; В-138.1 с ковшом для скальных пород вместимостью 2,1 м3 и В-138.2, оснащаемый 2-кубовым челюстным погрузочным ковшом, грузоподъемностью 3,8 т и высотой разгрузки до 3,2 м. Все модели комплектуют 180-сильным шестицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-236М2 и гидростатической трансмиссией с бесступенчатым регулированием объема гидронасосов. В текущем году планируется существенный рост объемов реализации этих машин, снискавших популярность у потребителей России, Украины и Казахстана.

Среднее положение в модельном ряду занимает фронтальный погрузчик В-160, в конструкции которого использовано восемь уникальных изобретений и патентов. Эту универсальную машину, используемую в горнодобывающей отрасли, дорожном, гидротехническом строительстве, на выбор оснащают двумя двигателями – 240-сильным дизелем ЯМЗ-238М2 или американским 215-сильным агрегатом Cummins 6CT8.3-C215 с электростартерным пуском. Гидромеханическая коробка передач ZF 4WG-210 с ручным и автоматическим режимами работы обеспечивает четыре передачи переднего хода и три передачи заднего хода. По заказу для эксплуатации в условиях умеренного и тропического климата кабину с защитой ROPS/FOPS оборудуют кондиционером Konvekta и сиденьями Grammer. Номинальная грузоподъемность ковша вместимостью 3,4 м3 составляет 6,2 т.

Вершина производственной программы ЧСДМ – ТО-40 – один из самых мощных в России погрузчиков. Его комплектуют погрузочным оборудованием четырех видов: 4,2-кубовым основным ковшом, обеспечивающим заглубление 840 мм, скальным ковшом вместимостью 3,7 м3 с захватом шириной 3200 мм, двухчелюстным захватом вместимостью 3,4 м3 и челюстным захватом для длинномерных грузов (например, бревен) массой до 7,2 т. Высота разгрузки в зависимости от вида применяемого оборудования колеблется от 3,25...3,2 м (ковши) до 3,0...2,9 м (захват). Кроме двигателя ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. погрузчик оснащают 260-сильным дизелем Cummins. Гидромеханическая коробка передач – ZF 4WG-260.

Тесные связи с поставщиками комплектующих и жесткий контроль качества позволили сертифицировать ЗАО «ЧСДМ» по системе ISO 9001:2000/ EN ISO 9001:2000. Вся выпускаемая предприятием продукция удостоена многочисленных наград: дипломов и медалей представительных российских и международных выставок.

Недавно главный металлург завода А.В. Махетов был признан инженером года в номинации «Машиностроение» по итогам Всероссийского конкурса за 2004 год. В 2005 году намечена модернизация производимой ЧСДМ спецтехники и предполагается начать выпуск новых образцов колесных фронтальных погрузчиков В-125 и В-190.

Самым маленьким в перспективном модельном ряду станет погрузчик В-125. Он будет адресован в первую очередь коммунальным службам и предприятиям, занятым на рассредоточенных объектах строительства с небольшими объемами работ. Ожидается, что В-125 станет самой востребованной машиной своего класса на рынке строительной техники благодаря своей универсальности и доступной цене. Погрузчик планируется комплектовать 107-сильным дизелем и 1,5-кубовым ковшом для погрузки 2,5 т груза в самосвалы с высотой борта 2,8 м от уровня стоянки. Адаптер для сменного оборудования значительно расширит сферу применения В-125 и универсальность в коммунальном, дорожном строительстве и на общестроительных видах работ.

Флагманом модельного ряда погрузчиков ЧСДМ станет 26-тонный атлет В-190. Этот богатырь, специально созданный для тяжелых работ в карьерах, погрузки скальных пород и других кусковых и сыпучих материалов, демонстрирует завидную грузоподъемность – до 9 т. Вместимость стандартного ковша составит 5,0 м3. По производительности В-190 вплотную приближается к тяжелым 50-тонным карьерным погрузчикам (грузоподъемность 10...12 т, ковш 6...7 м3) и закрывает брешь в типаже тяжелых фронтальных погрузчиков для больших объемов работ.

Как и В-160 и ТО-40, этот погрузчик будут оснащать проверенным дизелем ЯМЗ-238М2, но благодаря различиям в компоновке конструкции конструкторам удалось добиться разной грузоподъемности всех машин. Погрузчик В-190 заинтересует предприятия машиностроительной, металлургической отраслей, а также компании, занятые в гидротехническом, энергетическом и дорожном строительстве.

Как видим, ЗАО «ЧСДМ» осваивает не только новые виды продукции – самосвалы и бульдозеры, но и прежде пустовавшие ниши фронтальных погрузчиков с вместимостью ковша от 1,5 до 5,0 м3, расширяя модельный ряд. Проектно-конструкторский отдел завода также работает над совершенствованием эргономики кабины, навесного оборудования и удобства обслуживания техники. Челябинские машиностроители достигли больших высот в освоении новых рубежей. Положительным фактором дальнейшего роста и технического совершенствования продукции служит учет заводчанами всех пожеланий потребителей по модернизации выпускаемого спектра машин и оборудования с маркой ЧСДМ.


В. Семёнов Основные Средства 04'2005 15 июня 2005

Комментарии (0)