На пути к идеальному трактору

В. Ковригин

1 июня 2003 года одному из первенцев отечественного тракторостроения – Челябинскому тракторному заводу исполнилось 70 лет. Челябинские тракторостроители прошли трудный, славный путь – от первых гусеничных тракторов С-60 мощностью 60 л.с. с двигателем, работающем на лигроине, до современного промышленного трактора ДЭТ-320 мощностью 320...350 л.с. Мало кто знает, что именно на Челябинском тракторном был создан один из первых отечественных дизелей.

Довоенный период деятельности завода характеризовался наращиванием производства военной техники и созданием гусеничных тракторов и дизельных двигателей к ним. В 1937-м были завершены работы и освоено серийное производство гусеничных тракторов С-65 с дизелем, конструкция которого на Всемирной выставке в Париже была отмечена высшей наградой – дипломом «Гран-при». Параллельно продолжались работы по освоению производства тяжелых танков KB и артиллерийского тягача С-2 мощностью 105 л.с.

В марте 1940 года с конвейера завода сошел стотысячный трактор, а в декабре – первый танк. В годы войны завод работал для нужд фронта – было выпущено более 18 тыс. танков и самоходных установок и более 48 тыс. танковых двигателей. В послевоенный период выпуск гражданской продукции возобновили: в январе 1946 года собран первый послевоенный гусеничный трактор С-80, серийное производство которого началось в июле того же года. Новый трактор нашел широкое применение в различных отраслях народного хозяйства – от строительства Волго-Донского канала и прокладки нефтепроводов до освоения целинных и залежных земель.

Дизель-электрический трактор ДЭТ-320

Машины с маркой ЧТЗ находили широкое применение в различных отраслях строительства и промышленности, и в этот же период на заводе была создана школа тракторов промышленного назначения, которые предназначались в агрегате с различными видами навесного и прицепного оборудования для выполнения землеройных, планировочных, мелиоративных, грузоподъемных и других видов работ.

В конце 1960-х завод приступил к работам по созданию и подготовке производства тракторов T-130 мощностью 130...140 л.с. и первого в мире гусеничного промышленного трактора ДЭТ-250 мощностью 310 л.с. с дизель-электрической трансмиссией и эластичной торсионной подвеской ходовой системы. Подходы к созданию этих двух новых моделей тракторов были разными. Трактор T-130 как последовательное развитие машин C-100 и T-100M тягового класса 10 создавался универсальной машиной, которую можно было бы использовать как в сельском хозяйстве, так и в промышленных отраслях. Выпуск тракторов ДЗТ-250 был организован на площадях танкового производства с годовым объемом производства не более 500 машин, а производство трактора T-130 потребовало основательной реконструкции и расширения всего завода.

Трактор Т-10 с прямым бульдозерным отвалом и трехзубцовым рыхлителем

Освоение новых месторождений полезных ископаемых, в том числе добычи открытым способом, требовало создания тракторов высокой единичной мощности. Конструкторы ЧТЗ разработали семейство таких тракторов тяговых классов 15, 25, 35 – это были модели Т-330 и Т-500, тракторы классов 25 и 35 для вновь строящегося в г. Чебоксары Завода промышленных тракторов. Впоследствии конструкторская документация была передана на этот завод.

В 1979 году на ЧТЗ начались работы по созданию конструкции трактора Т-800 мощностью 820 л.с. тягового класса 75, опытный образец которого изготовили к 50-летнему юбилею завода. Продолжая наращивать выпуск тракторов, завод в ноябре 1984 года изготовил миллионный трактор с маркой ЧТЗ, а в 1988-м достигнут максимальный годовой объем производства тракторов – 31,5 тыс.

Трубоукладчик ТР-20 грузоподъемностью 20 т

Одновременно с разработкой новых моделей тракторов на заводе проводились работы по модернизации серийных моделей T-170 и ДЭТ-250М2. Продолжались работы по созданию гидромеханической трансмиссии для трактора T-10.

В октябре 1992 года Производственное объединение «Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина» было преобразовано в акционерное общество «Уралтрак». В период перестройки существенно возросли цены на металл, энергоресурсы, комплектующие изделия, сократился портфель заказов, упал реальный платежеспособный спрос, и все это вместе взятое привело к росту цен на тракторы и резкому падению объемов производства до 8...10 раз. Сокращение рабочих мест, задержки с выплатой зарплаты в конечном итоге привели к забастовке трудового коллектива и банкротству завода. После этого к руководству ЧТЗ пришла другая команда менеджеров, которую вряд ли можно назвать новой, ведь многие из них работали на этом предприятии всю свою жизнь. На заводе началась реализация новой технической политики, в основу которой положены перспективные направления:

• переход на выпуск полнокомплектных тракторных землеройных погрузочных и грузоподъемных агрегатов, т. е. оснащение тракторов навесным рабочим оборудованием – бульдозерным, рыхлительным, погрузочным, трубоукладочным и др. собственного изготовления;

Болотоходный бульдозер Б-10Б

• проведение глубокой модернизации серийно выпускаемых машин, направленной на существенное повышение их технического уровня;

• модернизация тракторных дизелей и разработка мощных 12-цилиндровых V-образных двигателей для модернизации серийной и вновь создаваемой танковой техники;

• разработка колесной землеройной техники;

• расширение числа комплектаций машин для более полного удовлетворения запросов потребителей, включая применение импортных агрегатов и комплектующих;

• разработка перспективного семейства гусеничных инженерных машин.

Виброкаток ВК-24

Реализация отдельных направлений этой программы позволила заводу провести серьезную модернизацию тракторов T-170M и ДЭТ-250М2. Модернизация трактора T-170M тягового класса 10 заключалась в установке новой современной комфортабельной кабины с системой защиты ROPS, повышении запаса крутящего момента двигателя до 25...30%, установке гусениц со смазываемыми шарнирами, опорных и поддерживающих катков с одноразовой смазкой, нового узла крепления гидроцилиндров управления бульдозерным оборудованием, что позволо повысить заглубляющее усилие отвала, более долговечных механизмов поворота и тормозов и др. Трактор комплектуют пятью или шестью катковыми ходовыми системами и механической или гидромеханической трансмиссией.

Модернизированная модель получила обозначение T-10M.
Модернизация трактора ДЭТ-250М2 предусматривала установку новой современной комфортабельной кабины, оснащенной системой защиты ROPS, дизеля ЯМЗ-7512 мощностью 330 л.с. (вместо двигателя серии В2), имеющего более высокий ресурс и топливную экономичность, применение в электромеханической трансмиссии электромашины переменного тока. Модернизированная модель обозначается ДЭТ-320.

Наряду с этим заводом разработан базовый гусеничный трактор T-15.4021 тягового класса 15 мощностью 205 л.с. Его оснастили гидромеханической трансмиссией, планетарной коробкой передач, гусеничной ходовой системой с семью катками, поперечной балансирной балкой с микроподрессориванием, гусеницей со смазываемыми шарнирами, сегментной конструкцией зубчатых венцов ведущих колес. Эта модель трактора имеет высокий уровень унификации с трактором T-10M. Новую модель оснащают прямым и полусферическим бульдозерным отвалом, однозубым или трехзубым рыхлителем.

Завод разработал новые модели колесных машин – бульдозер БК-1 мощностью 230 л.с., массой 17 т с гидростатической трансмиссией и шарнирно-сочлененной рамой, а также фронтальный одноковшовый погрузчик ПК-5 мощностью 230 л.с., массой 17,3 т, грузоподъемностью 5 т с ковшом вместимостью 2,5 м3.

Значительного успеха завод добился в создании и организации производства V-образных 12-цилиндровых дизельных двигателей специального назначения, лицензию на производство которых приобрели некоторые зарубежные страны. Это семейство двигателей охватывает диапазон мощности от 780 до 1000 л.с. Ведутся работы над двигателями мощностью 1200 и 1500 л.с.

На заводе принята концепция создания нового типизированного семейства промышленных тракторов мощностью от 90 до 600 л.с., предусматривающая включение в это семейство шести базовых моделей гусеничных тракторов классов 6, 10, 15, 25, 35 и 50 с диапазоном массы от 8 до 50 т. В основе концепции – принципы модульности конструкции, наличие систем автоматизации, высокий уровень безотказности и большого ресурса, а также экологическая безопасность, комфортабельность и легкость управления. Для этого семейства предусмотрена разработка двигателей и с рядным, и с V-образным расположением цилиндров, высокой литровой мощности и единой размерности 130/ 150 мм.

Развернуты работы по созданию машин с гидростатической трансмиссией, построенных на едином силовом модуле, к числу которых завод относит колесные бульдозеры и погрузчики, вальцовые и кулачковые виброкатки, компакторы (уплотнители мусора и твердых отходов).

Малогабаритный трактор «Уралец» с коммунальным оборудованием

ЧТЗ-Уралрак приступил к производству малогабаритной техники. Так, создан универсальный колесно-гусеничный малогабаритный трактор «Уралец» мощностью 12 л.с. для небольших сельхозугодий, агрегатируемый с различным с.-х. навесным оборудованием и устройствами для коммунального хозяйства.

В январе 2001 года трактор T-10.02 получил сертификат качества из Германии, дающий право реализации этой продукции в странах Европейского Союза. В конце 2002 года была сертифицирована действующая система качества продукции ЧТЗ на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001. Одним словом, несмотря на все сложности экономического и производственного характера ОАО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» сохранил свой статус в машиностроительном комплексе России.