Стальные мышцы «Муромца»

Увеличение объемов строительства на небольших рассредоточенных объектах пробудило интерес машиностроителей к созданию универсальной спецтехники, способной теоретически заменить две-три специализированные машины. Фактически эффективность применения многоцелевых агрегатов увеличивается в 1,2...2,3 раза, поскольку сокращаются простои и экономятся средства на приобретение и эксплуатацию универсальных землеройно-погрузочных агрегатов. К машинам подобного рода относятся экскаваторы-погрузчики, которые по международному стандарту ИСО 6165–87 называются «обратная лопата-погрузчик». Под «обратной лопатой» подразумевается экскаваторное оборудование.

Раньше отечественные заводы производили экскаваторы-погрузчики на базе колесных тракторов «Владимирец», «Беларус», ЗТМ, ЛТЗ и ЮМЗ, т. е. «тракторной» компоновки. При смене навесного оборудования зачастую требуется вмешательство квалифицированных специалистов, грузоподъемное оборудование, а в ряде случаев – дополнительные узлы, например гидроходоуменьшитель.

Практикой доказана эффективность использования экскаваторов-погрузчиков на линейно-протяженных работах при строительстве, ремонте и реконструкции водо-, газопроводов, электрокабелей в коммунальной сфере, в дорожном строительстве при ремонте и реконструкции водопропускных сооружений, восстановлении инженерного обустройства дорог и др. В фермерском хозяйстве, на строительстве коттеджей экскаваторы-погрузчики заменяют сразу три машины: экскаватор, погрузчик и самосвал, поскольку в ковше можно перемещать инертные материалы (песок, щебень) и штучные грузы на расстояние 1...2 км с прицельной отсыпкой по месту укладки. При транспортировке навесное экскаваторное оборудование, исполняющее роль контргруза, препятствует продольному опрокидыванию погрузчика в сторону ковша.

ОАО «Муромский машиностроительный завод» в содружестве с ОАО «ВНИИстройдормаш» сделало существенный шаг вперед, спроектировав и освоив выпуск экскаватора-погрузчика ПК-301 «Муромец». Машина не имеет отечественных аналогов и разработана специально для российского потребителя. При его разработке применили оригинальное решение конструкции – переднее расположение двигателя и шарнирно-сочлененную раму. На передней полураме расположен моторно-трансмиссионный блок, состоящий из дизеля Д-245 производства Минского моторного завода и гидромеханической передачи. Все четыре колеса ведущие, кабина находится на передней полураме. Немаловажно, что при конструировании максимально использовали стандартные узлы и детали (гидромеханическую передачу, ведущий мост, гидроусилитель рулевого управления, тормозную систему), выпускаемые серийно и хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации. Такой подход позволил снизить стоимость машины, увеличить ее надежность и ремонтопригодность, упростить технологию изготовления.

Погрузочное оборудование ПК-301 «Муромец» установлено на передней полураме и состоит из стрелы, ковша и рычажной системы для перемещения ковша и сохранения его положения при опускании или подъеме. Ковш опрокидывается по Z-образной схеме. Четыре ведущих колеса одинакового диаметра и большая сцепная масса машины позволяют развивать тяговое усилие 120 кН. «Муромец» грузоподъемностью 3,3 т с погрузочным ковшом вместимостью 1,5 м3 уверенно маневрирует на рабочих площадках с уклонами до 15°. С помощью погрузочного оборудования ведут погрузочно-разгрузочные работы выше уровня стоянки с сыпучими, мелкокусковыми материалами и разрыхленным грунтом, который добывают из массива экскаваторным оборудованием, а также планируют поверхности и засыпают траншеи. В качестве дополнительного оборудования вместо обычного 1,5-кубового ковша на стреле погрузчика можно монтировать двухчелюстной грейферный ковш, поддонные вилы для контейнеров, захват для погрузки длинномерных бревен, скоростной и шнековый снегоочистители.

Экскаваторное оборудование ПК-301 установлено на задней полураме. Под действием двух гидроцилиндров поворотная каретка может поворачиваться на 180°, а также она перемещается влево-вправо по двум поперечным направляющим, на которых подвижно закреплена. Каретка не оснащена собственным приводом и перемещается боковыми усилиями, создаваемыми экскаваторным оборудованием.

Благодаря такому техническому решению «Муромец» может вести работы вблизи оград и стен строений. Фиксируется каретка в направляющих четырьмя плунжерными гидроцилиндрами, и оператору не надо покидать кабину, чтобы перемещать ее и зафиксировать вручную. Для обеспечения устойчивости при работе ПК-301 оснащен двумя аутригерами.

Длина стрелы и рукояти экскаватора обеспечивает радиус копания 5,6 м. Ковш «обратная лопата» вместимостью 0,5 м3 в сочетании с возможностью поперечного смещения оси копания позволяет с высокой эффективностью выполнять земляные работы в стесненных условиях. Экскаватор используют для прокладки траншей под коммуникации, разработки небольших котлованов под фундамент зданий, добычи на месте и погрузки в транспортные средства строительных материалов. Разработку материалов ведут ниже опорной поверхности машин, что объясняется спецификой использования «обратной лопаты». На экскаваторную стрелу вместо 0,5-кубового ковша монтируют ковш «обратная лопата» (0,25 м3 для тяжелых грунтов и 0,15 м3 для узких траншей), гидромолот для разрушения дорожных одежд и бетонных покрытий, захват для бревен и других материалов, фрезу для ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий. Также применяются приспособления быстрого съема – это обеспечивает универсальность и расширяет область применения техники.

Современная шумоизолированная герметичная кабина с защитой ROPS-FOPS (защита при опрокидывании и защита от падающих предметов) обеспечивает хороший обзор и безопасность. Компоновка кабины хорошо продумана: комфортабельный интерьер, удобный доступ к органам управления, полностью регулируемое поворотное сиденье, рулевая колонка с изменяемым углом наклона создают комфортные условия для работы, что повышает производительность, снижает вероятность совершения оператором ошибок, а значит, обеспечивает безопасность работ. Усилия на рычагах и педалях существенно ниже нормативных. В кабине ПК-301 предусмотрены системы обогрева. Параметры машины, связанные с безопасной эксплуатацией и эргономикой, соответствуют требованиям российских и международных стандартов.