Самые лёгкие грузовики

С. Ионес

Данный материал рассказывает о тех моделях отечественных малотоннажных автомобилей, которые выпускаются в большом количестве и широко представлены в автосалонах.

Обзор автомобилей малой грузоподъемности следует начать с пикапов, созданных на базе легковых машин. Традиционно они считаются транспортом для малого бизнеса. За последние 10 лет на рынке появились пикапы на базе основных отечественных легковых моделей.

В России почти все пикапы по традиции оснащают жестким верхом, иначе невозможно защитить содержимое кузова от злоумышленников. Поэтому такие машины обычно причисляют к фургонам, однако в отличие от многих зарубежных моделей у большинства современных российских пикапов верхняя часть кузова (так называемый «топ») не интегрирована в боковины, а является легкосъемным элементом. Основой кузова таких машин, как Иж-2715, Иж-2717, базовые модели ВИС, является бортовая платформа, и это позволяет расценивать их как пикапы со съемной надстройкой. Фургонами же будем считать такие машины, как ВИС-1705 или модификации ВИС-2345, ВИС-2347, на которых вместо платформы на раме установлена цельная «будка».

У пикапов немало преимуществ. Прежде всего это самые маленькие грузовики. На них удобно пробираться в плотном потоке транспорта, как на обычной легковой машине. Их компактность и маневренность в полной мере проявляются в тесных дворах складов и магазинов. Пикап можно хранить во дворе жилого дома или в обычной «ракушке», ведь он занимает столько же места, сколько и легковой автомобиль. Спрос на пикапы должен возрасти с введением ограничений на въезд в исторический центр крупных городов машин класса «ГАЗель». Наконец, пикап можно доверить даже водителю с квалификацией автолюбителя- «подснежника», который никогда не садился за руль грузовика: ему понадобится только научиться маневрировать «по зеркалам».

В советское время основным производителем пикапов в стране являлся Ижевский автозавод. В 1980-е, когда конструкторы завода разрабатывали новую легковую модель Иж-2126, одновременно создали также пикап Иж-2717 на ее базе. Модель ждала своего часа 10 лет. В 1999 году Иж-2717 пришел на смену стоявшему на конвейере без малого 30 лет Иж-2715. У нового пикапа колесная база по сравнению с легковой машиной удлинена, а вместо пружинной задней подвески установлена рессорная. Расположенный под платформой подрамник заметно отличается от лонжеронов кузова легковой «Оды». Такая конструкция позволила увеличить ресурс автомобиля и поднять грузоподъемность до 600...700 кг. Кузов прежнего Иж-2715 был в значительной мере унифицирован с легковым седаном, а грузоподъемность составляла лишь 450...500 кг.

Довольно долго Иж-2717 оснащали в основном двигателем Уфимского завода УЗАМ-3317, который был создан на базе удачного двигателя прошлых лет УЗАМ-412, а отличался от него в основном увеличенным до 1,7 л рабочим объемом. В последний год отношения между заводами «Ижмаш» и УЗАМ осложнились, поэтому все машины семейства «Ода», включая пикапы, стали комплектовать двигателями ВАЗ-2106.

Фирма «ВАЗинтерсервис» из Тольятти создала пикап, построенный по иной схеме, чем ижевские модели. На старом и новом пикапах Иж кабина с платформой выполнены как единое целое. На автомобилях ВИС к передней половинке легкового кузова приваривают самостоятельную раму, на которую отдельно от кабины устанавливают либо бортовую платформу, либо какой-нибудь специализированный кузов. Задняя подвеска машин ВИС рессорная, причем использованы рессоры от Иж-2717, иногда усиленные дополнительными листами. Грузоподъемность основных моделей пикапов ВИС – 400...500 кг. Первой моделью данной серии стал ВИС-2345 – грузовой вариант «Жигулей» ВАЗ-2105. Его выпустили в удачный момент, когда в Ижевске переходили с «пятнадцатой» на «семнадцатую» модель, а пикапы на какое-то время превратились в дефицит. Потом новая ижевская модель стала массовой, но ВИС уже закрепился на рынке и стал ее достойным конкурентом. Сегодня это самый распространенный пикап ВИС. Популярности ВИС-2345 способствует то, что он базируется на проверенных десятилетиями узлах «Жигулей». Отсюда же его недостатки – большой радиус поворота, избыточное по современным меркам усилие на руле.

По такому же шаблону, как и «45-я» модель, выполнен ВИС-2347, только базой для него послужил ВАЗ-2109. Соответственно это один из немногочисленных отечественных грузовиков с приводом на передние колеса. Усилие на руле у него меньше.

«ВАЗинтерсервис» предоставляет покупателю право выбора: нравится автомобиль классической компоновки – приобретайте ВИС-2345. Больше по душе передний привод – берите ВИС-2347. Грузовые платформы и кузова-фургоны у этих автомобилей одинаковые. Кстати, о кузовах. Помимо бортовых машин с пластиковым «топом» в последнее время все большее распространение получают мебельные, промтоварные и изотермические фургоны. Будки для них строят несколько разных предприятий.

Полноприводного джипа-пикапа отечественный потребитель ждал много лет. Попытку сделать пикап на базе «Нивы» в начале 1990-х предприняла фирма «Восточное кольцо», но ей удалось выпустить только небольшое количество таких автомобилей. Инициативу подхватил «ВАЗинтерсервис». Пикап ВИС-2346 из «Нивы» сделали по той же схеме, что из «Жигулей». У ВИС-2346 в отличие от «45-й» и «47-й» моделей есть две модификации с удлиненной 5-местной кабиной. Такие машины встречаются довольно редко, но все-таки они относятся к серийной продукции и купить их при желании можно.

Свой вариант «Нивы»-пикапа предложил сам Волжский автозавод. В Опытно-промышленном производстве ВАЗа помимо пассажирских версий «Нивы» с удлиненной базой выпустили ее грузовой вариант ВАЗ-2329. В отличие от пикапов ВИС это автомобиль с несущим кузовом, у которого платформа объединена с кабиной. Причем кабина 4-местная, с двумя рядами сидений. Пружинная задняя подвеска от базовой модели определяет меньшую, чем у ВИС-2346, грузоподъемность, но повышает плавность хода.

Среди продукции «ВАЗинтерсервиса» особняком стоит фургон ВИС-1705. Автомобиль построен по иной схеме, чем остальные модели предприятия. Передняя часть и днище кузова целиком взяты от ВАЗ-21099. От легковой машины осталась также пружинная задняя подвеска. Каркас грузового отсека сварен из труб прямоугольного сечения, а наружные панели – пластиковые. Верх несъемный, поэтому ВИС-1705 является не пикапом, а настоящим фургоном. Дизайн автомобиля практически на европейском уровне 1980–1990-х годов. ВИС-1705, как и ВАЗ-2329, сохранил пружинную заднюю подвеску легкового автомобиля, что снижает его грузоподъемность.

Отличной базой для пикапа могла бы стать «Волга», большой и прочный автомобиль с тяговитым, практически грузовым двигателем. В советское время Горьковский автозавод пикапов не выпускал, но ремонтные заводы строили пикапы и фургоны на базе ГАЗ-24. Существовало несколько типовых проектов таких машин, однако в документах Министерства автомобильной промышленности они не числились и собственных индексов у них не было. В 1992–1994 годах автозавод выставлял прототипы пикапа «Бурлак» на базе ГАЗ-31029, но выпустить эту машину серийно не решился, опасаясь, что она станет конкурентом «ГАЗели».

Новой попыткой воплотить идею стал автомобиль ГАЗ-1731 «Трофим», построенный на основе ГАЗ-3110 или ГАЗ-31105 по той же схеме, что и ВИС: «половина» легкового кузова с рамой сзади. Двигатель и агрегаты «Волги», более мощные, чем узлы автомобилей ВАЗ, позволяют такой машине перевозить до 950 кг груза. Кимовский завод «Гидропривод» выпускает «Трофим» в трех исполнениях: фургон 17310В с цельнометаллическим кузовом размерами 2300х1820 мм, пикап 173100 с грузовым отсеком размерами 2120х1795 мм и цельнометаллический фургон-пикап 17310А со съемной верхней частью.

А теперь перейдем к автомобилям, семейства которых состоят из легких грузовиков, фургонов и микроавтобусов. Излишне представлять читателю автомобили семейства «ГАЗель». Эта машина – не просто настоящий хит автомобильного рынка нашей страны. Это эпохальная, знаковая для российского автомобилестроения 1990-х годов модель, открывшая целый класс 1,5-тонных грузовиков. Сегодня выпускаются не только бортовые грузовики, фургоны и автобусы. Достаточно массовой стала модификация с удлиненной кабиной ГАЗ-33023. Все больше на дорогах «ГАЗелей» с удлиненной базой, выпускаемых, правда, не самим ОАО «ГАЗ», а небольшими тюнинговыми фирмами. В 2003 году машина не только пережила рестайлинг, тогда же «ГАЗель» перестали комплектовать устаревшим, но любимым многими водителями двигателем ЗМЗ-402. Недолго продержалась и модификация с похожим по конструкции двигателем УМЗ-421 Ульяновского моторного завода. Теперь все «ГАЗели» оснащают двигателями семейства ЗМЗ-406, современными по конструкции, но дорогими в ремонте.

У «ГАЗели» есть младший брат – «Соболь» грузоподъемностью 900 кг. Он отличается не только укороченной колесной базой, но и полностью измененной конструкцией агрегатов ходовой части. Его семейство состоит из фургонов, автобусов и грузопассажирских «комби». Бортовой «Соболь» ГАЗ-2310 строили серийно, но массового распространения он пока не получил.

У зарубежных производителей самая маленькая по размеру модификация фургона и автобуса с короткой базой и низкой крышей считается самой демократичной. Почему-то модификацию «Соболя» с низкой крышей и поднимаемой наверх задней дверью ГАЗ позиционирует как микроавтобус класса «люкс» и выпускает только в пассажирском варианте. Эта машина носит собственную марку «Баргузин».

Настоящие ветераны отечественного рынка малотоннажных автомобилей – бескапотные УАЗы. Широко распространено мнение, что УАЗ-3303 и УАЗ-3741 – «устаревшие» модели, что у них очень низкий уровень комфорта для водителя и пассажиров. На самом деле УАЗ – уникальный автомобиль, незаменимый в тяжелых дорожных условиях. Это настоящий автомобиль для России, сделанный без оглядки на пресловутый «мировой уровень». Он сочетает в себе проходимость настоящего вездехода, компактность легкового автомобиля и вместимость грузовика. В последние годы завод делает определенные шаги, чтобы повысить уровень комфорта в кабине.

Например, на грузовики и микроавтобусы последних выпусков устанавливают современные сиденья от легкового внедорожника. Возможно, на сегодня эта машина – не самый лучший вариант для перевозки грузов в большом городе, но в районах с плохими дорогами она просто незаменима. Впрочем, для УАЗа нашлась работа и в городе. Такими машинами пользуются ремонтные бригады коммунальных служб. Особый комфорт для них значения не имеет: ездят они на короткие расстояния. Зато исключительная проходимость автомобиля УАЗ позволяет без проблем штурмовать сугробы, раскисшие газоны и ледяные горки во дворах. Именно у коммунальщиков пользуется спросом бортовой УАЗ-39094 с удлиненной 5-местной кабиной.

Конечно, российским моделям малотоннажных грузовых автомобилей есть достойная альтернатива. Рынок нашей страны насыщен иномарками аналогичного класса, причем подержанные часто стоят не дороже, чем новые отечественные автомобили. Особенно это относится к микроавтобусам, фургонам и легким бескапотным грузовикам. И все-таки потребитель не отказывается от поддержки отечественного производителя. В этом секторе рынка российское автомобилестроение на внутреннем рынке остается конкурентоспособным.



Помимо отечественных малотоннажных автомобилей, выпускаемых в настоящее время, на рынке представлены недорогие подержанные модели, снятые с производства в недавнем прошлом. Найти хорошо сохранившийся экземпляр любой из них вполне реально. Прежде всего это Иж-2715, классический советский пикап, модификация устаревшего, но добротного автомобиля «Москвич». Простой, дешевой в ремонте машине требуется тем не менее обязательная замена старых диагональных шин на современные радиальные. Экономия на антикоррозионной обработке кузова и регулярные перегрузки быстро «убивают» такой автомобиль.

Первый в России серийный грузовик с передним приводом «Москвич-2335» распространен меньше, так как «тираж» был небольшой. Автомобиль исключительно удобный для ремонта, но требующий грамотной эксплуатации. Другие его достоинства – большая вместимость и грузоподъемность 700...800 кг. Недостаток – дорогие запчасти.

О массовом микроавтобусе РАФ-2203 мнения противоречивые. У машины, построенной на компромиссах, много недостатков, однако большая вместимость, ремонтопригодность кузова и «волговских» агрегатов, а также низкая цена привлекают многих.

Наконец, «ГАЗель» старого образца, выпущенная до 2003 года. Чем-то хуже, а чем-то лучше нынешней. И главное, что, выбирая старую «ГАЗель», легко найти экземпляр с дешевым в эксплуатации двигателем ЗМЗ-402.

С. Ионес Основные Средства 04'2005 15 июня 2005

Комментарии (0)